Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности социального влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научных публикаций для определения суггестивных свойств телевиденья.
2. Обзор научной литературы для выявления роли телевиденья в формировании современного массового сознания.
3. Изучение научных публикаций для выявления негативных социальных и психологических последствий распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость.
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности восприятия телевизионных передач 4
1.1 Суггестивные свойства телевиденья 4
1.2 Роль телевиденья в формировании современного массового сознания 8
Глава 2. Негативные социальные и психологические последствия распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость 16
Выводы и заключение 26
Список литературы 27
Первая особенность - дошкольники испытывают затруднения в восприятии пространственно-временных и причинно-следственных связей явлений реальной жизни в невозможности связать несколько эпизодов-поступков героя во временной последовательности, и выявить причинно-следственные связи в сюжете; в невозможности понять мотивы поведения героев, и, следовательно, сделать нравственные выводы.
Вторая особенность детского телевосприятия — фрагментарность указанного процесса, которая выражается в неспособности ребёнка при восприятии фильма связать в единое целое отдельные его части, фрагменты, кадры, отстоящие друг от друга, а также как бы «отдельно» воздействующие на него выразительные средства экранного искусства (ритмические, пластические, цветовые, звуковые, музыкальные элементы кинообраза).
Исследования Л.М. Баженовой (2001) и Е.А. Захаровой (1991) показали, что чем младше ребёнок, тем отчетливее выражена фрагментарность его телевосприятия. В большей степени это сказывается тогда, когда ребёнок смотрит большой полнометражный игровой фильм, не говоря уже о «взрослых» картинах, не адресованных этому возрасту, и при восприятии его чаще всего «выхватывает» отдельный наиболее запомнившийся и сильно эмоционально воздействующий эпизод или поступок, действие героя, и на основании этого пытается дать оценку всему фильму, поведению героя в целом и судить о его характере.
Другая, не менее важная сторона .фрагментарности детского кино- и телевосприятия, по мнению Е.А. Захаровой, выражается в неспособности ребёнка эмоционально воспринять музыку, ритмы, пластику, цвет, монтажные и другие выразительные средства киноязыка, соотнести эти средства между собой и осмысленно связать в единый целостный кинообраз. Детям бывает сложно выделить основную сюжетную линию, так как побочные эпизоды могут произвести на них самое сильное впечатление и затмить все остальные. Л.М. Баженова указывает на то, что ребёнок часто дает оценку поведения телегероя на основании одного выхваченного из сюжета эпизода и затрудняется составить общее представление о характере персонажа. Кроме этого ему бывает трудно выразить свои эмоции и оценки еще из-за того, что у него еще слабо развита речь (Л.М.Баженова, 1995, 2001; Е.А. Захарова, 1991).
Третья особенность
Считается, что «наивный реализм» - это не только определенный этап художественно-эстетического развития личности, но и довольно часто встречающаяся в жизни «болезнь» неразвитого художественного восприятия у взрослых (В.А. Езикеева, 1959)
Четвертая особенность детского восприятия - «фабульное» восприятие телефильма - ребёнок «читает» событийный ряд кинокартины (небольшой по объему) и связывает события-эпизоды во временной последовательности, но до полноцепного художественного восприятия, тем более, до восприятия большой полнометражной картины ему еще очень далеко (Л.М.Баженова, 1995, 2001; Е.А. Захарова, 1991).
Пятая особенность восприятия телепередач и кинофильмов - идентификация юного зрителя с понравившимся ему героем, которая у детей проходит значительно острее, чем у взрослых. Отождествление себя с телегероем в этом возрасте происходит у детей чаще всего по внешним признакам, без понимания внутренних мотивов его поступков и поэтому дети затрудняются выбрать достойного персонажа (Е.А. Захарова, 1991, Д.Лемиш, 2007).
Шестая особенность детского телевосприятия - многие дети испытывают затруднения в понимании подтекста тслепроизведения, не замечая скрытых смыслов, которые зачастую содержатся в словах и действиях телеперсоиажей и поэтому неадекватно интерпретируют увиденное на телеэкране (Л.М.Баженова, 1995, 2001).
Седьмая особенность детского телевосприятия - неспособность дошкольников постичь ассоциативно-образные связи в произведениях экранного искусства и заметить тс выразительные приемы, которые использует автор для создания полифонии чувств и толкований происходящих событий (Л.М.Баженова, 1995, 2001).
Восьмая особенность телевосприятия - дети дошкольного возраста не в состоянии выделить основной конфликт телефильма. В поле их внимания находятся, преимущественно главные герои, а поступкам второстепенных действующих лиц не придается значения, не осознается их воздействие на ход событий фильма и судьбы главных героев (Л.М.Баженова, 1995, 2001).
