Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц педагогике.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

2. "РИСКОВАННОЕ" ПОВЕДЕНИЕ.  Часто беременеют девочки, которые  "связываются с плохой компанией". Но попадает подросток в такие  компании опять же оттого, что,  став в семье и обществе  одиноким и отвергнутым, начинает, во-первых, искать "понимания"  где только можно, а во-вторых, бессознательно выбирать наиболее  рискованный (или как еще говорится  -  суицидально направленный) тип  поведения. И девочке, проводящей  время в таких компаниях, вроде  бы уже и не до сохранения  своего здоровья и своей жизни.  Поэтому она особо не заботится  о последствиях подобного общения.

3. БЕРЕМЕННОСТЬ ПО НЕВЕДЕНИЮ.  Нередко даже в наш просвещенный  век девочки на самом деле  не ведают, что творят. Часто рассчитывают  на "более опытного" партнера.  А будучи предоставлена в этом  вопросе сама себе, девочка окажется  неспособной подобрать эффективные  средства контрацепции, не свяжет  с прошедшей близостью сбои  в месячных, а увеличение талии  сочтет признаком необходимости  сесть на диету.  Поэтому "упущенные"  подростковые беременности - это  результат отсутствия качественного,  продуманного сексуального воспитания, и в том числе возможности   грамотных диалогов  на эту  тему в семье.

4. БЕРЕМЕННОСТЬ "ЗАПЛАНИРОВАННАЯ". Как правило, девочка стремится  решить таким способом собственные  психологические проблемы. В частности, утвердить собственную ценность  или выразить протест против безудержной сверхопеки родителей, которые свою дочь, опять же,  психологически не слышат. Понятно, что диалог с использованием подобных методов неконструктивен, к тому же факт беременности такой девочки - доказательство не "взрослости", а скорее инфантильности (она еще не повзрослела настолько, чтобы думать о последствиях своих действий и ответственности за них)[12].

Подростковая беременность – это достаточно опасное явление. Обеспечить благополучное ее протекание можно, лишь зная о том, какие существуют риски подростковой беременности.

1) Недостаток внимания. Беременные  девочки-подростки требуют особенно  внимательного наблюдения за  протеканием беременности, правильного  режима сна и питания. Однако  в большинстве случаев девочки  скрывают свою беременность от  родителей, или бывают отвергнуты  родителями, и потому не получают  никакой помощи. Именно поэтому  подростковая беременность опасна  и для матери, и для плода.

2) Риск недонашивания  плода. Организм девочки-подростка  не всегда имеет достаточно  сил, чтобы полноценно выносить  плод. Гормональные всплески, происходящие  в этот период в организме  девушки, также не сопутствуют  благоприятному протеканию беременности. Нормальная беременность длится 37-40 недель. До 37 недели роды считаются  преждевременными. Они случаются  чаще всего именно у подростков. Недоношенный малыш весит намного  меньше своих доношенных сверстников  и иногда нуждается в дополнительной  медицинской помощи после рождения.

3) Риск венерических заболеваний.  Подростки, которые ведут половую  жизнь, находятся в особой группе  риска заболевания венерическими  болезнями. Презерватив, как правило,  помогает предохранить от инфекции  и беременности. Однако часто  подростки легкомысленно пренебрегают  контрацепцией, находясь в состоянии  аффекта или алкогольного опьянения.  Такие развлечения могут иметь  плачевные последствия. Беременная  девочка подросток, заразившаяся  инфекцией, скорее всего, передаст  болезнь по наследству ребенку,  который и без того развивается слабо[6].

Ситуация ранней беременности вполне может быть названа экстремальной (особенно если девочка вынуждена  принимать решение в одиночку). И тут, как в случае любой опасности, можно дать четкие рекомендации, что  и как следует делать.

1. При подозрении на  беременность надеяться, что все  рассосется, как известно, бессмысленно. Лучше обратиться к врачу. Если  доктор буквально с порога  безоговорочно велит «прийти  с мамой» - нужно искать другого  доктора. Разумеется, проводить серьезные  медицинские вмешательства без  согласия родителей не будут,  но хороший врач хотя бы  выяснит ситуацию и поможет  юной пациентке подготовиться  к предстоящей беседе с мамой,  коли уж без этого нельзя.

2. Кстати, если девочка  столкнется с такой ситуацией,  что специалисты к ней в  принципе относятся несерьезно, читают мораль, стыдят, унижают, она  вполне может обратиться в  один из кризисных центров,  где работают по этой проблеме. Не стоит ждать, что там решат  за нее, как быть (да это и  не нужно), но вот посодействовать  в получении информации для  принятия собственного решения  там могут и должны.

3. Если беременность подтверждена, то судьбу ее следует решать  комплексно. Очень полезно выяснить  мнения не только гинеколога, но еще и терапевта, врача  медико-генетической консультации, юриста, соцработника и врача-психотерапевта (или психолога). Причем важно  найти консультантов, способных  вынести суждение, основанное на  объективных фактах, а не на  собственных убеждениях. Каждый  будет приводить свои аргументы.  И задача девочки - все выслушать,  а потом взвесить все «за»  и «против» и хорошенько подумать  самой.

4. При учете всех мнений  нужно постараться исключить  из «списка экспертов» тех,  кто, не являясь профессионалом  в данной области, может откровенно  «надавить» и заставить принять  не самое адекватное решение.  Это могут быть подруги, родственники  и т.п. И, как это ни кощунственно  и ни грустно, самым необъективным  в этом плане человеком может стать мама[11].

Негативные последствия  подростковой беременности:

1) Для беременной девушки-подростка:

  • Наличие анемии (снижение уровня гемоглобина в крови);
  • Гипертония (повышение артериального давления);
  • Ранний и самый опасный – поздний токсикоз;
  • Преэклампсия;
  • Нехватка веса в период беременности (из-за плохой организации питания, нездорового образа жизни);
  • Плацентарное предлежание (из-за сбоя в выработке гормонов);
  • Угроза выкидыша;
  • Угроза преждевременных родов;
  • Наличие осложнений в родах – непроходимость плода, необходимость кесарева сечения (из-за клинической узости таза);

2) Для ребенка:

  • Детская недоношенность (чем раньше происходят роды, тем выше риски врожденных проблем со зрением, дыханием, пищеварением и общим развитием организма);
  • Малый вес новорожденного (2, 5-1, 5 кг);
  • Наличие внутриутробной гипоксии плода;
  • Опасность родовых травм;
  • Неспособность кормить грудью (из-за недостатка мотивации мамы-подростка);
  • Угроза отставания в физическом и умственном развитии[1].

Группы риска подростков:

1. Это  девочки-подростки  с эмоциональными проблемами  и конфликтами, прежде всего,  в родительской семье, которые  ищут в половой жизни не  собственно секс, а пути разрешения  эмоциональных проблем, компенсацию  недостающих им тепла, ласки  и внимания.

2. Это девочки-подростки,  начинающие половую жизнь в  качестве сексуального экспериментирования  с приятелем-ровесником, но еще  не знающие ни о возможных  нежелательных последствиях, ни  о путях их предупреждения.

3.  Это неопытные и  пассивные девочки-подростки привыкшие во всем подчиняться взрослым; начало половой жизни возникает под давлением взрослого[11].

Можно выделить основные факторы, влияющие на возникновение беременности в подростковой среде:

1) социальные (отсутствие  поддержки со стороны общества, наличие большого количества  свободного времени, влияние средств  массовой коммуникации и др.);

2) экономические (бедность, экономический кризис в стране, неспособность обеспечить себя и свою семью и др.);

3) медицинские (отсутствие бесплатных медицинских услуг, недостаточно качественная медицинская сфера в стране и др.);

4) психологические (подражание  сверстникам и значимым взрослым, угнетение, давление, низкая самооценка, депрессии и т.д.)[8].

Подростковая беременность использовалась в качестве темы или  сюжета в художественных книгах, фильмах  и телесериалах. Время действия могло  быть в прошлом («Голубая лагуна») или  современным (Холм одного дерева). Обычно тема разбирается серьезно. Подростковая беременность может быть результатом превышения половых прав (как Роуз в фильме «Правила виноделов»), следствием одной ночи (как Эйми Барнз в британском телесериале «Священные дубы»), романтических отношений (как Деми Миллер в британском телесериале «Истендерз»); или как первой половой встречи (как Сара-Луиза Плат в британском телесериале «Улица Коронации»), необычности, как в фильме «Пятнадцатилетие» (Quinceañera), когда главная героиня становится беременной вследствие занятия непроникающим сексом. В пьесе немецкого происхождения «Весеннее пробуждение» (Spring Awakening) и основанному на ней бродвейскому рок-мьюзиклу главная женская героиня становится беременной и погибает вследствие халтурного выполнения аборта. Американский фильм-лауреат «Стефани Дейли» (Stephanie Daley) анализирует следствия подростковой беременности, которая заканчивается смертью новорождённого ребёнка. Фильм Джуно рассказывает о 16-летней школьнице, забеременевшей от своего давнего друга и решившей оставить ребёнка. Хотя в норме беременная девушка — главный герой, американский телефильм «Слишком молодой для того, чтобы быть отцом» (Too Young to Be a Dad) концентрируется на 15-летнем юноше, девушка которого становится беременной. Тема подростковой беременности также поднята в сериале «Тайная жизнь американского подростка», в котором сюжет завязывается вокруг неожиданной беременности 15-летней девушки Эми Джоргенс, что напрягает натянутые отношения между родителями[6]. 

 

 

 

1.3. Содержание работы  педагога социального в школе  по профилактике подростковой  беременности

Определение понятия «профилактика», на первый взгляд имеет достаточно общий смысл. Тем не менее, ученые, политики и практики здравоохранения  понимают это слово по-разному. В медицине определяют профилактику как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в том числе улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды. В социологии профилактика – система общественных мероприятий по предупреждению и предотвращению чего-либо противоречащего оптимальному развитию и существованию социума.

В общем смысле, профилактика – это совокупность предупредительных  мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка[9].

Профилактика — это  совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении  подростков. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения[14].

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

— предотвращение возможных  физических, психологических или  социокультурных обстоятельств  у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

— сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня жизни  и здоровья ребенка;

— содействие ребенку в  достижении социально значимых целей  и раскрытие его внутреннего  потенциала.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным  предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. е устранением причин, способных вызвать нежелательные  последствия.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами  и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

— нейтрализующие;

— компенсирующие;

— предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

— устраняющие эти обстоятельства;

— контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного  включения следующих составляющих:

— направленности на искоренение  источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

— обучение ребенка новым  навыкам, которые помогают достичь  поставленных целей или сохранить  здоровье;

— решение еще не возникших  проблем, предупреждение их возникновения.

Профилактика в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и факторов, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью ее является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин возникшей социально-педагогической проблемы.

Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности