Современные подходы к изучению и диагностике характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является доскональное изучение определения характера, его свойств, особенностей. Также целью есть выявление существующих на сегодняшний день типологий характеров, их противоречивость и многофакторность.
Объектом исследования данной работы является личность человека как психологическая категория, которая характеризуется такими свойствами, присущими ей, как направленность, темперамент, способности, воля, характер.

Содержание

Введение
1Основные понятия характера.
1.1. История учений о характере.
1.2. Типология характеров. Проблемность вопроса.
2. Современные отечественные характерологические концепции
3. Становление методов диагностики характера. Современная диагностика характера
3.1. Особенности изучения психологического понятия «характер» зарубежными психологами
3.2. Современные отечественные характерологические концепции 4.Становление методов диагностики характера.
4.1Современная диагностика характера
4.2Описание акцентуаций по Леонгарду Заключение Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

         Корман рассматривает расширение и сжатие как открытость и закрытость по отношению к окружающей среде. Объект изучения морфопсихологии: лицо человека. Корман считал, что эта часть тела в наибольшей степени дифференцирует людей друг от друга, и что это сжатая морфологическая формула индивида.

        При этом Корман выделяет ведущие признаки в каждом лице: “большое лицо” – овал лица, заданный костным каркасом, а также височной и жевательной мышцами, задает тип – расширенный или суженный, что отражает жизненные ресурсы индивида. Широкое лицо (диаметр превышает высоту до бровей) свидетельствует о выраженной жизнеспособности, свободном обмене со средой, хорошей адаптации. Узкое лицо (диаметр равен или меньше высоты до бровей) указывает на относительно небогатый запас жизненных сил, сдержанный обмен со средой, закрытость, а, следовательно, сниженную адаптивность.

        Единственный метод Кормана – наблюдение, поэтому данные нуждаются в строгой экспериментальной проверке.

        Идентификация понятий «характер» и «личность» наблюдается также в германской психологии. Попытки вычленения характера в виде личностного ядра провели А.Веллек, Томе. А.Велек называет характер ядром личности, ее сердцевиной, говоря о его устойчивости. Немецкий психолог Томе также подчеркивает константность, медленность в изменчивости характера.

Одной из наиболее известных  и ранних классификаций является классификация, которая еще в  начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Эриком Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его коллега К. Леонгард, А.Е. Личко, У.Г.Шелдон и ряд других ученых.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по  Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу  свойствен сильно развитый скелет  и мускулатура. Такой человек  обычно среднего или высокого  роста, с широкими плечами,  мощной грудной клеткой. У него  плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается  сильно развитыми внутренними  полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при  слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном  аппарате. Такой человек среднего  роста с короткой шеей.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера.

      Широко  известна классификация акцентуации  характера, разработанная немецким  ученым К.Леонгардом, последователем Кречмера. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера. Под акцентуацией характера понимается чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека. В отдельных случаях акцентуированные черты характера могут быть приняты за свойства темперамента. Поэтому при изучении темперамента и характера следует тщательно отграничивать свойства темперамента от тех характерологических черт личности, которые явно относятся к акцентуированным.

Люди различаются между  собой не только акцентуированными  чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности, которые придают человеку как таковому его индивидуальные черты. К тому же людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Жизненные обстоятельства определяют личность, но и личность определяет, как будет строиться жизнь. Сначала Леонгард выделяет черты, определяющие индивидуальность. Они могут быть отнесены к различным сферам:

- сфера направленности  интересов и склонностей (эгоизм-альтруизм)

- эмоционально-волевая сфера

- интеллектуальная сфера

           Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Акцентуация всегда предполагает усиление степени определенной черты. Многие черты невозможно строго дифференцировать, т. е. трудно установить, относятся они к ряду акцентуаций или лишь к индивидуальным вариациям личности. Например, если говорить о честолюбии, то следует, прежде всего, определить, относится оно к сфере интересов и склонностей или является чертой акцентуированного застревания. Последнее определение возможно при яркой выраженности данной черты: слепой карьеризм вряд ли можно отнести к сфере направленности интересов.

          Акцентуированные черты характера далеко не так многочисленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность перейти в патологию. На тех ступенях, которые еще остаются в пределах нормы, они составляют особенности человека лишь в той степени, в какой они накладывают индивидуальный отпечаток на его личность. Тем не менее, у них есть существенная особенность — возможность их превращения в чрезмерные. Можно предполагать, что они существуют и у среднего человека, однако при незначительной степени эти черты остаются незаметными для окружающих. Если они достигают определенной силы, они накладывают свой отпечаток на личность; при еще большей выраженности они отражаются как помеха на всем складе личности.

        Методикой изучения Леонгарда являются наблюдение (в естественной среде обитания: мимика, жесты, поведенческие реакции) и исследование. Исследование предполагает изучение типов реакций. Испытуемому предлагается дать самооценку, описать свой характер и поведение. В процессе проявятся как осознаваемыми испытуемыми моменты, так и специфические для него реакции.

        В результате вышеизложенного просматривается, что нет единого мнения и единого взгляда по вопросу психологической категории характера. Одни психологические школы вообще отрицают наличие такого понятия как характер, заменяя или смешивая его с понятием «личность», другие, наоборот – стали основополагателями признанных в психологических кругах взглядов, определений, пониманий важности выделения категории характера в отдельную значимую единицу изучения личности. Работы и методики Э.Кречмера, К. Леонгарда, Г.Ю.Айзенка, Р.Клонингера и многих других ученых-психологов получили поддержку и признание своих коллег в психологических школах разных стран.

 

    3.2. Современные отечественные характерологические концепции

         В отечественной психологии просматривается стремление к различению терминов «личность» и «характер».

Известный российский психолог С.Л.Рубинштейн различал такие компоненты личности, как направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Личность не сводится к сумме этих компонентов, но вне их ее познание невозможно. В характере он выделял компоненты: направленность и образ действия. Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности. Характерологические свойства личности обуславливают ее направленность, накладывают отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении к миру, другим людям, себе.

Н.Д.Левитов – российский психолог, доктор психологических наук - определял характер в строгом, собственном смысле как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. В широком смысле слова под характером надо понимать индивидуально ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. При данном определении характера к нему можно отнести и качества темперамента, и способности, если они являются ярко выраженными индивидуальными чертами и воздействуют на поведение человека.

      Воля и направленность тесно связаны между собой. Недооценка воли – недооценка действенности характера, недооценка направленности – недооценка содержательной стороны характера. Характер получает свою содержательность в зависимости от целей, дающих направление его деятельности. Направленность – это характеризующее данного человека, своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность включает в себя значимые отношения, действительно влияющие на поведение человека. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, т.к. делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность. Для обозначения отношения человека к окружающей действительности применяются и другие понятия: идеал, интерес, склонность, чувство, мотив. Каждое из этих понятий оттеняет ту или другую сторону направленности. Но полностью заменить понятие направленности не могут. Воля – сторона психической деятельности, которая отражает общественные потребности и выражается в сознательной постановке цели, решимости или готовности достигнуть этой цели, активности, организованности и стойкости, необходимых для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

        Многими отечественными психологами направленность, иногда выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.

        Б.Г.Ананьев, российский психолог, доктор педагогических наук, профессор, к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действия.

        Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах. В волевых процессах характер получает одно из наиболее адекватных себе выражений.

        Весомый вклад в историю изучения психологии характера внес русский психолог А.Ф.Лазурский. В начале XXв. А.Ф.Лазурский пишет: «Ближайшей целью систематического изучения индивидуальных характеров является… составление естественной и общепринятой классификации, которая, с одной стороны, давала бы возможность причислить любое изучаемое лицо к известной определенной группе, а с другой стороны — представляла бы достаточный исходный пункт для дальнейшего изучения людских разновидностей» [19, стр.2]. В своем учении о характерологии он выделил две сферы жизнедеятельности человека – эндопсихику, как природную основу личности, и экзопсихику, как систему отношений личности с окружающим миром. В экспериментальной психологии Лазурский придавал большое значение естественному эксперименту. На основе своего учения о характерологии он предложил классификацию характера человека, исходя из его предпочтений и наклонностей к определенному образу деятельности.

         Доктор психологических наук H.H.Обозов стал автором концепциии о трехкомпонентной структуре человеческого поведения, включающей в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Ею была дополнена типология Э. Кречмера.

           В концепции отмечается, что преобладание познавательного или информационного компонента определяет человека-«мыслителя», аффективного (эмоционально-коммуникативного) — человека-«собеседника», а практического (поведенческого, регулятивного) — человека-«практика». Краткая характеристика типов поведения личности в данной трехкомпонентной структуре приводится по данным H.H. Обозова [13, с.4] В структуре личности почти никогда эти компоненты («мыслитель», «собеседник», «практик») в чистом виде не встречаются. Всегда имеется определенное сочетание этих типов у каждого человека.

          «Мыслитель». Для него характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве. Он любит разнообразные логические задачи, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Ввиду этого его отличают малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи.

          «Собеседник». Этот тип ориентирован на общение, установление контактов. Он любит компании, умеет шутить над собой и над другими.

          «Практик». Представитель этого типа терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей, может быть хорошим организатором. Практик незаменим в определенных областях производственной деятельности, где требуется четкое выполнение обязанностей, жесткая функциональная взаимосвязь членов коллектива.

           H.H. Обозов разработал методику определения преобладающих компонентов в структуре личности. Методика позволяет достаточно быстро определить соотношение этих компонентов в структуре личности испытуемого путем проявления его поведения в познавательной и эмоционально-потребностной сферах.

           Таким образом, в отечественной психологии направленность начала превращаться в понятие, включающее составляющие: интерес, идеалы, основное отношение к себе, природе, обществу и т.п.

В отечественной психологии с конца 70-х годов 20 века все более  упрочивается взгляд на понятие личности как на структуру мотивационно-смысловых  образований, или структуру личностных смыслов. В действительности личность человека – это структура не только и не просто личностных, но и жизненных  смыслов. Их комплекс выражает то, ради чего существует данный субъект, на что  он тратит свою жизнь, что включает ее центральное содержание. Личность есть у каждого человека, вопрос в том, чем она наполнена, какое  непосредственное содержание имеют  жизненные смыслы. Сеансы клинической  беседы с испытуемыми от 10 до 90 лет  показывают, что в отличие от просто личностных, жизненные смыслы относительно немногочисленны. Уже в ранней зрелости они достаточно осознанны людьми, но названные смыслы способны перестраиваться в ходе жизни, меняя место в иерархии. Последнее с очевидностью обнаруживается в геронтогенезе, когда смысл продления собственного существования, самосохранения приобретает для человека чрезвычайную значимость, и когда обследуемые начинают приписывать наивысшую ценность жизни как таковой, чего нет или почти нет у молодых взрослых. Личность – часть человеческой психики, представляющая мотивационно-смысловую структуру субъекта, и, прежде всего, его жизненные смыслы.            

Информация о работе Современные подходы к изучению и диагностике характера