Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:22, контрольная работа
В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.
Описывая интимность в начале этого раздела, мы намеренно привели пример, в котором обмен поглаживаниями был строго негативным. Это было сделано для того, чтобы показать несостоятельность идеи некоторых авторов ТА о том, что интимность всегда должна состоять из позитивных поглаживаний. Когда интимность и в самом деле состоит из обмена позитивными поглаживаниями, то они воспринимаются как приятные и удовлетворяющие. Например, мы можем представить себе следующий вариант развития событий в группе. Выразив свой гнев Джону, я расслабился, смотрю ему прямо в глаза и улыбаюсь. При этом говорю ему: «Я чувствую, что вам сейчас лучше, и рад, что вы были искренним со мной, когда говорили о своих чувствах». Джон тоже смотрит мне в глаза и, улыбаясь, говорит: «Я сам этому рад. И мне нравится, что вы выслушали меня». Мы жмем друг другу руки.
Так как интимность запрограммировать нельзя, она является наиболее непредсказуемой из всех способов структурирования времени. Таким образом, из Ребенка я могу воспринимать интимность как самый рискованный способ общения с другим человеком. Как это ни парадоксально, интимность на самом деле несет в себе наименьший риск. Когда два человека находятся в интимности, в их общении отсутствует какое-либо игнорирование. Следовательно, результат интимности должен быть всегда конструктивным для всех участвующих в ней людей. Будут ли они всегда чувствовать себя в интимности уютно или нет — это другое дело. По-видимому, это будет зависеть от того, будут ли поглаживания в их обмене строго позитивными или строго негативными.
Упражнение. Составьте схему структурирования времени. Для этого нарисуйте круг и поделите его на части, представляющие собой части времени, которое вы обычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени. Посмотрите, хотите ли вы изменить способы структурирования времени. Если да, то нарисуйте, чего вы хотели бы достигнуть. Напишите пять вариантов, с помощью которых хотите увеличить желаемые способы структурирования времени. На следующей неделе осуществите ваши планы и после этого вновь нарисуйте круг структурирования времени. Каждый день отмечайте, как вы и другие структурируют свое время. Анализируйте структурирование времени везде: на собраниях, на работе, в разговорах с соседями, на вечеринках. Не говорите другим о том, что вы делаете, пока не убедитесь, что они хотят узнать об этом.
Разделитесь на группы по шесть человек, выбрав любую тему для разговора. Обсуждайте ее в течение трех минут, при этом каждый человек проигрывает один из способов структурирования времени. В конце проведите обсуждение. Затем выберите другую тему для разговора, поменяйте способ структурирования времени и повторите упражнение. В большой группе рассчитайтесь от одного до шести. Все первые номера проигрывают уход, вторые — ритуалы, третьи — времяпровождение и так далее. Затем поменяйтесь ролями друг с другом. В конце поделитесь своим опытом с остальными членами группы.
ЧАСТЬ IV
НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 10. Природа и происхождение сценария жизни
Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к четырем годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли в сценарий все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты.
Как и любая история, ваш сценарий жизни имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи и второстепенные персонажи так же, как основная тема и отдельные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным или трагичным; интересным и скучным; вдохновляющим и позорным.
Став взрослыми, мы не помним начало нашего сценария. Возможно, вплоть до настоящего времени вы не осознавали, что сами написали сценарий вашей жизни. Поэтому будете просто проживать сценарий, который написали много лет назад. Этот сценарий является сценарием вашей жизни.
Упражнение. Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первый ответ, который придет в голову. Какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сценарий? Сохраните ваши ответы, к которым можно вернуться снова, получив дополнительную информацию о сценарии жизни.
В литературе по ТА для обозначения этого понятия также используется термин сценарий.
Природа и определение жизненного сценария. Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стаймером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы внесли в нее свои оригинальные идеи. А концепция сценария стала одной из важных частей теории ТА и в настоящее время является наряду с моделью эго-состояний центральной идеей ТА.
В работе «Принципы группового лечения» Берн определил сценарий жизни как «бессознательный жизненный план». Позднее в книге «Что вы делаете после того, как говорите здравствуйте» он дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». Для понимания сценария необходимо проанализировать детали, относящиеся к приведенным выше определениям.
Сценарий — это план жизни. Мысль о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведения взрослых людей, является центральной не только в ТА, но и в других направлениях психологии. Отличительной особенностью теории сценария в ТА является идея о том, что ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. В соответствии с теорией, этот план жизни составляется в форме драмы, имеющей четко обозначенные начало, середину и конец.
Сценарий ведет к расплате (финалу). Другой отличительной чертой теории сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». При написании ребенком драмы своей жизни финальная сцена является неотъемлемой частью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании нами сценария мы бессознательно избираем поведения, которые приблизят нас к расплате сценария.
Человек сам принимает решение о сценарии. Берн определил сценарий как «план жизни, составленный в детстве». Это свидетельствует о том, что ребенок сам принимает решение о своем плане жизни.
На решение о выборе сценария оказывают воздействие не только такие внешние факторы, как родители или окружение. Поэтому мы говорим, что человек сам принимает решение о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно различные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала следующее: «Вы оба попадете в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим больным в психиатрической лечебнице, а другой психиатром.
В теории сценария термин решение используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребенок принимает решения о своем сценарии без тщательного обдумывания, что свойственно взрослым людям при принятии решений. Самые ранние решения появляются в результате чувств и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Решения также зависят от различных способов тестирования реальности, которые используют взрослые люди.
