Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:01, доклад
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно.
Помимо данного, существуют и другие
определения воображения. Например, его
можно обозначить, как способность представлять
отсутствующий (в данный момент или вообще
в реальности) объект, удерживать его в
сознании и мысленно манипулировать им.
Иногда в качестве синонима использует
термин «фантазия», который обозначает
как процесс создания чего-то нового, так
и конечный продукт этого процесса. Поэтому
в психологии принят термин «воображение»,
обозначающий только процессуальную сторону
данного явления.
Воображение отличается от восприятия
двумя особенностями:
- источником возникающих образов служит
не внешний мир, а память;
- оно меньше соответствует реальности,
так как всегда содержит элемент фантазии.
Функции воображения:
1 Представление действительности в образах,
что дает возможность пользоваться ими,
выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий
(создание образа цели и нахождение способов
ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных
процессов (управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний
(в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом
программировании и др.).
5 Основа для творчества – как художественного
(литература, живопись, скульптура), так
и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию
объекта ( когда человек старается представить
себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют,
а заменяют деятельность (приятные грезы,
подменяющие скучную реальность).
Виды воображения:
В зависимости от принципа, положенного
в основу классификации, можно выделять
разные виды воображения (Рис. 10.1):
Характеристика отдельных видов воображения
Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком
по собственному желанию новых образов
или представлений, сопровождающееся
определенными усилиями (поэт ищет новый
художественный образ для описания природы,
изобретатель ставит цель создать новое
техническое устройство и пр.).
Пассивное воображение (непреднамеренное)
Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально
новых представлений, не имеющих непосредственного
образца, когда действительность творчески
преобразуется по-новому, а не просто механически
копируется или воссоздается.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение -
создание образа предметов или явлений
по их описанию, когда действительность
воспроизводится по памяти в том виде,
какова она есть.
Характеристика отдельных видов воображений:
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты:
- Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
- Она не включена напрямую
в деятельность человека и
не дает сразу же практических
результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время
как некоторые другие формы воображения
работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих
мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью,
ярким характером, и в то же время – отсутствием
понимания конкретных путей к осуществлению
мечты.
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.
Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.
Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).
2. Воображение – психический
процесс создания образа
Виды воображения
Функции воображения:
Способы создания образов воображения:
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характе
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
3. Представления берутся из предшествующего
опыта человека, из опыта соприкосновения
с объектами и явлениями реальной жизни.
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения,
не берутся напрямую из реальной среды
как представления, они берутся из представлений.
При этом процесс создания образов воображения
из впечатлений, полученных человеком
от реальной действительности, может протекать
в различных формах.
Переработка представлений в образы воображения
проходит два основных этапа:
1) своеобразное расчленение имеющихся
представлений на составные части (происходит
своего рода анализ полученных от реальности
впечатлений или сформированных в результате
предшествующего опыта представлений;
2) синтетическое составление из тех или
иных частей нового целого (то есть происходит
своего рода синтез).
В ходе первичного анализа происходит
абстрагирование объекта, т. е. он представляется
нам изолированным от других объектов,
от конкретной ситуации. Происходит также
абстрагирование частей объекта. С этими
образами далее могут осуществляться
преобразования двух основныхтипов.
Преобразования первого типа - образы
могут быть поставлены в новые сочетания
и связи. Преобразования второго типа
- этим образам может быть придан совершенно
новый смысл.
В любом случае с абстрагированными образами
производятся операции, которые могут
быть охарактеризованы как синтез. Эти
операции, составляющие суть синтезирующей
деятельности воображения, являются вторым
этапом формирования образов воображения.
Следует учесть, что анализ может очень
быстро перетекать в синтез, а синтез в
анализ. Формы, в которых осуществляется синтезирующая
деятельность воображения, крайне многообразны.
Простейшей формой синтеза в процессе
воображения является агглютинация - создание
нового образа путем присоединения в воображении
частей или свойств одного объекта другому.
Примерами агглютинации могут служить:
- образ кентавра,
- образ крылатого человека в рисунках
североамериканских индейцев,
- образ древнеегипетского божества - человека
с хвостом и звериной головой.
Агглютинация широко используется в искусстве
и техническом творчестве. Леонардо да
Винчи давал молодым художникам совет:
"Если ты хочешь заставить казаться
естественным вымышленное животное, —
пусть это будет, скажем, змея, — то возьми
для ее головы голову овчарки или легавой
собаки, присоединив к ней кошачьи глаза,
уши филина, нос борзой, брови льва, виски
старого петуха и шею водяной черепахи".
В технике, в результате использования
агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия
и судно на воздушной подушке.
В основе агглютинации лежат процессы,
связанные - иногда - с недостаточностью
критичности, или недостаточностью аналитичности
восприятия. Иногда эти процессы произвольные,
т. е. контролируемые сознанием, связанные
с мыслительными обобщениями. Скорее всего,
образ кентавра возник, когда в условиях
недостаточной видимости скачущий на
лошади человек кому-то показался неким
невиданным животным. В то же время образ
крылатого человека, очевидно, возник
сознательно, из размышлений на тему, почему
люди не летают.
Другим распространенным способом переработки
образов восприятия в образы воображения
является увеличение или уменьшение объекта
или его частей. С помощью такого способа
были созданы некоторые литературные
персонажи.
Другая возможность агглютинации - включение
уже известных образов в новый контекст.
В этом случае между представлениями устанавливаются
новые связи, благодаря которым вся совокупность
образов получает новое значение. Как
правило, при включении представлений
в новый контекст этому процессу предшествует
определенная идея или цель.
Обычно данный процесс полностью контролируем.
При включении уже известных образов в
новый контекст человек добивается соответствия
между отдельными представлениями и целостным
контекстом. Поэтому весь процесс с самого
начала подчинен определенным осмысленным
связям.
Наиболее существенными способами переработки
представлений в образы воображения, идущими
по пути обобщения существенных признаков,
являютсясхематизация и акценти
Схематизация может возникать в результате
неполного, поверхностного восприятия
объекта. В этом случае представления
схематизируются случайным образом, причем
в них иногда выделяются второстепенные
детали, случайно обнаруженные при восприятии
предмета. В результате возникают искажения,
которые приводят к созданию образов воображения,
извращенно отражающих действительность.
Подобное явление часто встречается у
детей.
Причиной схематизации может быть и забывание
каких-либо несущественных деталей или
частей. В этом случае в представлении
на передний план выступают существенные
детали и черты. При этом представление
утрачивает некую индивидуальность и
становится более обобщенным.
Важное значение имеет схематизация при
сознательном отвлечении от несущественных,
второстепенных сторон объекта. Человек
сознательно направляет свое внимание
на существенные, как он считает, черты
и свойства объекта, в результате чего
сводит представления до определенной
схемы.
Акцентирование - подчеркивание наиболее
существенных, типичных признаков образа.
Как правило, этот способ используется
при создании художественных образов.
Главной особенностью такой переработки
образов восприятия в образы воображения
является то, что, отражая реальную действительность
и типизируя ее, художественный образ
всегда дает широкое обобщение, однако
это обобщение всегда отражено в конкретном
образе.
Следует учесть, что переработка представлений
при создании типического образа не совершается
путем механического складывания или
вычитания каких-либо черт. Процесс создания
типического образа представляет собой
сложный творческий процесс и отражает
определенные индивидуальные особенности
человека, создающего этот образ.
Еще одной важной формой переработки представления
в образы воображения является мутация - относительно
случайная трансформация исходного образа.
Понятно, что для психики понятие "случайное"
весьма условно. Тем не менее, в агглютинации,
схематизации или акцентировке можно
усмотреть те или иные закономерности.
Однако писатель может вставить в свою
книгу какой-то эпизод, не потому, что он
"напрашивался", а потому, что, например,
только что подобный эпизод можно было
наблюдать по телевизору в новостях.