Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:32, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Проблеме профессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. В частности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с одной стороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, с другой – критерием одного из этапов этого процесса.
Введение……………………………………………………...……………………3
1.Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………5
1.1 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………..……………6
1.2 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности…………………………………………………………………………...9
1.3 Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста…………………………………...11
2. Описание выборки и методов исследования………………………….…….19
2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик……………....20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………
Однако в зарубежной
литературе термин «
В целом, все зарубежные концепции профессионального развития личности могут быть разделены на три блока: структурные, мотивационные и индивидуальные. Идея структурной теории заключается в том, что профессиональное развитие и профессиональное поведение изменяются на различных этапах жизни и в разных условиях. Так, Д. Сьюпер предлагает схему профессионального развития, в которой подчеркивает неравномерность развития личности в профессии, выделяет общие пути и этапы становления профессионализма. С позиции данной теории существует несколько стадий профессионального развития:
1) стадия роста - развитие
интересов, способностей и т.д. (от
0 до 14 лет); при этом представления
о будущей профессии
2) стадия разведки - осуществление
профессионального выбора
3) стадия утверждения - поиск своей сферы деятельности, упрочение позиций в профессии (от 25 до 44 лет);
4) стадия сохранения - стремление удержать свое положение (от 45 до 64 лет);
5) стадия спада - спад в работе или ее прекращение (более 65 лет). Мотивационная теория А.Маслоу выявляет внутренние силы личности, побуждающие ее к определенному типу профессионального поведения и деятельности. В частности, Э.Роу отмечает значимость для самоопределения устойчивых особенностей мотивационно-потребностной сферы, а зрелость интересов, осознанность целей и сила мотивации рассматриваются как основные компоненты, необходимые для успешности выбора профессии. Индивидуальная теория К.Роджерса, Л.Тайлер, Д.Тидемана, Д.Холланда трактует профессиональное развитие как процесс формирования и упрочения самопонимания, а профессиональный выбор как попытку реализовать свою «Я-концепцию». Большое количество исследований, следующих данной теории, посвящены влиянию обобщенной оценки своей личности на выбор профессии, взаимосвязи личностной «Я-концепции», профессиональной «Я-концепции» и профессионального развития.
1.3 Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста.
В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов, педагогический коллектив колледжа выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. При этом основной акцент делается на профессиональном самоопределении как стержне успешного профессионального обучения в колледже и дальнейшей работе по специальности.
Контингент студентов, обучающихся в колледже, достаточно многолик и своеобразен. Это обусловлено не только индивидуальными особенностями абитуриентов, но и специальностями, востребованными в нашем учреждении. С точки зрения психологии это возраст осознания собственной индивидуальности и готовности к самоопределению. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе профессионального обучения это сложный, длительный и многоплановый процесс.
Существенными показателями, раскрывающими сущность процесса профессионального самоопределения являются мотивы профессионального выбора, профессионально - ценностные ориентации, наличие индивидуального жизненного плана студента. На сегодняшний день треть студентов, обучающихся в колледже, имеет диффузную мотивацию, которая складывается из непосредственных интересов и мотивов, порождаемых ситуацией выбора профессии и жизненного пути. Это, в свою очередь, вызывает кризисы в формировании и развитии их личности на данном этапе. Поэтому пребывание и обучение студентов первокурсников в колледже является для них своеобразным испытательным сроком: «…быть или не быть». Тестирование студентов первого курса показывает наличие следующих проблем:
Подросток в состоянии справиться с этими трудностями, но помощь взрослого ему по-прежнему необходима, возможно, в форме поддержки, совета, совместного анализа результатов деятельности. И начинать эту работу нужно именно с профессионального самоопределения, которое в системе профессионального обучения колледжа рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в процессе профессионального обучения в колледже студенты проходят два уровня адаптации: принятие роли студента и принятие профессиональной роли. Второй уровень адаптации достигается только на четвертом году обучения, когда через систему практики пробных занятий и уроков, преддипломной практики формируется профессиональное самосознание.
Работа по профессиональному самоопределению - один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива в колледже. Чтобы сделать этот процесс эффективным, необходимо выстроить четкую систему работы, которая обеспечит слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в профессию, обеспечит осознанное формирование желания у студента ее получить.
Опираясь на концептуальные основы Е.А. Климова о профессиональном самоопределении, данный процесс в колледже развивается в двух аспектах (ценностно - смысловом и деятельностном) и рассматривается на двух уровнях: гностическом - в форме перестройки сознания студента и практическом - в форме реальных изменений социального статуса студента.
Таким образом, деятельность колледжа по формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению в системе профессионального обучения осуществляется на когнитивном, мотивационно – ценностном и деятельностно - практическом уровнях, что соответствует структуре «Я-концепции» личности.
На когнитивном уровне у студентов формируется представление о своих психофизиологических качествах, происходит ознакомление с содержанием профессиональной деятельности, возникает целостное представление об общих и специальных профессионально значимых качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности.
Начиная работать со студентами, педагогический коллектив составляет для себя как можно более полное представление о субъективных аспектах жизнедеятельности каждого студента. К этим аспектам относятся ценностные ориентации, определение профессиональных интересов и склонностей, установки и ожидания в отношении будущей профессии, мотивы профессионального выбора. Все в целом позволяет составить портрет студента. К тому же, выявление профессионально-личностных особенностей студентов позволяет преподавателям колледжа активно реализовывать личностно - ориентированную парадигму образования. Это направление осуществляется через диагностическую работу.
Психологические исследования, проведенные педагогами колледжа, демонстрируют сложную и разнообразную картину. В течение учебного года мотивация обучения студентов в колледже носит диффузный характер, студентам тяжело определиться со своей профессиональной деятельностью, поэтому основной акцент они делают на получение диплома и приобретение знаний, как возможности дальнейшего обучения в ВУЗе, не всегда по выбранной специальности. Для многих обучение в колледже это и возможность уехать из деревни в город, завести новые знакомства.
Эти факты говорят о том, что одной из важнейших задач педагогов колледжа должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении.
Особую актуальность эти задачи приобретают в условиях компетентностного подхода в образовании, так как успешное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста невозможно без внутренней мотивации на профессиональную деятельность по конкретной специальности.
Мотивационно - ценностный уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется степенью осознания студентами личной и общественной значимости будущей профессии. На этом этапе профессионального самоопределения начинается непосредственная работа со студентами.
Мотивационно - ценностный аспект профессионального самоопределения в колледже представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, формирование профессионального образа ''Я '', важной стороной которого является формирование ключевых и профессиональных компетенций у студентов.
Интеграция общеобразовательных, социально - экономических, гуманитарных, общих профессиональных и специальных дисциплин при непрерывном практикоориентированном обучении в колледже обеспечивает формирование у студентов общих учебных, общекультурных, коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессиональными компетенциями и как результат поэтапное становление заинтересованного в учении студента, квалифицированного специалиста и успешной личности. Для достижения этой задачи в учебных планах подготовки специалистов всех направлений помимо общепрофессиональных и специальных дисциплин определенная доля учебного времени уделяется практике. Различные виды практик (практика по профилю специальности, преддипломная практика) позволяют студентам подтвердить правильность выбранной профессии. Студенты наблюдают за тем, как работают профессионалы, получают практический опыт, у них постепенно формируются необходимые профессиональные умения и навыки, возникает желание выполнять творческую исследовательскую деятельность.
Такой подход к процессу обучения в колледже способствует формированию подготовленного к профессиональной деятельности, конкурентоспособного, мобильного и творческого специалиста. Все это способствует решению одной из главных задач профессионального обучения студентов - успешному прохождению процесса профессионального самоопределения.
На деятельностно - практическом уровне профессионального самоопределения у студентов возникает потребность в установлении соответствия между личностными профессиональными качествами и профессиональными требованиями к профессии. Это становится возможным, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, предъявляемых профессией к личности. Как раз этому и посвящены первые два этапа работы по профессиональному самоопределению.
На данном этапе педагоги создают условия для профессиональной деятельности студента, показывают точки соприкосновения с профессией, учат ориентироваться на свои сильные стороны, открывая новые грани их личности.
Хорошо зарекомендовали себя такие виды деятельности как проектная деятельность, квест - игры. Важной составляющей на данном уровне является применение в учебно - воспитательном процессе инновационных технологий обучения. С целью формирования у студентов профессионального образа ''Я'' нами разработаны деловые игры, в ходе которых у студентов формируются ключевые компетенции современного специалиста, которые не могут быть сформированы во время традиционных лекций. В колледже успешно проводятся такие деловые игры, как «Умение учиться - основное умение конкурентоспособного специалиста», «Я – концепция», «Грани моего Я», «Профессиональные компетенции специалиста», «Собеседование с работодателем» и др.
Широко применяемое компьютерное тестирование позволяет оценивать мотивы выбора профессии, определять психологический тип личности, уровень сформированности профессиональных умений (прогностических, проективных, аналитических, коммуникативных, организаторских) и личностных качеств будущего специалиста на различных этапах обучения в колледже. На основе известных диагностических опросников Т.И. Ильиной, А.А.Реана, В.Я. Якунина нами разработан комплекс тестов: «Цветок потенциалов», «Профессиональная мотивация», «Я и профессия», «Карта интересов».
К решению проблемы профессионального самоопределения в колледже подключены и кураторы студенческих групп, которые проводят тематические классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола, квест - игр, среди которых можно выделить «Моя профессия - мой выбор», «Есть такая профессия – студент», «Освоение профессии как путь к успеху в жизни», «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные планы», «Моя профессиональная и коммуникативная культура», «Портрет современного педагога глазами студентов».
Воспитательная деятельность кураторов студенческих групп выстраивается на личностно - деятельностном подходе и позволяет раскрыть студентам сущность социальной успешности, активизировать процесс самопознания личности, мотивировать студентов на развитие личностных и профессиональных качеств в рамках выбранной специальности.
Такой алгоритм построения работы со студентами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, не вызывая негативной реакции с их стороны, избегая мнительности и тревожности, наоборот повышая их веру в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.
Информация о работе Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО