Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности социального влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научных публикаций для определения суггестивных свойств телевиденья.
2. Обзор научной литературы для выявления роли телевиденья в формировании современного массового сознания.
3. Изучение научных публикаций для выявления негативных социальных и психологических последствий распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость.
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности восприятия телевизионных передач 4
1.1 Суггестивные свойства телевиденья 4
1.2 Роль телевиденья в формировании современного массового сознания 8
Глава 2. Негативные социальные и психологические последствия распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость 16
Выводы и заключение 26
Список литературы 27
Участие зрителя в драматическом действии и его идентификации с кино-персонажем сцены насилия оказывают определенное воздействие на его поведение. Воздействие это подтверждается, разработанной А.Бандурой (2000), Л. Берковицем (2001), Р. Бэроном (2001) и другими исследователями гипотезой мимесиса (подражания), которую иллюстрируют конкретные факты жизни, когда реальные преступления как бы повторяли ситуации и способы действия, которые ранее можно было видеть на экране.
Третий механизм воздействия сцен насилия в телепередачах на телезрителей - обучение их насилию, на который указывают многие зарубежные (А.Бандурой, 2000; Л. Берковиц, 2001; Р. Бэрон, 2001; Г.Крайг, 2000 и др.) и отечественные ученые (Г.И. Козырев, 2000; Н.Е. Маркова, 2002; К.А. Тарасов, 2000, 2002, 2003 и др.) склонные считать, что телезрители, воспринимающие сцены насилия на телевидении, пытаются транслировать их в повседневную жизнь. Данное положение проиллюстрировал А. Бандура (2000). Он демонстрировал дошкольникам фильм, где актер-взрослый избивал надувную куклу Бобо, после просмотра телефильма детей запускали в игровую комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые смотрели этот фильм, поступали с куклой Бобо точно так же, как актер-экспериментатор; дошкольники, которые не смотрели фильм, не проявляли агрессии. Анализируя полученные результаты, А. Бандура пришел к заключению, что, наблюдая сцены насилия и фиксируя их в памяти, дети могут обучиться формам проявления агрессии.
Четвертый механизм воздействия восприятия телезрителями сцен насилия в телепередачах - это изменение после их просмотра восприятия действительности — обычная реальность начинает восприниматься ими как чрезмерно агрессивная и вызывать страх. В исследовании Е.А.Рубинштейна (Е.А. Rubenstein, 1983) было обнаружено, что излишнее увлечение просмотром телепередач заставляет людей опасаться за свою жизнь, что, по его мнению, можно объяснить тем, что телезрители видят на экране гораздо больше событий, связанных с насилием, чем случается в повседневной жизни большинства из них.
Кроме механизмов воздействия сцен насилия на телезрителей в литературе описываются факторы, определяющие их воздействие. Одним из наиболее изученных факторов воздействия экранного насилия на зрителей, является длительность просмотра телепередач с элементами насилия. Экспериментальные данные У. Бельсона (W. Belson, 1968) свидетельствуют о том, что сила воздействия экранного насилия в фильмах определяется количеством его потребления. Например, английский ученый Уильям Бельсон изучал особенности телевосприятия 1565 лондонских мальчиков и установил, что в отличие от тех из них, кто смотрел незначительное количество, содержащих сцены жестокости телепередач, испытуемые, смотревшие их в большом количестве (и особенно с реалистическими, а не мультипликационными изображениями насилия), совершали почти вполовину больше правонарушений, чем другие дети, что дало основание предположить, что у «заядлых» телезрителей отклонения в поведении действительно часто происходят благодаря телевидению.
Представляет интерес эксперимент, проведенный Р. Бэроном и Р. Либертом в 1972 (Р.Бэрон, 2001). Они показывали детям пяти-шести и восьми-девяти лет один из двух коротких отрывков реально существующих телепередач. Детям из первой группы демонстрировали в течение трех с половиной минут отрывки из детективного сериала со сценами насилия. Юным телезрителям из второй группы в течение того же времени показывали отрывок из передачи о соревнованиях в беге с барьерами. Было установлено, что испытуемые, смотревшие программу со сценами насилия, причиняли своей воображаемой жертве заметно больше вреда (что измерялось числом нажатий на кнопку «причинение вреда»), чем те дети, которые смотрели спортивные состязания. Более того, данные результаты оказались аналогичными как для мальчиков и девочек, так и для детей из разных возрастных групп. По утверждению Р. Бэрона, просмотр даже сравнительно коротких демонстрирующих насилие кино- и телеэпизодов, может вызывать агрессивность в последующем поведении, если даже обстоятельства проявления насилия на экране сильно отличаются от экспериментальных условий, созданных для испытуемых.
Противники этой точки зрения обращают внимание на качественную сторону демонстрации агрессивных сцен на телеэкране, подчеркивая, что детей не очень тревожат сцены насилия в вестерне, но их эффект явно усиливается в детективном фильме, а в фильмах ужасов эти сцены просто ошеломляют детей (А. Глуксмаи (A. Glucksmann), 1971).
Другой фактор воздействия сцен насилия в телепередачах -предрасположенность зрителей к агрессии. Доказано, что у изначально более агрессивных детей со временем начинают проявлять всё больший интерес к насилию на телеэкране (Д. Майерс, 1997). Уэнди Джозефсон провела эксперимент, в ходе которого детям показывали или боевик с большим количеством сцен насилия или захватывающий фильм с изображением погони на мотоциклах и затем они играли в хоккей. После просмотра «жестокого» фильма те дети, которых учителя считали агрессивными: били сверстников клюшками, толкались локтями и ругались с соперниками гораздо чаще, чем неагрессивные по характеру дети, также просмотревшие фильм с элементами насилия, или чем дети, склонные к жестокости, но посмотревшие фильм без сцен насилия (цит. по Д. Майерс, 1997). Исследовательница полагает, что просмотр насилия по телевидению по существу позволяет агрессивным телезрителям реализовать свою агрессию в играх и поведении и имеет наибольшее воздействие на детей, которые изначально проявляют склонность к насилию.
Кроме указанных факторов в психологической литературе рассматриваются факторы, которые дополнительно воздействуют на телезрителей («третьи факторы»). К последним относятся численность семьи и её материальное благополучие — дети из малообеспеченных семей и семей национальных меньшинств обычно смотрят телевизор более длительное время, чем остальные дети (У. Бельсон (W. Belson), 1968); отрицательные роли родителей, братьев и сестер, друзей исполненные агрессивными и антисоциальными моделями - агрессивное поведение увиденное на экране телевизора, может соединиться с реальной жизнью, что умножает проявления агрессии в поведении ребёнка, особенно у ребёнка с определенными чертами личности или эмоциональными проблемами; отношение родителей к просмотру их детьми телепередач с элементами насилия - 40% опрошенных родителей в России не придают никакого значения возможному воздействию сцен насилия на их детей (С.Н. Еникополов, 2001); прерывание телепередачи рекламой - установлено, что японские дети, приученные к регулярному прерыванию телевизионного зрелища рекламой, не могут удерживать внимание на экране более 15 минут, что отрицательно сказывается на их восприятии (Е.А. Захарова, 1991).
К сказанному следует добавить, что Л. Берковиц (2001), в обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия, выделяет следующие факторы, определяющие вероятность того, что сцены насилия в телепередачах будут способствовать агрессии: если увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии; если зритель отождествляет себя с агрессором; если потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме; наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими - зритель «особенно склонен поддаваться воздействию, когда захвачен сюжетом и представляет, что сам ведет себя аналогичным образом».
Проанализировав зарубежные исследования по проблеме воздействия телевизионного насилия на зрителей и представленные А.Бандурой (1965, 2000) четыре концепции, свидетельствующие о том, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий (изменяет отношение к действительности — реальность воспринимается телезрителями, как чрезмерно агрессивная и вызывает страх), А.К. Тарасов (2000, 2002) выделил пять типов последствий восприятия экранного насилия.
Первый тип последствий восприятия экранного насилия, катарсис, рассматривает С. Фешбах (S. Feshbach) (1971), который считает, что в основе теории катарсиса лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальных поступках.
Второй тип последствий восприятия сцен насилия в телепередачах — формирование готовности к агрессивным действиям. Подобная связь получила свое отражение в «теории стимулирующего воздействия» А.Бандуры, Л. Берковица, Р. Бэрона, Л. Эрона, где имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате возбуждения зрителя от сцен насилия и представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под воздействием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.
Третий тип последствий восприятия телепередач с элементами насилия - это научение посредством наблюдения. В процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения; информация, полученная с экрана, в дальнейшем может быть использована им в реальной жизненной ситуации. Обращение к популярной культуре, изобилующей агрессивными персонажами, повышает вероятность антисоциального поведения (Д.Лемиш, 2007).
Четвертый тип последствий просмотра сцен насилия на телеэкране — закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения. Г. Крайг (2000) и Е.А. Рубинштейн (Е.А. Rubenstein) (1982) считают, что поскольку большинству людей склонность к антисоциальному поведению не свойственна, то, как полагают сторонники теории закрепления, экранное насилие не оказывает на них никакого воздействия. По мнению ученых, к подверженному негативному воздействию меньшинству относятся индивиды, не вовлеченные в стабильные интенсивные межличностные отношения и в систему эффективного группового контроля, а также телезрители, не отличающиеся сформированными, устойчивыми образцами поведения.
Пятый тип последствий
воздействия сцен насилия в телепередачах
на телезрителей — это не столько насильственное
поведение, сколько отрицательные эмоции:
страхи, беспокойство и отчужденность.
В основе этой теории лежит идея, что средства
массовой информации, прежде всего ТВ,
создают некую символическую среду, куда
люди погружаются с самого раннего детства;
среда формирует представления о реальной
действительности, культивирует определенную
картину мира (Д. Лемиш, 2007; Е.А. Рубинштейн,1983
и др.).
В ходе данного теоретического исследования мы изучили социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание. Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась: демонстрация сцен насилия по телевиденью оказывает негативное социальное влияние на массовое сознание.
Проведенный обзор научных публикаций по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Дети младшего возраста являются социальной группой, наиболее подверженной негативному влиянию телевиденья. Восприятие детьми телевизионных передач влияет на становление их личности, нравственное и эстетическое развитие, социализацию (может выступать как фактор виктимизации), мотивы поведения, стимулирует повышенную возбудимость и механистичность отношений. Основными особенностями детского телевосприятия являются фрагментарность, наивный реализм, невозможность установления пространственно-временных и причинно-следственных связей, фабульность восприятия, неспособность постичь ассоциативно-образные связи, выделить выразительные приемы, попять основной конфликт фильма, конкретность мышления, которая является причиной того, что дети не понимают подтекст произведения; идентификация с понравившимся героем, предпочтение рисованных (мультипликационных) фильмов и динамичного сюжета.
2. Анализ литературных
источников позволил
3. Механизмами воздействия сцен насилия в телепередачах являются катарсис, идентификация, усвоение стереотипов поведения, обучение жестокости, изменение восприятия реальности.
4. Факторами, детерминирующими воздействие экранного насилия на телезрителя выступают длительность просмотра телепередач с элементами насилия, предрасположенность к агрессии у зрителей; третьи факторы: численность и социальный статус семьи, роли родителей, братьев, сестер исполненные агрессией и антисоциальными моделями поведения, отношение родителей к просмотру их детьми сцен насилия.
5. Длительная экспозиция сцен насилия приводит к увеличению агрессивных проявлений, притуплению чувствительности к агрессии, уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; изменяет восприятие действительности - обычная реальность, начинает вызывать страх и воспринимается как чрезмерно афессивная (последствия).
6. В восприятии телезрителями сцен насилия проявляется половой диморфизм: сцены насилия в большей степени привлекают мужчин, чем женщин; мужчины чаще идентифицируют себя с «агрессорами», а женщины — с «жертвами».
Таким образом, телевиденье обладает мощным потенциалом и огромными возможностями для манипуляции общественным сознанием. Характер воздействия телевизионных передач на психику граждан зависит от целей, стоящих перед государственной властью и руководством СМИ. В настоящий момент широкая пропаганда сцен насилия оказывается крайне негативным фактором, ведущим за собой увеличение агрессии, притупление чувствительности к агрессии, уменьшение факторов, сдерживающих агрессию, изменения в восприятии действительности.
В такой ситуации способом усиления сопротивляемости психики субъекта к негативным воздействиям телевиденья является повышение культуры телевосприятия, включающее в себя умение верно оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную экранную информацию и разумно ею пользоваться, воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать её.
Информация о работе Социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание