Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:01, доклад
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно.
4. Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Воображение различается у людей по нескольким признакам.
Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов, новизне, оригинальности, точности. У некоторых людей образы воображения настолько яркие, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. Л.Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения. Л. Н. Толстой признавался, что путал события, факты, увиденные лица с теми, что создало его воображение.
Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. У людей малочувствительных образы воображения обычно бледны и слабы.
Воображение человека выступает как отражение свойств личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышлении человека.
У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, художественный тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария головного мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями. Это люди с доминирующим левым полушарием мозга.
Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта.
Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержанию.
Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.
Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы.
В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип сенсорности, которой по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.).
Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса.
Воображение также определяется областью профессиональной деятельности человека и доминирующими потребностями.
5. Существуют
следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) –
предпосылками воображения выступают
представления, которые появляются на
втором году жизни. Малыш в возрасте около
полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять
изобразительный знак помогает воображение.
Оно достраивает то, что не совсем соответствует
имеющемуся в памяти представлению. При
узнавании ребёнок не создаёт ничего нового.
Поэтому воображение выступает как пассивный
процесс. Оно существует внутри других
психических процессов, в них закладывается
его фундамент. О первых проявлениях воображения
свидетельствует умение ребёнка действовать
в воображаемой ситуации с воображаемыми
предметами. Первые подражательные игры
возникающие на втором году жизни, ещё
не заключают в себе элементов воображения.
Одной из причин возникновения воображения
является психологическая дистанция между
ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом
его желания. Ребенок воспринимает основные
действия взрослого, но отражает их обобщённо
и условно, передавая лишь их смысл и внешний
рисунок.
Развитие начальных форм воображения
у ребёнка раннего возраста связано с
обобщённостью игровых действий и игровых
предметов, а так же с тем, что в репертуар
игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой,
малыш не сразу откликается на замещение,
которое предлагает взрослый, а играет
только с реальными игрушками. Перелом
наступает тогда, когда ребёнок отказывается
использовать любое замещение, предлагаемое
взрослыми. Важнейшим фактором, который
обеспечивает возможность переноса значения
на другие предметы, является появление
речевых форм. Освоение речи приводит
к тому, что в игре появляются первые самостоятельные
замещения.
Складывается новый способ действия с предметами заместителями - полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.
Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.
Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.
Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.
Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.
Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.
В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.
Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития
воображения у детей. Этому способствует
значительное расширение объёма знаний,
которые получает школьник в процессе
обучения, систематическое овладение
разнообразными умениями и навыками, которые
обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют
образы воображения, обуславливают их
продуктивность. «Дети младшего школьного
возраста не лишены фантазирования, находящегося
в разладе с действительностью. Что характерно
ещё в большей степени и для школьников
среднего звена( случаи детской лжи и пр.)
Реализм воображения предполагает создание
образов, не противоречащих действительности,
но не обязательно являющихся прямым воспроизведением
всего воспринятого в жизни. Воображение
младшего школьника характеризуется также
другой чертой – наличие элементов репродуктивности,
простого воспроизведения. Эта черта воображения
выражается в том, что в своих играх дети
повторяют те действия и положения, которые
они наблюдали у взрослых. Разыгрывают
истории, которые они переживали, видели
в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи
и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности
становится меньше и всё в большей степени
появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает
развиваться вербально – мыслительное
воображение, которое составляет как бы
новый этап в развитии воображения. При
развивающемся вербально - мыслительном
воображении опора на предмет и даже действие,
если и имеет место, то побочное, третьестепенное».
Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.
Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.
Шкала
5 - представления абсолютно
яркие, четкие, чистые, как образ восприятия.
4 - представление яркое, четкое, чистое.
3 - представление средней яркости-четкости.
2 - представление неясное, тусклое и смутное.
1 - представления нет вообще: вы только
знаете, что вы думаете о предмете.
Задания
Подумайте о ком-нибудь из ваших родственников
или друзей, которых вы часто видите. Сосредоточьтесь
на образе, который появился перед вашим
мысленным взором Оцените по шкале «яркость-четкость»
представления, которые будут возникать
у вас в соответствии со следующими вопросами.
представьте
все это в едином образе.
Представьте
себе и оцените по шкале следующие сцены
восхода солнца.