Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48
Основным в профилактике является сбор информации. Сбор информации важен, так как многие отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Важным является также восстановление или коррекция качеств личности подростка, особенно нравственных и волевых[17].
Должностные обязанности педагога социального:
Можно выделить следующие функции педагога социального в социально-педагогической профилактике по возникшей проблеме:
— диагностическую (прогнозирует возможные влияния среды на подростков и устанавливает причины возникших проблем у подростков);
— прогностическую (планирует собственную социально-педагогическую проблему по профилактике возникшей проблемы);
— коррекционная (старается оградить учащихся от негативного влияния среды и помогает избавиться от вредных привычек);
— охранно-защитную (использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов подростков, взаимодействует с органами социальной защиты и помощи);
— реабилитационная (организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке подростков, испытывающих различные затруднения и проблемы);
— организаторская (организует социально значимую деятельность подростков, включает их в различные виды деятельности, организует коллективную творческую деятельность подростков с участием взрослых)[17].
Таким образом, профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых.
Первые два подхода можно отнести к общей
Социально-педагогическая профилактика
– это система мер социального воспитания,
направленных на создание оптимальной социальной
ситуации развития подростков и способствующих
проявлению различных видов его
Основу педагога социального в школе по профилактике подростковых беременностей составляет семейное и половое воспитание подростков. Половое воспитание - это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознаётся. Главной задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.
Важный канал полового воспитания
- средства массовой информации, которые могут обеспечить
высокий профессиональный уровень, массовость,
наглядность, возможность индивидуального
выбора. Но широкое использование этого канала
в целях полового воспитания затруднительно:
не все материалы приемлемы для
Одними из основных документов по решению этой проблемы являются Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь и Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.01.2007 №7 "Об организации кабинетов гинекологической помощи подросткам".
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.01.2007 №7 "Об организации кабинетов гинекологической помощи подросткам" призван решать следующие задачи:
2.1. Организация и проведение
профилактических мероприятий,
2.2. Оказание медико-санитарной помощи девочкам-подросткам, проживающим на прикрепленной территории.
2.3. Проведение комплексных профилактических осмотров
2.4. Оздоровление девочек подросткового возраста группы высокого риска по нарушениям репродуктивной системы.
2.5. Диспансеризация девочек-
2.6. Проведение организационно-
2.7. Обеспечение преемственности
в обследовании и лечении
2.8. Проведение санитарно-
2.9. Проведение анализа заболеваемости среди девочек-
Этот приказ обеспечивает сотрудничество педагога социального с медицинскими учреждениями, в которых есть гинекологические кабинеты для девочек-подростков[13].
Согласно же Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, содержание воспитательной работы по половому и семейному воспитанию в школе включает следующие аспекты социально-педагогической профилактики:
Социально-педагогическая деятельность в школе по профилактике подростковой беременности должна включать следующие направления:
В обществе сложились различные подходы к половому просвещению детей и юношества. Ряд граждан отрицает систему государственного полового просвещения и настаивает на том, что дети должны получать эти сведения только от своих родителей. Другие считают, что половое просвещение должно осуществляться в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении. Именно это противоречие и осложняет деятельность педагога социального по социально-педагогической профилактике подростковой беременности[6].
Выводы по первой главе.
В первой главе была изучена проблема подростковой беременности в теории. Проблема подростковой беременности – одна из актуальных социально-педагогических проблем.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Беременность среди
Так как проблема полового созревания и сексуальности является наиболее актуальной в подростковом возрасте, то профилактику и коррекцию проявления этой проблемы наиболее тщательно следует проводить именно в этот период жизни.
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ
2.1. Социально-педагогическая
диагностика проблемы
Исследования проводилось ГУО « Средняя общеобразовательная школа №8» г. Молодечно.
Участие в исследовании приняли 30 учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов - в возрасте 14-15 лет; пол: 15 мальчиков, 15 девочек.
Цель: определение отношения подростков к беременности среди несовершеннолетних.
Методы исследования:
Анкета «Половые отношения».
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 12 вопросов, выбирая вариант ответа или предлагая свой.
После обработки анкет было выявлено, что большинство подростков имели сексуальный опыт в возрасте до 15 лет.
Исходя из обработанных данных анкет большая часть подростков, которые имели сексуальный опыт, начали половую жизнь случайно - 33,3%, следующая часть поступила так, чтобы казаться взрослее - 19,1%, третье же место среди причин вступления в сексуальную связь занимает любовь – 14,3% и этот вариант ответа предложили сами подростки, последние места занимают любопытство – 9,5% и влияние алкоголя или других веществ – 9,5%. Исходя из этого можно сделать вывод, что подростки начинали сексуальные отношения не осознавая происходящее. Это возможно случается из-за неосведомленности их в вопросах полового созревания, отношений между мужчиной и женщиной, способов предохранения и возможных последствий ранних половых отношений.
Следующим критерием изучения половых отношений подростков были источники получения информации о сексе:
Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности