Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц педагогике.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

Специальную литературу же о сексе читают всего лишь 26,7%, остальные же 73,3% не считают специальную  литературу важным источником получения  информации об интересующих их вопросах о сексе. Это потому, что сейчас хорошо развиты информационные технологии, такие как интернет, телевидение, где подростки могут легко получить любую интересующую их информацию. 

 

Также на вопрос анкеты «Что вы понимаете под словосочетанием  «половые отношения?» подростки  ответили следующим образом:

      • 76,6% из всех опрошенных учащихся считают, что это секс;
      • 13,3% думают, что это ухаживания;
      • 10% подростов, принявших участие в анкетировании, понимают под этим словосочетание брак, семью.

 

 

Брак,  как обязательным элементом для вступления в сексуальные  отношения считают лишь 23,3%, остальные же 76,7% так не думают.

Основными способами предохранения (контрацепции) от нежелательной беременности, предполагаемыми подростками, являются:

Наиболее же эффективными способами, среди них, ученики считают презервативы – 63,3%, воздержание – 26,4%, прерывание полового акта – 10%, таблетки – 3,3%.

Также 70% опрошенных учеников 70% думают, что ранняя половая жизнь  не сможет причинить вред, 16,7% думают, что нет, и 13,3% не знают ответа на этот вопрос. Среди негативных последствий  ранних половых отношений подростки  выделяют:

    1. Беременность – 46,8%;
    2. Заболевания – 23,3%;
    3. Никакие – 20%;
    4. Аборт – 3,3%;
    5. Бесплодие – 3,3%;
    6. Старение организма – 3,3%.

Такие мнения свидетельствуют  о том, что подростки плохо  осведомлены о вреде ранних половых  связей и не до конца осознают последствия.

На вопрос «Кому бы вы сообщили, что вы (ваша подруга) беременны(а)?» подростки ответили следующим образом:

      • Родителям, родственникам – 70%;
      • Друзьям – 13,3%;
      • Доктору/врачу – 13,3%;
      • Классному руководителю/учителю – 3,4%.

Исходя из этих данных, можно  предположить, что подростки доверяют своим родителям и друзьям  больше, чем медицинским специалистам и педагогам. Это говорит о  том, что учителя не уделяют достаточного внимания ученикам, не интересуются их интересами, хобби, их жизненными ценностями и приоритетами, что в следствии и вызывает появление отклонений в поведении подростков.  

 

В завершении анкеты был  задан вопрос о том, нужны ли курсы  по половому воспитанию, и 83,3% опрошенных подростков ответили, что нужен. Это  свидетельствует о том, что в  школе слабо развита информационная сторона по проблеме сексуальных  отношений и подростковой беременности. Хотя во многих школах и существует факультатив по половому воспитанию, но его посещают единицы, т.к. многие не хотят тратить на это свое время, как ученики, так и учителя, поэтому всегда этой проблемы касаются вскользь. 

 

 

 

Анкета для подростков по половому воспитанию.

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 10 вопросов, выбирая вариант ответа и предлагая свой.

В анкетировании прияли участие 27 человек, среди которых 12 – мужского пола и 15 женского. Количество опрашиваемых 14 лет – 8 учащихся (26,7%) и 15 лет – 19 (73,3%).

После проведения анализа  анкет было установлено, что 70% опрошенных имели сексуальный опыт, 30% не имели. При анализе анкет по половому признаку было установлено, что среди опрошенных девушек секс был у 53,3%, не был у 47,7%. У опрошенных же из мужской половины сексуальный опыт имел место у 86,7%, не было такого опыта у 13,3% мальчиков.  

 

Мнения опрошенных учащихся разошлись на счет того, в каком возрасте все-таки происходит половое созревание у подростков. 30% считают, что половое созревание проходит в 12-13 лет, еще 30% думают, что в 14-15 лет, 23,3% - в 16-17 лет и 16,7% - в 10-11 лет. Это свидетельствует о неосведомленности учеников о возрасте полового созревания и о том, что может происходить в этом возрасте с их организмом и как к этим изменениям относится.

Иерархия мотивов среди подростков, в общем, выстроилась следующим образом:

      • Взаимная любовь – 50%;
      • Самоутверждение, чувство зрелости – 13,3%;
      • Модно, престижно – 13,3%;
      • Любопытство – 10%
      • Расчет на вступление в брак – 6,7%;
      • Стремление к получению удовольствия – 6,7%.

У девушек на первом месте находится  мотив взаимной любви (53,1%), далее: расчет на вступление – 13,4%; самоутверждение, чувство зрелости – 13,4%; любопытство  – 13,4%; стремление к получению удовольствия – 6,7%. У парней же первое место занимает то, что это модно, престижно – 46,5%, потом идет взаимная любовь – 26,7%, далее: самоутверждение, чувство зрелости – 13,4%; стремление к удовольствию – 6,7% и любопытство – 6,7% опрошенных. Такая расстановка мотивов связана с бурным половым созреванием, всплеском гормонов, а также с индивидуально-личностными особенностями подростков, которые нужно учитывать как родителям, так и педагогам. 

 

Еще 53,3% из всех реципиентов - 80% среди опрошенных девушек и 66,7% среди опрошенных парней - считают, что невозможно забеременеть при первом половом контакте, если не предохраняться, а большая часть – 46,7% - 20% среди девушек и 33,3% среди парней - думают, что беременность может случиться. Такое явление среди подростков обосновано плохой осведомленность подростков в некоторых вопросах о сексе, в частности о первом половом контакте.

На вопрос о том, чтобы девушки  сделали, если бы узнали, что беременны, ими были предложены следующие варианты решения этого вопроса:

      • 46,4% - оставить ребенка;
      • 13,4% - скрыть от всех;
      • 13,4% - аборт;
      • 13,4% - рассказать родителям;
      • 13,4% - выйти замуж за отца ребенка, создать семью.

 

  

Мальчики же на этот вопрос ответили следующим образом:

      • 40% - аборт;
      • 39,9% - оставить ребенка;
      • 6,7% - поддержать;
      • 6,7% - рассказать родителям;
      • 6,7% - не знаю.

 

 

Оставить ребенка решили 63,4% опрошенных подростков - 80% среди девушек и 46,4% среди парней; сделать аборт посчитали нужным 33,3% - 13,4% среди девушек и 53,6% среди парней; не знают, как поступит в такой ситуации 3,3% подростков, 6,7% среди девушек и 0% среди парней. Возможно, такое распределение процентов среди парней и девушек связано с материальными заботами и будущим обеспечением ребенка и семьи. Вот почему 76,6% считают, что подросток в современном обществе не может обеспечить самостоятельно себя и своего потенциального ребенка, 10% думают, что может, 6,7% считают это возможным и 6,7% нужна помощь родителей.

Среди отрицательных последствий  аборта подростками были выделены следующие:

      • Бесплодие у девушек – 76,6% реципиентов:

- среди девушек 73,2%,

- среди парней 79,9%;

      • Не знают последствий – 13,3%:

- среди девушек 13,4%,

- среди парней 13,4%;

      • Нет никаких последствий – 6,7%;

- среди девушек 6,7%,

- среди парней 6,7%;

      • Болезни органов половой системы – 3,3%:

- среди девушек 6,7%,

- среди парней 0%. 

 

Исходя из этих данных, можно отметить, что у подростков недостаточно широки знания на счет абортов, они мыслят в очень узком кругу и предполагают самые распространенные варианты, забывая  обо всех сложностях функционирования женского человеческого организма. Поэтому более 80% подростков, участвовавших  в анкетировании, считают необходимыми познавательные занятия о сексе  и половой жизни и даже обязательными  и принудительными, что возможно уменьшило риск возникновения подростковой беременности и количества беременных девочек-подростков.

С течением времени подростковая беременность становится частым явлением в жизни  общества. На это оказывает большое  влияние ранняя сексуальная жизнь  подростков, которую большая часть  из них начала случайно. Также у  подростков слабые или недостаточные  знания о ранних сексуальных отношения  и их последствиях и последствиях аборта. Но все же более 80% реципиентов  считают необходимыми и даже обязательными познавательные занятия о сексе и половой жизни или курс по половому и семейному воспитанию. 

 

 

 

2.2. Рекомендации по организации  профилактической деятельности  социального педагога в случае  подростковой беременности 

 

Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума.

В своей профессиональной деятельности педагог социальный имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В деятельности социального педагога можно выделить следующие основные составляющие: диагностическую, прогностическую, коррекционную, реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую.

Для успешной реализации профилактической деятельности социальный педагог должен обладать следующими личностными качествами:

    1. Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.
    2. Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, симпатии.
    3. Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.
    4. Открытость – способность быть искренним, уметь говорить о своих внутренних чувствах и мыслях.
    5. Конкретность – умение конкретно отвечать на вопросы.
    6. Коммуникабельность – интерес к другим людям, легкость в общении с ними.
    7. Уважение, честность.
    8. Конфиденциальность, сохранение тайны.

Социально-педагогическая профилактика — это совокупность социально-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Целью профилактической  деятельности с учащимися, склонными к появлению такого явления как подростковая беременность, является устранение негативных факторов окружающей среды, влияющих на личность и жизнь подростков.

Социально-педагогическая профилактика может быть реализована путём решения следующих задач:

1. Создание форм активной и действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного подростка и его родителей.

2. Организовать получение знаний по вопросам полового и семейного воспитания.

3. Оказать содействие в разрешении психологических и социальных трудностей в семье, в школе, в кругу сверстников.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств хорошего семьянина в будущем.

5. Способствовать поддержке общественно-значимых семейных ритуалов и традиций.         

6. Укрепление репродуктивного здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

Для решения проблемы подростковой беременности в первую очередь нужно проводить диагностическую работу по ликвидации факторов риска появления подростковой беременности: сбор информации о подростке; изучение его индивидуально-личностных и психологических особенностей ребенка; изучение семьи ребенка; изучение источников негативного влияния на подростка и устойчивости его к этому влиянию; изучение влияния микросреды.

Также необходимо проводить социально-педагогическую работу – помощь в процессе социального  взаимодействия налаживания социальных отношений, создание благополучной  среды для развития ребенка, осуществлять контроль над подростком, еще психологическая, социальная и, возможно, материальная помощь.

Просветительская работа также  важна в профилактической деятельности. Она должна включать в себя обучение и воспитание с целью формирования полных знаний о проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных  отношений, овладение подростком знаниями по данной проблеме, необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечению в ранние сексуальные  отношения и возникновению подростковой беременности.

Еще одним важным направлением должно быть соблюдение и защита прав несовершеннолетних беременных и всех подростков, кому нужна помощь.

Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности