Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:32, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Проблеме профессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. В частности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с одной стороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, с другой – критерием одного из этапов этого процесса.
Введение……………………………………………………...……………………3
1.Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………5
1.1 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………..……………6
1.2 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности…………………………………………………………………………...9
1.3 Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста…………………………………...11
2. Описание выборки и методов исследования………………………….…….19
2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик……………....20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………
Но при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесёт результаты тогда, когда студенты и преподаватели ориентированы на построение демократических, равноправных отношений друг с другом, иначе работа будет бесполезной и вызовет отторжение у студентов.
Таким образом, существенными показателями, раскрывающими сущность процесса профессионального самоопределения являются мотивы профессионального выбора, профессионально - ценностные ориентации, наличие индивидуального жизненного плана студента. Работа по профессиональному самоопределению - один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива в колледже.
2. Описание выборки и методов исследования.
В исследовании приняло участие 56 студентов II курса Торгово-экономического колледжа.
С помощью «Опросника профессиональной готовности» были выделены студенты, испытывающие трудности в профессиональном самоопределении, в количестве 31 человек (55,4%). Остальные 25 человек (44,6%) определены как не испытывающие таких трудностей. Показатели этих студентов по параметрам умения, отношения и желания заниматься деятельностью по типу «Человек-знак» оказались высокими.
Студенты, испытывающие трудности
в профессиональном
1) 20 человек из 31 (64,5%) имеют высокие
показатели по типу профессии
«Человек-знак», а также и по
другим типам («Человек-человек», «Человек-техника»,
«Человек-природа», «Человек - художественный
образ). Эти студенты имеют сразу
несколько профессиональных
2) 7 человек из 31 (22,6%) не имеют
высоких показателей по типу
«Человек-знак», то есть они больше
ориентированы на профессии
3) 4 человека из 31 (12,9%) не имеют
ярко выраженных
При проведении исследования использовались следующие методики:
1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (форма С, 105 вопросов). Она используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кеттелл называет конституциональными факторами: общительность, интеллект, эмоциональную устойчивость, подчиненность, экспрессивность, подверженность чувствам, смелость, чувствительность, доверчивость, практичность, прямолинейность, уверенность в себе, консервативность, конформность, уровень самоконтроля и расслабленности, самооценку.
2. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложена А.А. Реаном и В.Я.Якуниным. Испытуемых просят оценить значимость для них предложенных 15 мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива).
2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик.
Торгово-экономический колледж - открытое инновационное образовательное учреждение с развивающейся культурно-образовательной средой, способной обеспечить формирование компетентностного человека, отвечающего потребностям современного общества.
Основными чертами колледжа являются: гуманизация, непрерывность и опережающй характер обучения, социально-ответственное и личностно-ориентированное образование, приводящее к достижению обучающимися уровня понимания, саморазвития и самореализации.
Мотивы обучения в вузе студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении.
Для исследования мотивов обучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана и В. Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя 15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива).
Мотивы, предложенные для оценивания:
Выраженность мотивов к обучению в колледже студентов представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Мотивы обучения в вузе студентов
Где:
Группа 1 – студенты с трудностями с профессиональным самоопределением,
Группа 2 – студенты без трудностей с профессиональным самоопределением;
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,
Как видно по графику на высоком уровне развития для 2-х групп находиться мотив получения диплома. Этот мотив является внешним по отношению к личности человека, то есть не направлен на обогащение внутреннего мира.
Можно предположить, что высокая значимость мотива получения диплома связана с особенностями нашего времени, когда большинство людей стремится получить высшее образование, без которого трудно найти престижную работу.
Высоким баллам для обеих групп соответствует значимость следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успех будущей профессии и получить интеллектуальное удовлетворение. Это внутренние по отношению к человеку мотивы, реализация которых способствует развитию его личности.
Кроме того, у профессионально определившихся студентов сильнее выражены мотивы достижения успеха (получить одобрение), так и избегания неудачи (избежать осуждения и наказания). Это свидетельствует о том, что со степенью профессиональной определенности растет значимость учебной деятельности и соответственно увеличивается уровень мотивов, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающей силой может быть желание получить одобрение, а с другой – избегание осуждения и наказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей с профессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошую репутацию.
Различия в индивидуально-психологических особенностях личности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении и студентов, у которых отсутствуют данные трудности.
Для выявления индивидуально-
Шкалы опросника Кеттелла:
С помощью t-критерия
Стьюдента были установлены
Таблица 2.1
Различия в индивидуально психологических особенностях студентов в 2-х группах
Факторы по Кетеллу |
Значение |
Уровень значимости |
t -критерия Стьюдента | ||
Фактор С «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» |
2,6 |
0,05 |
Фактор E «подчиненность – доминантность» |
2,1 |
0,05 |
Фактор L «доверчивость – подозрительность» |
2,5 |
0,05 |
Фактор Q2 «конформность – нонконформность» |
2,7 |
0,05 |
Фактор Q4 «расслабленность – напряженность» |
2,2 |
0,05 |
Как видно из таблицы 2.1., установлены
статистически достоверные различия по
следующим личностным факторам: эмоциональная
устойчивость – неустойчивость; «подчиненность-доминантность»,
«доверчивость-
Более низкие значения
по фактору эмоциональная
Таким образом, студенты, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением, более склонны к подчинению, что характеризует их как более застенчивых, склонных уступать дорогу другим. Такие люди оказываются зависимыми, тревожатся о возможных своих ошибках, тактичны, безропотны, могут быть покорными до полной пассивности. Также они более доверчивые, конформные и расслабленные.
Это свидетельствует о том, что они с большей вероятностью будут следовать за мнением группы, либо важных для себя людей, а не руководствоваться своим собственным мнением.
Более низкие баллы
по фактору «расслабленность
– напряженность»
Таким образом, среди 56 студентов, принимавших участие в исследовании, 31 (55,4%) отнесены к группе с трудностями в профессиональном самоопределении. Из них 11 человек (35,5%) имеют низкие показатели по параметрам умения, отношения и желания заниматься выбранной профессией в будущем.
У студентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением менее выражены как внешние по отношению к их личности мотивы обучения: достичь уважения преподавателей, добиться одобрения, не отставать от сокурсников, избежать осуждения и наказания, так и внутренние – успешно продолжить обучение и получить интеллектуальное удовлетворение. Кроме того, у профессионально определившихся студентов сильнее выражены как мотивы достижения успеха (получить одобрение), так и избегания неудачи (избежать осуждения и наказания). Это свидетельствует о том, что со степенью профессиональной определенности растет значимость учебной деятельности и соответственно увеличивается выраженность мотивов, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающей силой может быть желание получить одобрение, а с другой – избегание осуждения и наказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей с профессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошую репутацию.
Заключение
Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. Профессиональная переориентация квалифицируется как самостоятельный этап жизненного и профессионального самоопределения, необходимый для продуктивного (неконфликтного) преодоления негативных эффектов (социально-психологических и психологических) профессионального исключения, сознательного принятия избранной профессии и нахождения личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего личностного и профессионального развития молодежи. Выделение понятия «профессиональное самоопределение» в качестве ключевой категории нашего анализа имеет весомые причины. Это обусловлено его смысловыми характеристиками, имеющими в отечественной психологии определенный устой. Таким образом, обратимся к анализу психологического содержания феномена профессионального самоопределения в психологической традиции в контексте нашей проблемы.
Определение сущности
профессионального
Информация о работе Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО