Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:21, курсовая работа
Проблема психологической совместимости в коллективе в настоящее время является очень актуальной. Нередки случаи, когда работники предпочитают хороший коллектив не только большему денежному вознаграждению за свой труд, а также перспективам карьерного роста. Для многих спокойствие на работе и положительные эмоциональные контакты с коллегами оказываются важнее. Также актуальность данной проблемы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнение психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Введение
I. Понятие «социально-психологический климат»
1. Современные проблемы изучения социально - психологического климата
2. «Социально-психологический климат»
II. Сущность социально-психологического климата
1. Основные подходы к пониманию природы социально-психологического
климата
2. Уровни социально-психологического климата
III. Социально-психологические аспекты коллектива, как высокоразвитой малой группы
1. Краткая характеристика коллектива
2. «Модель» развития группы
3. Формирование личности в коллективе
IV. Факторы социально-психологического климата
1. Факторы формирования социально-психологического климата
1.1.Факторы макросреды
1.2.Факторы микросреды
2. Факторы, определяющие состояние социально-психологического
климата
V. Показатели социально-психологического климата
5.1.Характеристики благоприятного социально-психологического климата
5.2.Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата
VI. Диагностика социально-психологического климата
Заключение
Использованная литература
Социально-психологический климат – это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого - объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи. Так, характер взаимоотношений в группе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений ее членами (отраженное) представляет собой элемент климата.
Общественное настроение, как и все другие общественно-психологические явления, отличаются от индивидуально-психологических тем, что в них каждая конкретная личность выступает одновременно и в качестве субъекта, отражающего другие личности, и в качестве объекта, отражаемого другими личностями. В реальной контактной группе, и тем более в коллективе, это происходит как одновременное взаимодействие, являющееся сущностью межличностных отношений, проявляющихся в общении. Анализируя взаимодействие двух личностей в любом общественно-психологическом процессе, «вырванном» из всеобщей связи явлений, можно видеть, что каждая из них причина действий другой. Здесь речь идет о малых, реальных, контактных группах, так как помимо них существуют условные (статистические) группы.9
III. Сущность социально-психологического климата
1. Основные подходы к пониманию
природы социально-
К пониманию природы социально-психологического климата в отечественной психологии наметились 4 основных подхода.
Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива10.
Сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива – подчеркивают сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин). Климат - настроение группы людей.
Авторами третьего подхода являются В.М. Шепель, В.А. Покровский и Б.Д. Парыгин. Они анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей в группе, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива11.
Создатели четвертого подхода ( В.В. Косолапов, Л.Н. Коган, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.12
2. Уровни социально-психологического климата
При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня13:
Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их общий интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. Поэтому сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее.
Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. При изменении психологической атмосферы, происходит изменение и на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу в другой социально-психологический климат.
Многие психологи утверждают, что социально-психологический климат – это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат – это не сумма групповых состояний, а их интеграл14.
III. Социально-психологические аспекты коллектива
1. Краткая характеристика коллектива
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно - эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы15.
Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.
Все человеческие группы различаются по их общественному положению, величине: внешней и внутренней организации. Существенный, но не единственный компонент внутренней организации группы – ее психологический климат.
Наименьшая группа состоит из двух человек, объединенных разными взаимоотношениями, но общей целью совместной деятельности. Это может быть учитель и ученик, звеньевой и член звена. Наибольшая группа – человеческое общество.
По самой человеческой природе любое скопление людей, если оно достаточно продолжительно, всегда стремится получить какую-то организацию. В одних случаях такая организация возникает без внешних стимулов, происходит внутренняя организация группы. В других – группа получает организацию и структуру извне. При этом внешняя (официальная) и внутренняя (неофициальная) структуры могут совпадать или быть более или менее согласованными.16
Когда внешняя и внутренняя структуры группы совпадают, то дополняют и взаимоукрепляют друг друга, как у нас в выборных организациях (партийных, комсомольских, профсоюзных группах), а также в различного типа производственных бригадах, одновременно являющихся и бригадами коммунистического труда.
Высшая форма организованной группы – коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов).
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложились коллективистские отношения. Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, информативности и эффективности. Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально-благоприятные, дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является его способность как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга17.
Таким образом, коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали и которая обладает повышенной эффективностью в работе.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. Поэтому представленную модель коллектива надо рассматривать скорее как идеал, к которому должна стремиться группа в процессе своего развития.
2. «Модель» развития группы
В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии, или уровни, в этом движении. Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода содержится в психологической теории коллектива, разработанной А. В. Петровским. Она представляет группу, как бы состоящую из трех слоев (страт), каждый из которых характеризуется определенными принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы18:
Центральное звено групповой структуры – слой А – образует предметная деятельность группы. Степень ее развития устанавливается при помощи трех критериев: оценка выполнения группой основной общественной функции; оценка соответствия группы социальным нормам; оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.
Следующий слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой в свою очередь делится на два слоя: на второй слой Б, где фиксированы отношения к деятельности, и третий слой В, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
Четвертый слой групповой структуры – слой Г – где фиксируются поверхностные связи между членами группы, та часть межличностных отношений, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, т. е. не опосредованных совместной деятельностью.
Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное увеличение роли совместной деятельности в опосредовании многообразных контактов между членами группы. При этом на каждом этапе развития группы более низкие слои отношений не исчезают, а лишь преобразуются, и объяснение групповых процессов возможно только с учетом изменений, происходящих и в низшем слое.
3. Формирование личности в
Общие жизненные условия, в каких находится данная личность и коллектив, в который она включена; система воспитывающего обучения, организованная для данного коллектива и включенной в него личности; воздействия на личность средств массовых коммуникаций, в наших условиях подконтрольных обществу – являются практическими путями формирования высших свойств личности19.