Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:01, доклад
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно.
Представьте
себе и оцените по шкале следующие сцены,
связанные с магазином, куда вы часто ходите.
Представьте
себе деревенский уголок с деревьями,
горами, озером.
Каждому
испытуемому необходимо иметь заготовленную
форму протокола опыта (форма 11).
Порядок работы. Перед началом опыта экспериментатор
сообщает группе испытуемых инструкцию.
Инструкция испытуемым: «Целью
настоящего задания является определение
яркости-четкости возникающих у вас представлении.
Задания опросника вызовут у вас определенные
образы. Вы должны оценить их яркость-четкость
на основе предлагаемой шкалы оценок.
При оценке каждого представления сверяйтесь
со шкалой. Старайтесь оценивать каждое
задание независимо от оценки других заданий.
Запомните, что представление об объекте
нельзя путать со знанием о нем. Вы должны
видеть объект "мысленным взором",
и ваша задача - оценить яркость-четкость
возникшей у вас картинки».
Испытуемый
читает опросник и оценивает яркость-четкость
своего представления соответствующим
баллом путем соотнесения его со словесно
описанными градациями. Баллы испытуемый
проставляет в протоколе для каждого задания
опросника, а затем их суммирует по всему
опроснику. Общая сумма оценок служит
показателем способности субъекта к представлению
об объекте по признаку яркости-четкости
вторичного образа (чем больше сумма баллов,
тем более ярко представление).
Обработка результатов заключается
в вычислении средней арифметической
величины (М) оценок и дисперсии
(D) индивидуальных оценок в группе
испытуемых.
При анализе результатов
выполнения задания группой испытуемых
выявите индивидуальные различия между
участниками. Обсудите, с какими качествами
памяти внимания и речи связаны яркость-четкость
представлений.
7. Вводные замечания. В центре внимания
психологии познавательных процессов
в последние два десятилетия находится
проблема внутренней репрезентации информации
о пространственных свойствах объектов.
Под внутренней репрезентацией в широком
смысле понимают содержание, структуру
и организацию знаний о мире. При этом
ключевой задачей является определение
типа и степени соответствия (или изоморфизма)
между представлениями субъекта об объектах,
внутренними для него операциями, с одной
стороны, и реальностью внешнего мира
— с другой. Исследователи этой проблемы
разделяются на сторонников гипотезы
аналоговой природы внутренней репрезентации
и ее противников — тех, кто стоит на позициях
неаналоговой, дискретно-символической
ее природы. Аналоговая гипотеза
Угол поворота указан лишь для одинаковых
объектов.
предполагает
прямой поэлементный переход структуры
внешних явлений в структуру внутренней
репрезентации. Противники же такого подхода
считают, что для обработки информации
о пространственных свойствах объектов
достаточен дискретный принцип (столь
эффективный, как известно, при обработке
вербально-символической информации),
и отрицают необходимость каких-либо иных
операций.
Для
выяснения природы внутренней репрезентации
часто используют метод хронометрии умственных
действий, основанный на предположении,
что об их структуре можно судить по времени,
необходимому для решения определенной
пространственной задачи. Классической
среди работ этого направления считается
методика, именуемая методикой умственного
вращения, предложенная в 1971 г. Р. Шепардом
и широко применяемая в различных модификациях.
Данные, полученные Шепардом и его последователями,
считаются наиболее веской аргументацией
аналоговой гипотезы внутренней репрезентации.
В работе Шепарда испытуемым предлагалось
определить тождество или различие по
форме внутри каждой из нескольких пар
трехмерных объектов, изображенных с учетом
перспективы. Причем объекты в парах могли
различаться не только по форме, но и по
их ориентации в пространстве, отличаясь
поворотом либо в плоскости рисунка, либо
в плоскости третьего измерения. Линейная
зависимость времени установления тождества
объектов испытуемым от угла их поворота
относительно друг друга позволила сделать
вывод, что задача решается путем умственного
вращения образа объекта для его сопоставления
с эталоном. Поэтому можно утверждать,
что внутренний процесс проходит пошагово
те же промежуточные стадии, что и внешний,
сохраняя таким образом поэлементное
соответствие внешнему процессу ротации.
Оснащение эксперимента. Набор изображений
16 пар трехмерных объектов (рис. 4.2.1). Секундомер.
Заготовленная форма протокола занятия
(форма 12).
Порядок
работы. Студенты делятся на пары: испытуемый
и экспериментатор. Перед началом опыта
экспериментатор сообщает испытуемому
инструкцию.
Инструкция
к испытуемому: «Вам будут предъявлены
пары изображений трехмерных объектов,
по-разному расположенных в пространстве.
Ваша задача — решить: один и тот же объект
изображен на обеих картинках или объекты
разные. Отвечайте “одинаковые” или “разные”.
Работайте быстро и точно».
Затем
экспериментатор показывает испытуемому
поочередно каждую пару картинок, регистрируя
его ответ и время решения в протоколе.
Обработка
результатов
различия.
Проанализируйте
причины отклонений от линейной зависимости,
если такие обнаружились.
8.
Цель исследования: определить уровень продуктивности, воображения.
Материал и оборудование: набор черно-белых фотографий теста Роршаха размером 9x12 см, бумага и ручка для записи.
Процедура исследования
Данное исследование лучше проводить или с группой испытуемых из 5-7 человек или с одним- испытуемым. Испытуемому последовательно предъявляют фотографии из набора теста Роршаха и просят дать как можно больше толкований изображенного. Время и количество толкований каждой картинки-фотографии не ограничивается. Процедура толкования прекращается после того, как испытуемый уже больше не может увидеть и сказать ничего нового, начинает повторяться или сам отказывается от настояний экспериментатора увидеть еще нечто на что-либо похожее.
Инструкция испытуемому: «Посмотрите на эту картинку и скажите, что это? На что это похоже или что это могло бы быть? Картинку Вы можете рассматривать с разных сторон, меняя ее положение»
Если испытуемый во время исследования пытается найти «верный» ответ, то ему следует сказать, что ответы возможны разные и важно его собственное видение изображенного как в целом, так и в деталях. В процессе исследования экспериментатор фиксирует асе ассоциации испытуемого и время интерпретации каждой картинки в протоколе свободной формы.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – получение индекса продуктивности как количественной характеристики и показателя активности воображения. Для этого подсчитывается общее количество ассоциаций, возникших у испытуемого при толковании всех картинок-фотографий, и делится на число предъявленных. Картинку №5 из набора желательно исключить, потому что число ассоциаций по ней у испытуемых, как правило, меньше статистически значимого.
Коэффициент продуктивности можно представить следующей формулой:
Анализ результатов
Уровень продуктивности воображения определяют при помощи шкалы, помещенной в нижерасположенной таблице.
«П» |
Уровень продуктивности воображения |
0 – 2 3 – 9 10– 12 13 и более |
низкий средний высокий очень высокий |
Продуктивность воображения характеризует активность ассоциативного процесса представления, являющего собой связь внешнего стимульного материала и психологических образов памяти, измененных воображением при поиске ответа на вопросы: «На что это похоже? Что это могло бы быть?»
В ходе анализа результатов следует принять во внимание то, в какой мере испытуемый был заинтересован исследованием. Иногда, вследствие слабого желания тестироваться или из-за того, что картинки испытуемому «не понравились», уровень продуктивности воображения снижается.
Кроме показателей продуктивности воображения при необходимости используют такие формальные характеристики, как преобладание деталей изображенного или описание картинки-фото в целом. Эти особенности связаны с развитием мышления и состоянием личностной сферы испытуемого. «Видение» человеческих фигур или, напротив, предметов отражает направленность восприятия субъекта. Фантастические представления типа ведьм, подземного царства, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому, пралогическому мышлению и воображению.
У лиц с очень высоким уровнем продуктивности воображения и оригинальностью толкований картинок-фотографий возможны способности или склонности к живописи и художественному творчеству. Особое внимание психолог-преподаватель должен обратить в период сдачи отчетов по исследованию на ответы испытуемых, которые почти во всех картинках-фотографиях видели образы, соответствующие белым пространствам, слишком часто называли ассоциации с дымом, облаком и т.п., а также тех, кто оказался несинтетичным и везде реагировал на мелкие детали, изображения. В этих случаях студентам-испытуемым нужно организовать специальную психодиагностику и, возможно, оказать психологическую помощь.