Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа
Целью данной работы является доскональное изучение определения характера, его свойств, особенностей. Также целью есть выявление существующих на сегодняшний день типологий характеров, их противоречивость и многофакторность.
Объектом исследования данной работы является личность человека как психологическая категория, которая характеризуется такими свойствами, присущими ей, как направленность, темперамент, способности, воля, характер.
Введение
1Основные понятия характера.
1.1. История учений о характере.
1.2. Типология характеров. Проблемность вопроса.
2. Современные отечественные характерологические концепции
3. Становление методов диагностики характера. Современная диагностика характера
3.1. Особенности изучения психологического понятия «характер» зарубежными психологами
3.2. Современные отечественные характерологические концепции 4.Становление методов диагностики характера.
4.1Современная диагностика характера
4.2Описание акцентуаций по Леонгарду Заключение Список использованной литературы
Методы Россолимо, основывающиеся на сравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащали клинические исследования данными психического развития больных детей, что имело большое значение при диагностике различных сторон психической и нервной патологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.
К третьей группе можно отнести методы Левитова Н.Д., который профилировался на изучении автобиографий, дневников, писем, архивных данных.
Отметим методы изучения характера по Левитову Н.Д.:
1. Наблюдение. 2. Самонаблюдение и самоанализ. 3. Эксперимент. 4. Беседа, анкета. 5. Анализ продуктов деятельности. 6. Свободное сочинение.
Источниками познания характера являются дневники, письма, биографии, автобиографии, мемуары, художественные произведения.
Оценка и обработка характерологического материала производится по двум линиям:
- номотетическая (в характерологии как науке надо находить только обобщения и закономерности);
- идеографическая (направлена на изучение индивидуальных случаев во всем своеобразии и полноте).
Номотетический метод – установление общих закономерностей. Направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.
Номотетическая психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов человеческого поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения социальных явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психических и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники номотетического подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования номотетическими науками результатов, полученных с помощью идеографических методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной цели. В-шестых, номотетические теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают функционалистские объяснения явлений.
Идеографическая психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.
Идеографический метод – изучение индивидуальных методов. Направленность диагностического обследования на описание и объяснение личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.
Этот метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных.
Архивные исследования можно
рассматривать в качестве эффективного
способа использования
Преимущества архивных исследований:
в современных условиях доступны
огромные объёмы информации, обеспечивающие
почти неисчерпаемые
Недостатки архивных исследований: в имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью. При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу. При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.
Разновидностями данного метода являются биографический метод и контент-анализ.
Биографический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
Контент-анализ представляет
собой метод систематического изучения
материала, при котором качественная
информация распределяется по заранее
определённым категориям. Применяется
в политической психологии, психологии
рекламы и коммуникации, а также
в других социальных науках. Развитие
метода связано с развитием
Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия.
Основные идеографические методы: исследование профилей личностных черт (Штерн, Кеттел и др.); биографический метод и его разновидности; анализ и обобщение документальных материалов (Штерн, Лазурский, Маслоу, Теплов, и др.); естественный эксперимент Лазурского; феноменологический метод (техника репертуарных решеток Келли) и др.
К третьей группе отнесем также патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). На основе классификации характеров, которая принадлежит известному отечественному психиатру А.Е.Личко и была построена на типологии характеров по Кречмеру, в 1970г. был предложен патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), предназначенный для определения типов акцентуаций характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте. ПДО является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Опросник неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983г. [Личко]
Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем (самочувствие, настроение, сексуальные проблемы, отношение к родителям и т.д.). В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений.
Обследование проводят в два этапа. Первоначально, обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора («0» в регистрационном листе). Семь и более отказов по двум этапам – показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок.
Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций, а также сопоставления частот выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера:
1.Гипертимный тип. Отличается
почти всегда хорошим, слегка
повышенным настроением. Имеет
высокий тонус, энергичен,
2.Циклоидный тип. У
него часто меняется
3.Лабильный тип. Он
характеризуется крайней,
4.Астеноневротический тип.
Характеризуется повышенной
5.Сенситивный тип.
6.Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний. Неспособен отвечать за себя и свои поступки.
7.Шизоидный тип.
8.Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышено ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
9.Истероидный тип. Проявляет
повышенную любовь к самому
себе, жажду внимания со стороны,
потребность в почитании,
10.Неустойчивый тип.
11.Конформный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать из себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам».
А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как: а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно; б) амальгамные – формирующиеся в течение жизни вследствие наслоения черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.
Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый. На основе полученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т.е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера. С помощью шкалы субъективной оценки могут быть выявлены также черты достоверно отвергаемых типов.
Теоретической основой ПДО
является, как отмечает автор, опыт
психиатрии клинико-нозологического
направления и концепция
Информация о работе Современные подходы к изучению и диагностике характера