Социально-психологическая адаптация одарённых детей к условиям средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема социально-психологической адаптации (СПА) одаренных детей сохраняет свою дискуссионность с первых исследований одаренности до настоящего времени. В современной психологии существуют два конкурирующих положения. Одно из них рассматривает интеллектуальную одаренность как фактор риска трудностей одаренных детей в социальных взаимодействиях. Другое положение, напротив, признает ее фактором защиты, ресурсом успешной адаптации и самореализации одаренных детей, их социальной привлекательности.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения социально-психологической проблемы адаптации одарённых детей к условиям средней школы
1.1 Специфика одаренности в детском возрасте
1.2 Особенности психологического и личностного развития одарённых детей
1.3 Особенности адаптации одарённых детей в условях средней школы
Глава 2.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация одаренные дети5.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; 

б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных  дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся [19]

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности  каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей  развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней  свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы  творческого саморазвития как  интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества [20].

Включение в работу с одаренными учащимися в среднем звене школы в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

 

 Таким образом, предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему. Система должна быть основана на основе индивидуальных, учебно-воспитательных планов работы с одарёнными детьми. Она содержит оптимально выявленные технологии социально-педагогической деятельности, к которым можно отнести; консультацию родителей и учителей по поводу организации отдыха и рабочего места одарённого ребёнка, проведение социальным педагогом-психологом беседы на тему «Нормальное восприятие детской одарённости», наблюдение за родителями одарённого ребенка и за ним, организацию проведения психологом психокоррекционной работы с самим ребёнком.

  Основные социально-психологические проблемы одарённых детей:

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка
  • Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

 

  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста
  • Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства.
  • Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели.
  • Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного.
  • Потребность во внимании взрослых

 

 Таким образом, следует выделить педагогические условия  эффективности процесса адаптации одаренных детей к условиям средней школы: осознание важности поддержки одаренных детей  каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми; признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Артюхова И., Дереклеева Н., Савченко М. Адаптация учащихся 5-ых классов к процессу обучения в средней школе. // Школьный психолог. -  2005. - № 12. – С. 12-15.
  2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать – М. : Педагогика, 1998. – 144 с.
  3. Владимирова Ю. Новичок в средней школе. // Классный руководитель. – 2010. – № 8. – С. 20-24.
  4. Гильбух Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.
  5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
  6. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журнал практического психолога. – 2007. – № 2. – С. 42-47.
  7. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. – 2004. – № 3. - с. 54-59.
  8. Кулемзина, А. В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. – СПб. Питер, 2005. – 126 с.
  9. Лазарев В., Родионов В., Ступницкая М. Трудности периода адаптации. Что нужно знать, чтобы их преодолеть. // Первое сентября. – 2008. - № 16. – С. 17-18.
  10. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии. - 2003. - №4.- с. 13 - 18.
  11. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия». - М. : Миф, 2000. – 112 с.
  12. Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие). Синягина Н. Ю. , Чирковская Е. Г. М. : Вузовская книга. 2001 – 131с.
  13. Одаренные дети / Под ред.  Г.В. Бурлинской, В.М. Слуцкого. М. : Прогресс, 2001. – 376 с.
  14. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М. : Лабиринт, – 2002. – 128 с.
  15. Психология общих способностей. Дружинин В. М. Спб. : питер, 2007. – 368сю – 3-е изд.
  16. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса, Т. М. Марюгина /Под ред. Лейтеса Н. С. учебное пособие для студентов высших и среднеспециальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб. , доп. , – М.: Академия. – 2000. – 340 с.
  17. Психология одаренности детей и подростков» / Под ред.                    Н.С. Лейтеса – М.: Академия. – 2002. – 186 с.
  18. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред.                    Д.В. Ушакова – М. : Академия, 2000. – 174 с.
  19. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2001. – 303с.
  20. Рабочая концепция одаренности / От вред. Д.Б. Богоявленская. — М. , 2003. — 68 с.
  21. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
  22. Семенов, И. Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 2004. №1. С. 56-64.
  23. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 161 с. 
  24. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
  25. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 201, с. 147.
  26. Белова С.С., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Интеллект и адаптация. Журнал прикладной психологии, 2006, 6(3), с. 49–53.
    1.    Педагог-психолог МАОУ «Лицей № 38» Перцева О.Р..
  1. http://nsportal.ru/blog/shkola/dlya-uchitelei-rekomendatsii-po-rabote-s-odarennymi-detmi Опубликовано 05.01.2012 - 8:39 - Чернавцева Людмила Геннадьевна
  1. Корсакова И.А., "Хорошая память на каждый день"
  2. Научно-теоретическая конференция "Проблемы одарённости учащихся": Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008.

 

 


Информация о работе Социально-психологическая адаптация одарённых детей к условиям средней школы