Сценарий подкрепляется родителями. Хотя родители не могут заставить ребенка принять какие-либо решения, они тем не менее оказывают на них сильное влияние. С первых дней жизни родители передают ему какие-то послания, на основе которых ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни. Сценарные послания могут быть как вербальными, так и невербальными. При этом они образуют основное содержание, в соответствии с которым ребенок и принимает главные решения в своем сценарии. В 13 и 14 главах мы рассмотрим различные виды сценарных сообщений и их связь со сценарными решениями.
Сценарий лежит вне пределов осознания. Во взрослой жизни мы ближе всего можем подойти к воспоминаниям о нашем раннем детстве с помощью снов и фантазий. До тех пор, пока мы не расшифруем наш сценарий, мы не осознаем решения, которые были приняты в раннем детстве, хотя, возможно, мы и проживаем их в нашем поведении.
Искажение реальности с целью «оправдания» сценария. Когда Берн писал о том, что сценарии «оправдывается ходом событий», ему следовало бы заключить слово «оправдывается» в кавычки. В соответствии с нашей собственной компетенцией мы часто интерпретируем реальность с тем, чтобы нам казалось, что она оправдывает наши сценарные решения. Мы поступаем так потому, что в эго-состоянии Ребенка можем воспринять любую угрозу нашему сценарному представлению о мире как препятствие в удовлетворении наших потребностей и даже как угрозу нашему существованию. Когда в последующих главах мы будем рассматривать игнорирование, искажения и компетенцию, то увидим, как осуществляется это искажение и как оно соотносится с жизненными проблемами.
Происхождение сценария. Зачем мы принимаем эти далекоидущие детские решения о себе, других людях и мире? С какой целью? Ответ лежит в двух важнейших особенностях формирования сценария:
1. Сценарные решения
2. Сценарные решения принимаются
в соответствии с эмоциями
ребенка и его способом
При анализе этих положений в последующих разделах мы будем иметь в виду тот вклад, который внес в их разработку Стан Вуллэмс.
Реагирование на враждебный мир. Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населен великанами. Неожиданный звук может сигнализировать ребенку о том, что его жизнь в опасности. Без всяких слов или соответствующего обдумывания ребенок знает, что, если мать или отец уйдут, он умрет. Если они сердятся на него, то могут убить его. Кроме того, у ребенка нет взрослого понимания времени. Если он чувствует голод или холод, а мать не приходит, тогда, возможно, она уже никогда не придет, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть — когда тебя постоянно оставляют одного. Возможно, когда ребенку исполняется два или три года, у него рождается брат или сестра. Подросший младенец, вероятно, знает, что не умрет от этого, однако внимание матери целиком сосредоточено на только что родившемся. Может быть, любви на всех не хватит? Заберет ли новорожденный всю эту любовь? Сейчас существует угроза потери материнской любви.
В течение всего времени формирования сценария ребенок постоянно находится в приниженном положении. Он воспринимает родителей всемогущими. Для ребенка это могущество связано с жизнью или смертью, а позднее с возможностью удовлетворять или не удовлетворять свои потребности. В соответствии с этим ребенок избирает стратегии с целью остаться живым и как можно более полно удовлетворить свои потребности.
Раннее тестирование реальности и эмоции. Ребенок мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции он также испытывает по-другому. Сценарные решения принимаются в соответствии с особенностями мышления и чувствами ребенка.
Мир эмоций ребенка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Ребенок принимает свои ранние решения при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют экстремальный характер. Предположим, ребенку необходимо лечь в больницу на операцию. Подобные вещи неприятны даже для взрослого, однако ребенок может воспринять это как ужасную катастрофу. Вместе со страхом он испытывает чувство горечи и печали от того, что матери нет вместе с ним и, возможно, она никогда больше не придет к нему. При этом его переполняет гнев от того, что мать позволила этому случиться с ним, и он может решить: «Эти люди хотят убить меня. Мать допустила это, поэтому она тоже хочет убить меня. Прежде, чем они доберутся до меня, я лучше их всех убью сам».
По логике ребенка необходимо идти от частного к общему. Например, предположим, что мать редко реагирует на его требования. Возможно, она иногда и приходит к нему, когда тот плачет, однако в других случаях игнорирует его. При этом ребенок не просто делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Вместо этого он может решить, что «людям нельзя доверять» или, возможно, «женщинам нельзя доверять». Девочка четырех-пяти лет может сердиться на отца за то, что он перестал оказывать ей свое внимание и заботу, на которую был так щедр, когда она была младенцем. Поэтому она может решить не просто «я рассержена на отца», а «я рассержена на всех мужчин».
Ребенок может компенсировать свое чувство беспомощности, вообразив, что он всемогущ и может творить волшебство. Возможно, он чувствует, что мать и отец не ладят друг с другом. К тому же, если он является единственным ребенком в семье, то может решить, что «я в этом виноват». Если его родители дерутся друг с другом, то он может считать своим долгом защищать одного родителя от другого. Если ребенок чувствует, что родитель отвергает его, он может ваять вину на себя, решив, что «со мной не все в порядке».
Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Ребенок может чувствовать: «Я хочу убить брата, который получает все внимание!» Для него это равнозначно фразе: «Я убил брата». Затем он может заключить: «Так как я убийца, я плохой». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал. Искусство ТА заключается в развитии умения распознавать эту детскую логику. Лингвисты в этой связи говорят о «чувстве языка». Если вы хотите использовать ТА в терапии, то вам необходимо усвоить искусство распознавания детского языка сценария. Для совершенствования понимания этого языка можно прочесть работы Эриксона, Пиаже и других специалистов по детскому развитию. Для того чтобы ощутить, что это означает для вас, советуем уделить внимание вашим снам, так как во взрослой жизни они ближе всего лежат к нашим воспоминаниям о враждебном мире младенчества.