Современные подходы к изучению и диагностике характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является доскональное изучение определения характера, его свойств, особенностей. Также целью есть выявление существующих на сегодняшний день типологий характеров, их противоречивость и многофакторность.
Объектом исследования данной работы является личность человека как психологическая категория, которая характеризуется такими свойствами, присущими ей, как направленность, темперамент, способности, воля, характер.

Содержание

Введение
1Основные понятия характера.
1.1. История учений о характере.
1.2. Типология характеров. Проблемность вопроса.
2. Современные отечественные характерологические концепции
3. Становление методов диагностики характера. Современная диагностика характера
3.1. Особенности изучения психологического понятия «характер» зарубежными психологами
3.2. Современные отечественные характерологические концепции 4.Становление методов диагностики характера.
4.1Современная диагностика характера
4.2Описание акцентуаций по Леонгарду Заключение Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

        В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

       Как видим, определить понятие характера человека, как свойства личности, очень сложно, настолько оно многогранно и  зависит от многих факторов и параметров, от индивидуальных особенностей каждой личности.

       Характер невозможно изучать и рассматривать отдельно от других свойств личности, таких как темперамент, способность, направленность действий, мотивация, воля. Характер тесно связан с отношением человека к другим людям, к самому себе, к окружающей действительности. Он определяется выбором целей своих действий, деятельности и средствами для их достижения. Только в комплексе с изучением и определением личности как единого целого можно приблизиться к пониманию характера как предмета психологического исследования.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

                       2. История учений о характере

Характерология - отрасль  психологии личности, иногда рассматривается  как  самостоятельная психологическая  наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет  которой характер.

         Учение о характере – характерология - имеет  длительную  историю своего развития. Важнейшими проблемами  характерологии  на  протяжении веков  было установление типов характера и их определения по  его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

        Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов. Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными. Восточные гороскопы устанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых проходит под знаком какого-нибудь животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в соответствии с которыми и складывается его характер. Однако сравнение характеристик аналогичных животных в японском или, скажем, китайском гороскопах также существенно различается.

Не менее популярны  попытки связать характер человека с его именем. В последнее время  эта ветвь характерологии получила  новый импульс развития. Теоретики  данного направления считают, что  определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С  одной  стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у  ребенка наблюдается в первые месяцы жизни, с другой - в это  же время самой гаммой звуков, которую  наблюдает ребенок, является его  собственное имя.             Младенец не подражает услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех группах мышц, мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесении имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и без того стремительного роста. В конце концов, эти маленькие, но заметные в своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано развитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга. Подобным образом формируется и характер [5, стр.302]

Значительное влияние  на развитие характерологии оказала  физиогномика - учение о связи между  внешним обликом человека и его  принадлежностью к определенному  типу личности, благодаря чему по внешним  признакам могут быть установлены  психологические характеристики этого  типа. Еще пять тысяч лет назад  греческий мыслитель Гермес Трисмегит высказал мысль: «Что внутри, то и снаружи» [5, стр.228]. Этим самым было выдвинуто правильно предположение, что тело не лжет, оно, подобно зеркалу, отражает истинное положение вещей. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, швейцарского священника, поэта и художника, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение  строения головы, конфигурации черепа, мимики, глаз и т.д. В 1775-1776 годах он опубликовал четырехтомный труд «Физиогномические фрагменты». [5, стр.229]

Не менее знаменитую и  богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет  хиромантия. Хиромантия - система предсказаний черт характера человека и его  судьбы по кожному рельефу ладоней. До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода [5, стр.277]. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии ярким представителем которого был немецкий психолог Э.Кречмер, последователем его был отечественный психиатр А.Е.Личко.

Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее  время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими  сколько-нибудь  достоверными данными  о том, что характер человека зависит  от строения тела, конфигурации лица, цвета  глаз и т.д. Связь между внешностью человека и складом его характера  отчетливо прослеживается как в  литературных произведениях, так и  в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость  между привычным выражением лица человека и складом его характера  не является однозначной. Наиболее яркое, отчетливое представление о характере  человека можно получить, зная специфику  его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых  становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя  на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей.

         3. Типология характеров. Проблемность вопроса

Попытки построения типологии  характеров неоднократно предпринимались  на протяжении всей истории психологии. Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые  являются общими и показательными для  некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует  понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой  группы людей.

      Все типологии  человеческих характеров исходили  из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется  довольно рано в онтогенезе  и на протяжении остальной  его жизни проявляет себя как  более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных  черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые  типы, позволяющие выявлять и  строить типологию характеров.

3. Большая часть людей,  в соответствии с этой типологией, может быть разделена на группы.

Но все классификации  характеров ныне односторонние, и дают возможность приближенно и условно  разграничить людей по типам, темпераментам  или другим особенностям. При попытке  более подробного деления типов  характера, сами классификаторы путаются в такой сложной классификации. А.Ф.Лазурский по этому поводу еще в начале ХХ века заметил: «Мы видим, что составление естественной классификации характеров, которая, с одной стороны, охватывала бы всю сложность человеческого характера, каким он наблюдается в жизни, а с другой — давала бы возможность распределять по группам эти сложные характеры, представляется делом далеко не легким» [19, стр.2].

В настоящее время нет  общепринятой классификации типов  характеров, поэтому, поэтому следует  подходить к этому вопросу  условно, разграничивая людей по типам, темпераментам и другим особенностям.

     

3.1. Особенности  изучения психологического понятия  «характер»  зарубежными психологами

      В зарубежной  психологии, начиная с 30-х годов  20 века, категория характера постепенно  изымается из научного языка,  как не имеющая самостоятельного  содержания. По Гордону Олпорту наибольшим завоеванием психологии 20 века является открытие личности, а ее важнейший атрибут – индивидуальность. В большинстве стран тема характера утратила свой автономный статус, а сама категория либо отождествляется с личностью, либо считается ее анахронизмом.

       В американской психологии характер не выделяется в отдельную тему. Происходит отождествление терминов «характер» и «личность», первый концепт вытесняется вторым. Характер интерпретируется в форме моральной оценки личности, его относят к области этики (Олпорт, Дреджер). Дреджер называет характер моральной концепцией. Согласно Гилфорду (Гилфорд Джой Пол, американский психолог), характер – этический аспект поведения, и среди факторов, образующих структуру характера, он выделяет потребность человека в свободе, в самостоятельности, принятие этических кодексов, честность. Считается, что у американца должны быть: хороший IQ, чувство ответственности и крепкое эго. Сторонники определения характера как этического аспекта личности обычно в своих работах по личности почти не пользуются концепцией характера, тем самым, отказываясь давать психологическую интерпретацию его черт, или же говорят о чертах характера, не употребляя термин «характер».

       В своей «Биосоциальной теории личности» психолог Вашингтонского университета Роберт Клонингер утверждал, что структура характера обусловлена социально-культурным  контекстом и выделил четыре оси темперамента:

    • “избегание  опасности” (harm avoidance),

    • “поиск новизны” (novelty seeking),

    • “зависимость  от награды” (reward dependence),

    • “упорство” (persistence).

      «Избегание опасности» проявляется в интенсивной реакции на негативные стимулы, выражающейся в избегании наказаний, новых стимулов и фрустрации без вознаграждения, подкрепления. Субъекты, у которых такое свойство выражено весьма сильно, склонны быть пессимистичными и волноваться в ожидании будущих событий, что приводит к пассивности, уклончивому поведению и быстрой утомляемости. Противоположная сторона данного свойства характеризует людей как бодрых, подвижных, полных оптимизма. Клонингер предполагает, что оно связано с нейротизмом.

       «Поиск новизны» выражается в сильном оживлении в ответ на новые стимулы, в склонности к исследовательской активности. Те, у кого это свойство выражено достаточно сильно, импульсивны, возбудимы, экстравагантны и непостоянны; напротив, субъекты, отличающиеся слабой его выраженностью, ригидны, скромны и постоянны. По своим проявлениям это свойство представляет аналог экстраверсии.

         «Зависимость от награды» выражается во времени поддержания или скорости угасания поведения, которое вызвано возможностью награды или наказания. Сильная проявленность данного свойства связана с чувствительностью, эмоциональностью, зависимостью и социабельностью человека, слабая — с прагматичностью, нечувствительностью, черствостью, хладнокровием.

        Люди с высокими и низкими оценками по шкале “упорство” различаются легкостью, с которой они отказываются от намеченной цели, встречая препятствия.

        Р.Клонингер высказал предположение, что выделенные им различные свойства темперамента связаны с функционированием различных нейротрансмиттеров. Он связал “избегание ущерба” с серотониновой системой мозга, “поиск новизны” — с дофаминовой, а “зависимость от награды” - с норадреналиновой [23].

        Идеи Клонингера экспериментально подтверждены в ряде исследований, однако во многих из них они не были доказаны.

        Синонимичность понятий «характер» и «личность» наблюдается  и в английской психологии. Никаких крупных работ о характере нет. Но самым известным представителем английской школы психологии по изучению характера является Г.Ю.Айзенк, английский учёный-психолог. Он является соавтором структурно-динамической теории черт личности. Характер он определял как волевой аспект личности.

         Многозначность концепта «характер» просматривается во Франции. Термин «характер» используется в значении личность, аффективность, целостность личности, ее свойство.

        Лесен называет характер «скелетом» и выделяет три составляющих характера:

1.Эмоциональность – то, как часто человек бывает сильно  взволнован

2.Активность – потребность  в действии,  в осуществлении плана действий (неактивные люди воспринимают все как тяжелый труд)

3.Первичность/вторичность.  Вторичные люди долго остаются  под впечатлением, долго переживают  впечатления, пресыщение впечатлениями.  Они как аккумуляторы – хорошо  заряжаются и плохо разряжаются.  В настроении они часто ровны.  Первичные - наоборот, легкомысленны, настроение изменчиво.

Берже Гасто - французский философ, последователь Лесена – выделил следующие группы:

1.Эмоциональные, активные, вторичные – страстные (пример, Наполеон)

2.Эмоциональные, активные, первичные – холерики (Гюго)

3.Эмоциональные, неактивные, вторичные – сентиментальные (Робеспьер)

4.Эмоциональные, неактивные, первичные – нервные (Стендаль)

5.Неэмоциональные, активные, вторичные – флегматики (Кант)

6.Неэмоциональные, активные, первичные – сангвиники (Монтеспьер)

7.Неэмоциональные, неактивные, вторичные – апатичные

8.Неэмоциональные, неактивные, первичные – аморфные

         Основой для концепции французского психолога Л.Кормана являлся клинический материал и его теоретическое осмысление, в итоге которого появилось направление, названное морфопсихологией. Термин «морфопсихология» введен Корманом в 1947г.. Слово происходит от греческого корня «морфо-» (форма) и от названия науки о психике - «психология». В основе теории Кормана лежит закон “расширения-сжатия”, открытый в XIX в. врачом Сиго. Сиго сделал вывод, что разные типы физической конституции коррелируют с разными способами защиты от воздействия окружающей среды. Тучные («расширенный» тип) отличаются низкой чувствительностью и посредственной защитной реакцией, что приводит их к неразборчивому поглощению элементов среды, включая вредоносные. Худые («суженый» тип) обладают сверхчувствительностью с очень острой реакцией защиты, благодаря чему они отвергают все элементы среды, воспринимаемые ими как вредоносные или опасные. Т.о., уменьшение веса тела интерпретируется не как его атрофия, а как предохранительный механизм, способствующий поддержанию жизни, но не угасанию.

Информация о работе Современные подходы к изучению и диагностике характера