Социально-психологическая адаптация одарённых детей к условиям средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема социально-психологической адаптации (СПА) одаренных детей сохраняет свою дискуссионность с первых исследований одаренности до настоящего времени. В современной психологии существуют два конкурирующих положения. Одно из них рассматривает интеллектуальную одаренность как фактор риска трудностей одаренных детей в социальных взаимодействиях. Другое положение, напротив, признает ее фактором защиты, ресурсом успешной адаптации и самореализации одаренных детей, их социальной привлекательности.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения социально-психологической проблемы адаптации одарённых детей к условиям средней школы
1.1 Специфика одаренности в детском возрасте
1.2 Особенности психологического и личностного развития одарённых детей
1.3 Особенности адаптации одарённых детей в условях средней школы
Глава 2.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация одаренные дети5.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

ГЛАВА  1. Теоретические основы изучения социально-психологической проблемы адаптации одарённых детей к условиям средней школы

1.1 Специфика одаренности в детском возрасте

1.2 Особенности психологического и личностного развития одарённых детей

1.3 Особенности адаптации одарённых детей в условях средней школы

Глава 2.

Заключение

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема социально-психологической адаптации (СПА) одаренных детей сохраняет свою дискуссионность с первых исследований одаренности до настоящего времени. В современной психологии существуют два конкурирующих положения. Одно из них рассматривает интеллектуальную одаренность как фактор риска трудностей одаренных детей в социальных взаимодействиях. Другое положение, напротив, признает ее фактором защиты, ресурсом успешной адаптации и самореализации одаренных детей, их социальной привлекательности. 
 
Сегодня большинство ученых отказались от понимания интеллекта как унитарной способности, подчеркивают различия его компонентов (способностей), в том числе таких, которые не отражаются в тестах IQ, и предлагают шире использовать альтернативные методы диагностики. Особое внимание уделяется измерениям, основанным на сообщениях о себе, возможно, более ценным, чем тестовые баллы, поскольку собственное мнение о своих способностях отражает признание своих талантов и может быть первым шагом в их развитии. Имеющиеся данные об особенностях взаимоотношений с окружающими одаренных школьников с разными видами интеллектуальных способностей позволяют предположить существование различий в успешности их СПА в зависимости от самооценок этих способностей.

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.  В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Они способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. В большинстве школ и в обществе в целом существует некоторая настороженность  по отношению к одаренным детям, связанная, видимо, с недопониманием их уникальности. В  школах, как правило, считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и осознании собственной цены очень велика и слишком часто не удовлетворяется. 

Наша действительность пронизана антиинтеллектуализмом, мы не принимаем юных умников. Никто точно не может сказать почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Может быть, по этому специалисты не уделяют должного внимания разработке специальных программ для одаренных детей. Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. Чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на оптимальное их раскрытие, но, к сожалению, по-настоящему это стали понимать совсем недавно. Сверстники и учителя ощущают постоянные интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству.  Насколько же лучше вместе с ребенком радоваться всем сторонам его развивающейся личности, его уникальным талантом. Такое отношение может уменьшить влияние негативных общественных стереотипов на ребенка – да и вообще ослабить их. Обрести здоровое само восприятие гораздо легче, если окружающие по-доброму тебя воспринимают и дают тебе понять, что ты уважаем и ценим как цельная личность.   А иначе, мы лишь на словах ценим личность и «неограниченные возможности». Поэтому необходимо проявлять заботуо гармоническом развитии личности, развивать и адекватно реагировать на таланты.

Нередко у одаренных детей  развивается негативное само восприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. Наиболее полезным с точки зрения формирования здорового само восприятия и чувства полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Нужны специальные программы психологического сопровождения и обучения одаренных детей.

Главная  ценность  программ  для  одаренных  детей  в том,  что, собравшись вместе, они подпитывают друг друга. Такая среда позволяет им реализовать  свой  потенциал.  Математике  можно  научить  и  дома,  но  быть равным  среди  равных  дома  не  научишь.  Они  хотят  развиваться  и раскрываться сейчас, а не через десять лет в университете.

Объект исследования – одаренные учащиеся.

Предмет исследования  – особенности социально-психологической адаптации одарённых детей к условиям средней школы.

Цель исследования: изучить особенности адаптации одаренных детей к условиям средней школы.

Задачи исследования:

1.   Рассмотреть специфику одарённости в детском возрасте.

2. Описать особенности психологического и личностного развития одарённых детей.

3.   Определить особенности адаптации одарённых детей в условиях средней школы.

4. Проанализировать способы и методы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в условиях средней школы.

5. Выявить социально-психологические проблемы адаптации одаренных детей к условиям средней школы.

Методы исследования:

    1. Теоритический анализ психической и педагогической литературы по проблеме исследования.
    2. Анкетирование.

 

 

 

 

ГЛАВА  1. Теоретические основы изучения социально-психологической проблемы адаптации одарённых детей к условиям средней школы

 

1.1 Специфика одаренности в детском возрасте

 

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность – высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности. [23, с. 161]

Одарённость – качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. [24, с. 136].

Одарённость – новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. [25, с . 147]

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека): 

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой – обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п. 
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого. 
  3. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии. 
  4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия [20, c. 3].

Как отмечает И.Н. Семенов, одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей [22, c. 56].

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

1. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

2. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; 3.выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству [2, c. 18].

Бурлинский Г.В., Слуцкий М. выделили следующие виды одаренности:

1)  По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» к основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

–   в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная и организационная;

– в познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

–  в художественно-эстетической деятельности:хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;

–   в коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная одаренность; (аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого)

–   в духовно-ценностной деятельности: одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным. Тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы проявления одаренности

2) По критерию «степень сформированности одаренности»:

–   актуальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (не только в учебной. Но и в широком спектре различных видов деятельности);

–   потенциальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.);

Информация о работе Социально-психологическая адаптация одарённых детей к условиям средней школы