Девятая особенность телевосприятия юных зрителей состоит в том, что они отдают предпочтение рисованным фильмам. Дети более внимательно смотрят мультипликационный фильм, даже если он скучный, чем не очень интересный игровой фильм. Происходит это, скорее всего, из-за того, что детям нравится наблюдать за рисованными героями, которые действуют в фильме, чем за актерами в кино- и телефильме. Сказочность, вымысел, условность оказываются предпочтительнее правдоподобия художественных фильмов. Это предпочтение связано с другой особенностью детского телевосприятия - наивным реализмом. Дошкольники отдают предпочтение мультфильмам еще и потому, что они для маленьких зрителей являются «настоящими» фильмами, показывающими то, чего нет в жизни, чего не увидишь нигде. Игровые же фильмы больше напоминают обыкновенную жизнь, особенно, если в них не происходит чего-то сказочного или фантастического. Дети также предпочитают динамичный сюжет в телепередаче; фильм меньше привлекает юных зрителей, если герои больше рассуждают, чем действуют, хотя в этих словах и заключено важное содержание (Л.М.Баженова, 1995, 2001).
Н.П. Гришаева (2003), Е.А. Захарова (1991), Д. Лемиш (2007) утверждают, что восприятие телепередач оказывают существенное воздействие на некоторые аспекты становления личности, и в частности на формирование таких качеств личности, как любопытство, познавательный интерес, позитивное видение мира, нравственные позиции.
С целью определения степени воздействия телевидения на формирование отрицательных эмоциональных состояний у современных дошкольников и выяснения представлений родителей о качестве самой телевизионной продукции в Институте социологии РАМ в 2001-2002 годах группой «Образование и личность» было проведено психологическое исследование «Дошкольник и телевидение». Благодаря этому исследованию было выявлено, что телевидение оказывает большое воздействие на свободную игру детей в дошкольном учреждении. Так, было установлено, что в свободных играх детей дошкольного возраста преобладают ситуации агрессии и разрушения - аварии, убийства, воины. Многие педагоги отметили повышенную возбудимость детей, проводящих у экрана по 2-4 часа в сутки, а также связь между механистичностью отношений детей в процессе игры и такой же механистичностью отношений героев во многих американских мультфильмах (Н.П. Гришаева, 2003).
К сказанному целесообразно добавить, что под воздействием частого просмотра телепередач и рекламы не только у детей, но и у взрослых происходят изменения социокультурных ценностей. Установлено, что в настоящее время в значительной мере увеличился потребительский мотив, связанный с престижностью вещей и их покупкой, который обусловливается знаниями об объектах телерекламы (Н.П.Гришаева, 2003; Т.В.Гусева, 2005).
Телевидение также рассматривается как фактор социализации личности (усвоение индивидом общественного опыта, норм и правил, вхождение в группу), а сцепы насилия на телеэкране - как фактор виктимизации (процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации (А.В. Мудрик, 1991, 2004).
Проведенный в первой главе
данной работы теоретический анализ
психологических особенностей восприятия
телевизионных передач, в частности - суггестивных
возможностей телевиденья и его роли в
формировании современного массового
сознания, позволяет перейти к освещению
результатов современных исследований,
посвященных негативным социальным и
психологическим последствиям распространения
информации, пропагандирующей насилие
и жестокость.
Информация с экрана телевизора воспринимается не абстрактным индивидом, а представителем определенного класса, группы. Специфика воздействия средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций состоит в том, что субъект усваивает нормы, ценности своей социальной группы, вырабатывает установки и рассматривает всякую информацию через призму этих ценностей и ориентаций. Кроме того, в процессе потребления информации с помощью телевиденья оказывается влияние на такие структуры личности, как потребности, мотивы, интересы, установки, определяющие отбор информации и отношение к ней.
Результатом влияния современного телевиденья является привыкание к росту преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений.
Проблема воздействия сцен насилия в телепередачах на зрителей разных возрастов широко изучается за рубежом (Э. Аронсон (2004), А. Бандура (2000), Л. Берковиц (2001), Р. Бэрон (2001), А. Глуксман (A.Glucksmann) (1971), Г. Крайг (2000), Д. Лемиш (2007)) и начинает исследоваться в нашей стране (С.Н. Еникополов (2001), М.И. Жабский (1979, 2002), Г.И. Козырев (2000), М.А. Куртышева (2005), Н.Е. Маркова (2002), К.А. Тарасов (2000, 2002, 2003), М.И. Яновский (2002)).
В «Словаре гендерных терминов» (2002) указывается два толкования насилия - в широком и узком смысле слова. Считается, что в широком смысле слова понятием насилие охватываются разнообразные формы принижения человека, все то, что ведет к ущемлению физических и духовных потенций, мешает овладеть реально заданной полнотой возможностей личностного развития. В более узком смысле слова насилие расшифровывается как прямое применение силы против человека, как любое психическое и моральное воздействие на человека, совершающееся против его воли, как принудительное воздействие на личность, при котором нарушаются её права или угрозы такого применения: убийство, пытки, шантаж, ограбление и т.п. Следовательно, при широком толковании понятия «насилие» акцент делается на целях человеческой деятельности, при узком — на средствах её осуществления.
Под словосочетанием «насилие на экране» понимается аудиовизуальное изображение разновидности социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб (К.А. Тарасов, 2000).
Выделяются следующие основные виды насилия: психологическое —принижение достоинства, оскорбления, пренебрежительное отношение, ведущее к утрате самоуважения, упреки, брань, в том числе, нецензурная, грубость, запугивание; экономическое - лишение ресурсов, запрещение работать, контроль над расходами, выдача денег только по просьбе и только на проживание, ограничение, отказ в деньгах, обязательные процедуры отчетов о потраченных средствах, сокрытие доходов, несправедливый раздел имущества, изъятие денег; физическое - избиения, побои, рукоприкладства, пытки, истязания, нарушение неприкосновенности, толчки, пощечины, удары кулаком, нападения, нанесение травм, увечий, поджоги, изоляция, неоказание помощи, запугивание жестами, действиями, уничтожение предметов обихода, применение оружия; сексуальное - использование ребёнка или взрослого для удовлетворения сексуальных потребности или получения выгоды («Словарь гендерных терминов», 2002).
В настоящее время научная общественность обеспокоена появлением большого количества сцен насилия на современном российском телевидении. В связи с этим сотрудниками ЦСО РАО М.И. Жабским, К.А. Тарасовым и их коллегами в 2001 году было проведено исследование, направленное на выявление динамики трансляции сцен насилия на каналах российского телевидения, которое установило, что на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия; на каждый час эфира на канале ОРТ приходится 2,7 случаев, на ТВ-центр - 3,7, на канале НТВ - 6,2. Если перевести эти данные в минуты телевещания становится очевидным, что в среднем каждые пятнадцать минут зритель российского телевидения видит на экране один акт насилия.
Исследование показало, что 57% от общего числа сцен насилия на телеэкране приходится на телефильмы; четверть трансляций сцен насилия содержится в телевизионной рекламе; каждая девятая сцена, изображающая насилие, относится к хронике и анонсам телепередач — 12,6%; 4,9% от количества всех транслируемых сцен насилия остается на долю теленовостей (М.И. Жабский, 2002) Продолжительность среднестатистической сцены насилия - почти 7 минут. На чистый показ насилия телевидение отводит 9,5% экранного времени (К.А. Тарасов, 2001).
В исследованиях воздействия просмотра сцен насилия на телеэкране на телезрителей акцентируется внимание на его механизмах. Одним из механизмов воздействия сцен насилия на телеэкране на телезрителей считается катарсис. По мнению М.И. Яновского, на формирование этой гипотезы повлияла теория катарсиса Аристотеля, который дал светскую трактовку этому понятию, адаптировав его к театральному искусству и указав на то, что восприятие страданий и страха дает очищение «подобных страстей» (цит. по Янковский М.И., 2002).
Второй механизм воздействия экранного насилия на зрителей - это идентификация с персонажами-агрессорами. Считается, что мужчины гораздо чаще, чем женщины, идентифицируют себя с агрессорами, а женщины чаще, чем мужчины (Н.П. Гришаева, 2003). Девочки значительно чаще, чем мальчики, отмечают у себя возникновение негативных эмоции при просмотре на телеэкране сцен насилия над детьми, животными и женщинами; среди склонных идентифицировать себя с агрессорами школьников, существенно выше доля тех, кому «нравится смотреть сцены насилия на телеэкране», и, наоборот, телезрители, идентифицирующие себя с жертвами, значительно чаще отмечают, что им смотреть подобное сцены «не нравится» (Д. Лемиш, 2007, К.А. Тарасов, 2000).
Исследования К.А. Тарасова (2000, 2002) свидетельствуют о том, что в системе «кино - юный зритель» существует своя специфика: с одной стороны, массовое предложение фильмов с насилием, самим своим фактом внушающее, что иным современное кино и быть не может, что их частое восприятие стало своего рода культурной нормой, с другой стороны, известная неразвитость художественного вкуса у юного зрителя, его склонность к «всеядности» и вообще к просмотру большого числа фильмов.
Информация о работе Социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание