Социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социального влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание.

Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научных публикаций для определения суггестивных свойств телевиденья.
2. Обзор научной литературы для выявления роли телевиденья в формировании современного массового сознания.
3. Изучение научных публикаций для выявления негативных социальных и психологических последствий распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические особенности восприятия телевизионных передач 4
1.1 Суггестивные свойства телевиденья 4
1.2 Роль телевиденья в формировании современного массового сознания 8
Глава 2. Негативные социальные и психологические последствия распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость 16
Выводы и заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Социальное влияние  сцен насилия по телевидению на массовое сознание»

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Психологические  особенности восприятия телевизионных  передач 4

1.1 Суггестивные  свойства телевиденья 4

1.2 Роль телевиденья  в формировании современного  массового сознания 8

Глава 2. Негативные социальные и психологические последствия  распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость 16

Выводы и  заключение 26

Список литературы 27

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  проблемы исследования. Современная научная общественность в значительной степени обеспокоена появлением большого количества сцен насилия на современном российском телевидении. Сотрудниками ЦСО РАО М.И. Жабским, К.А. Тарасовым и их коллегами в 2001 году было проведено исследование, направленное на выявление динамики трансляции сцен насилия на каналах российского телевидения, которое установило, что на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия; на каждый час эфира на канале ОРТ приходится 2,7 случаев, на ТВ-центр - 3,7, на канале НТВ - 6,2. Если перевести эти данные в минуты телевещания становится очевидным, что в среднем каждые пятнадцать минут зритель российского телевидения видит на экране один акт насилия. В 2011-2012 годах, спустя десятилетие после данного исследования, ситуация только усугубилась.

Такое количество сцен насилия  не может не оказать влияние на массовое общественное сознание. Данная работа посвящена систематизации результатов  исследований, направленных на изучение последствий телевизионной демонстрации сцен насилия.

Цель исследования: изучить особенности социального влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание.

Объект исследования: научные публикации.

Предмет исследования: социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ  научных публикаций для определения  суггестивных свойств телевиденья.

2. Обзор научной литературы  для выявления роли телевиденья в формировании современного массового сознания.

3. Изучение научных публикаций  для выявления негативных социальных и психологических последствий распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость.

Гипотеза исследования: демонстрация сцен насилия по телевиденью оказывает негативное социальное влияние на массовое сознание.

Метод исследования: анализ научной литературы.

 

Глава 1. Психологические  особенности восприятия телевизионных  передач

1.1 Суггестивные  свойства телевиденья

 

Восприятие телевизионных передач является одним из видов художественного восприятия, составляющими которого являются также восприятие литературных произведений, живописи, графики, скульптуры, театральных постановок (А. Биие, 1910; Л.В. Благонадежина, 1973; Л.А.Венгер, 1965; К.И. Вересотская, 1940; Л.С. Выготский, 1987; А.А.Люблинская, 1954; О.М. Попова, 1993; Т.А. Репина, 1960; Р.А.Садыкова, 1971;  В. Штерн, 1987), а также восприятие мультфильмов, кино- и телефильмов (Л.М. Баженова, 2001; Е.А. Бондаренко, 1996; Е.А.Захарова, 1991; А.В. Толстых, 1986; Ю.Н. Усов, 2000, 2005; А.В.Федоров 2001, 2004; П.М. Якобсон, 1964, 1976).

Исследователи когнитивного компонента художественного восприятия выделяют следующие направления:

  • определение соотношения части и целого в восприятии литературных и графических произведений (А. Бине (1910) и В. Штерн (1987) настаивают на том, что восприятие картины идет от части к целому; Л.А.Венгер (1969), Л.С. Выготский (1987) и С.Л.Рубинштейн (1997) придерживаются противоположной точки зрения, экспериментально доказывая, что восприятие картинок идет от целого к части);
  • выделение отдельных частей объектов и сопоставление их с сенсорными и эстетическими эталонами (Е.А. Бондаренко (1996), Р.А.Садыкова (1971));
  • выделение и сопоставление с нравственными эталонами компонентов действий и поступков персонажей (цели, мотива, способа достижения цели, результата действия), сравнения их друг с другом и общепринятой нормой (И.Н. Назимов (1956), О.М. Попова (1993)).

В исследованиях эмоционального компонента художественного восприятия, в том числе - восприятия телевиденья, психологами установлены особенности морально-этической оценки поведения персонажа и эмоционального отношения к этому персонажу (Е.А.Бондаренко (1996), Т.А. Репина (1960)); учеными доказано, что оценка объекта зависит от соответствия (несоответствия) его поведения общественным нормам, а непосредственное эмоциональное отношение к нему - от тех качеств, которые вызывают наиболее сильные переживания (Л.М. Рожина(1967)).

Восприятие телевизионных  передач является одним из наименее разработанных аспектов художественного  восприятия. Одним из главных составляющих данного феномена выступает культура телевосприятия. Под понятием «культура телевосприятия» понимают культуру телезрителя, который умеет верно оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова (1991)); воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать последнюю, а также предполагает развитие знаний о прошлом и настоящем экранных искусств; умение «художественно-творческой деятельности, восприятия, интерпретации, анализа аудийного, визуального, аудиовизуального текста» (Ю.Н. Усов (2001)); может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа (А.В. Федоров (2000, 2002)).

Главной отличительной чертой восприятия телевиденья по сравнению  с другими видами художественного  восприятия являются его манипулятивные возможности. С помощью использования  разнообразных приемов телевиденье  не просто констатирует факты, но создает  особое визуально-смысловое виртуальное  пространство, которое выдает за реальную модель политического и социального мира и мира вообще (А.А.Кащук, 2007).

Выделяют следующие особенности  телевиденья, оказывающие суггестивное воздействие на человека в процессе восприятия телепередач:

  • неявное подавляющее воздействие на человека с помощью цвета, звука, скорости поступления информации и смены её модальности; избыточность и недостоверность информации;
  • бездуховность информации;
  • демонстрация трафаретных реакций и оценок, чреватых стандартизацией мышления;
  • манипулирование поведением через подсознательные воздействия (тремор, эхопраксия и эхолалия, разрушение антропологических границ, морфинг и др);
  • изоляция от партнера по общению.

Информационные технологии конца XX - начала XXI века являются мощным оружием воздействия на массовое сознание. Однако для здорового развития общества необходимо воздействовать на публику в оптимальном направлении, с помощью соответствующей действительности интерпретации, создавая атмосферу, наиболее благоприятную для успеха общего дела. Средства массовой информации, и в частности, телевидение, обладают возможностью в значительной мере нейтрализовать отрицательные эмоции и социальное безумие. Они во многом могут способствовать разрешению общественных противоречий и конфликтов.

Влияние телевиденья выражается также в развитии нового языка, приводящего  к появлению определенных клише в создании образов массовой культуры, которые легко воспринимаются зрителем и приводят к размыванию национальных традиций.

Телевиденье выполняет ряд  функций, объединяющих его с другими  средствами массовой информации (А.А.Кащук, 2007):

  • распространение культуры, информации, знаний;
  • социальное регулирование поведения людей;
  • формирование общественного мироощущения и миросознания.

При этом время, уделяемое  человеком телевиденью, и масштабы аудитории телевиденья настолько  велики, что ни одно другое средство массовой информации не способно сравниться с ним по степени влияния на сознание общества.

Суггестивные возможности  телевиденья также расширяются  за счет его оперативности, способности  вести репортажи «с места события», благодаря чему субъект ощущает  себя причастным к происходящему, непосредственно  включенным в ситуацию.

Кроме того, телевиденье  способно с документальной точностью  передавать эмоциональные состояния  участников съемок, что также создает  у субъекта эффект присутствия.

Важно отметить, что информация, передаваемая с помощью телевиденья, воспринимается даже теми субъектами, которые не могут или не хотят  использовать другие каналы (газеты, журналы, интернет). Таким образом, влияние  на аудиторию со стороны телевиденья  наиболее масштабно по сравнению  с другими СМИ.

Таким образом, современные возможности телевиденья велики. С его помощью можно как способствовать повышению чувства собственного достоинства, стремлению к свободе и справедливости, активному участию в жизни страны, обогащению личности, так и духовно порабощать человека, дезинформировать и запугивать его, разжигая ненависть и страх. Решающая роль в определении того, какое влияние в итоге будет оказывать телевиденье настоящего и будущего на человека, принадлежит власти и журналистам, принимающим решение о том, какую позицию им занимать - проявлять ли стремление к объединению общества и формированию общенациональной идеи или способствовать росту общественной напряженности, недоверия к государству.

1.2 Роль телевиденья  в формировании современного  массового сознания

 

Природу и формирование культуры телевосприятия или «экранной культуры» изучают Л.М. Баженова (1995, 2001), Е.А. Бондаренко (1996), Ю.Н.Усов (2000, 2005), А.В. Федоров (2001, 2002, 2004), Н.Ф. Хилько (2003) и другие ученые.

Критериями развития отношения  аудитории к культуре телевиденья  с точки зрения А.В.Федорова (2002) являются:

  • «понятийный» или «oриентационный» (данный критерий влючает в себя знания истории и теории медиакультуры, конкретных медиатекстов  и требует наличия развитого уровня восприятия и оценки медиатекстов, способности к сопереживанию, терпимости к чужому мнению);
  • «сенсорный» (частота общения с медиаинформацией, умение ориентироваться в её потоке, то есть выбирать любимые жанры, темы и т.д.);
  • «мотивационный» (эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические мотивы контакта с медиакультурой);
  • «оценочный» или «интерпретационный» (уровень восприятия, способность к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу пространственно-временной формы повествования медиатекстов, к «отождествлению» с героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте структуры произведения);
  • «креативный» (уровень творческого начала в различных аспектах деятельности на медиаматсриале, прежде всего в перцептивной, художественной, исследовательской, практической, игровой и др.).

Психологическим аспектам влияния  восприятия кино- и телеискусства на личность и психику посвящены работы Л.М.Баженовой (1995, 2001), Е.А. Захаровой (1991), И.С. Левшиной (1986), B.C. Собакина (1989), А.В. Толстых (1986), А.В.Шарикова (1992), П.М.Якобсона (1976) и других ученых. Ими выделены механизмы, факторы и особенности восприятия телевизионных передач.

A.M. Грачева, А.А. Нистратов, B.C. Собакии (1989) утверждают, что восприятие персонажей в структуре художественного произведения является одним из моментов, обусловливающих его смысловое понимание, и выделяют три его уровня: мотивационный уровень личностных характеристик («энергичный», «зависимый» и т.п.); уровень социальных стереотипов («карьерист», «интеллигент» и т.п.); уровень оценочных суждений.

П.М. Якобсон (1976), рассматривая особенности телевосприятия детей, выделяет два вида готовности к этому процессу: неопределенную («увижу что-то занимательное, может быть, интересное») и активную, отчетливо выраженную (желание впитать в себя художественные впечатления, узнать новое, испытать радость от встречи с прекрасным). Ученый склонен считать, что у детей дошкольного возраста преобладает неопределенная готовность к телевосприятию. По утверждению П.М.Якобсона, эмоциональное воздействие произведений искусства, подразделяется на поверхностное, затрагивающее периферические стороны личности, и глубокое, затрагивающее нравственное сознание.

С этим положением солидарна Л.М. Баженова (1995), которая считает, что детям 6-7 лет свойственно полное погружение в мир фильма. Просмотр фильма очень увлекает дошкольников. Они активно сопереживают его действующим лицам, идентифицируя себя с последними. Произведенное телефильмом сильное эмоциональное впечатление побуждает детей дошкольного возраста играть в телегероев и варьировать возможные приключения с ними.

П.М.Якобсон (1976) полагает, что если ребёнок часто смотрит телепередачи, то у него постепенно происходит «притупление» чувств: ребёнок начинает обращать внимание только на такие моменты, которые для него «выпирают» из целого произведения, в частности, на манеру поведения, излишества моды и т.п.

Взгляды П.М. Якобсона разделяет исследователь восприятия дошкольниками мультфильмов А.В. Толстых (1986). Она акцентирует внимание на том, что дети прежде всего ищут в фильме «личность», пусть даже отрицательную, но яркую и именно этим, по мнению А.В.Толстых, объясняется популярность мультипликации.

Анализируя телевосприятие детей как представителей наиболее подверженной негативному влиянию суггестивных компонентов телевиденья социальной группы, исследователи выделяют следующие его особенности (Л.М.Баженова, 1995, 2001; Е.А. Захарова, 1991).

Информация о работе Социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание