Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:21, курсовая работа
Проблема психологической совместимости в коллективе в настоящее время является очень актуальной. Нередки случаи, когда работники предпочитают хороший коллектив не только большему денежному вознаграждению за свой труд, а также перспективам карьерного роста. Для многих спокойствие на работе и положительные эмоциональные контакты с коллегами оказываются важнее. Также актуальность данной проблемы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнение психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Введение
I. Понятие «социально-психологический климат»
1. Современные проблемы изучения социально - психологического климата
2. «Социально-психологический климат»
II. Сущность социально-психологического климата
1. Основные подходы к пониманию природы социально-психологического
климата
2. Уровни социально-психологического климата
III. Социально-психологические аспекты коллектива, как высокоразвитой малой группы
1. Краткая характеристика коллектива
2. «Модель» развития группы
3. Формирование личности в коллективе
IV. Факторы социально-психологического климата
1. Факторы формирования социально-психологического климата
1.1.Факторы макросреды
1.2.Факторы микросреды
2. Факторы, определяющие состояние социально-психологического
климата
V. Показатели социально-психологического климата
5.1.Характеристики благоприятного социально-психологического климата
5.2.Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата
VI. Диагностика социально-психологического климата
Заключение
Использованная литература
Все виды воздействия на личность осуществляются, как правило, через коллектив, действуют сначала на познавательную сферу личности, постепенно закрепляясь в форме определенного опыта знаний, навыков, умений, привычек. Сочетаясь с отношениями человека к другим людям, к труду и к самому себе, они и формируют его личность. Любое свойство личности приобретает в коллективе своеобразные черты.
Поэтому включение личности в группу разносторонне изменяет ее особенности, свойственные ей как индивиду, что и есть процесс ее социализации. Он может быть как стихийным, так и более или менее осознанным.
Степень социализации личности зависит и от степени осознанности ею своей социальной роли. Под социальной ролью личности в социальной психологии принято понимать проявление динамики ее социального статуса, т. е. ее социального положения в социальной среде – в группе и в обществе.20
Мощный стимул любой работы — соревнование. Однако если только один учащийся соревнуется с другим, такое соревнование может способствовать развитию у них индивидуализма и эгоизма и переродиться в конкуренцию, наносящую большой вред воспитанию коллективизма21.
Воспитание коллективизма в процессе учебных занятий возможно при одном или совокупности следующих условий: организованном соревновании данной учебной группы с какой-либо другой группой (или группами), в котором учащиеся взяли на себя конкретные обязательства достичь определенных ими показателей.
Коллектив держится, растет, укрепляется и воспитывает своих членов достижениями и успехами в трудных, но полезных делах. Без таких дел и успехов в них коллектив существовать не может — он превратится в административно созданную группу, не оказывающую никакого влияния на воспитание коллективизма.22
IV. Факторы социально-психологического климата
1. Факторы формирования
Социально – психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности. Таким образом, социально-психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации23.
1.1.Факторы макросреды
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация.
Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: и общественно-политическая ситуация в стране, и сложившееся экономическая ситуация в обществе, а также уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.
Рассматривая понятие «уровень жизни населения», можно выразится так: это баланс между заработной платой уровнем цен, потребительская способность населения. А организация жизни населения – система бытового и медицинского обслуживания. Социально-демографические факторы – это факторы, которые удовлетворяют потребность общества и производства в трудовых ресурсах. Региональные факторы – уровень экономического и технического развития региона. К этническим факторам относят наличие или отсутствие межэтнических конфликтов24.
Степень демократизации общества, особенности государственного регулирования экономики, уровень безработицы в регионе, вероятность банкротства предприятия – эти и другие факторы макросреды оказывают определенное влияние на все стороны жизнедеятельности организации. К макросреде относится также уровень развития материального и духовного производства и культуры общества в целом. Макросреда характеризуется и определенным общественным сознанием, отражающим данное общественное бытие во всей его противоречивости25.
Таким образом, члены каждой социальной группы и организации являются представителями своей эпохи, того или иного исторического периода развития общества. Министерства и ведомства, концерны, акционерные общества, в систему которых входит предприятие или учреждение, осуществляют по отношению к последним определенные управленческие воздействия, что также является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат организации и всех входящих в ее состав групп. В качестве существенных факторов макросреды, воздействующих на климат организации, следует отметить ее многообразные партнерские связи с другими организациями и с потребителями их продукции. В условиях рыночной экономики влияние потребителей на климат организации возрастает.
1.2.Факторы микросреды
Микросреда предприятия, учреждения – это «поле» повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. На данном уровне воздействия макросреды обретают определенность для каждой группы, связь с реальностью жизненной практики.26
Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К факторам микросреды относятся:
– Объективные. Это комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов. Известно, что рациональная организация трудового процесса с учетом возможностей человеческого организма, обеспечение нормальных условий работы и отдыха людей воздействуют позитивным образам на психическое состояние каждого работника и группы в целом. И, наоборот, те или иные неисправности техники, несовершенства технологии, организационные неурядицы, неритмичность труда, недостаточность свежего воздуха, чрезмерный шум, ненормальная температура в помещении и другие факторы материально-вещной среды сказываются негативно на климате группы. Поэтому первейшее направление совершенствования социально-психологического климата состоит в оптимизации комплекса указанных выше факторов. Эта задача должна решаться на основе разработок специалистов по гигиене и физиологии труда, эргономике и инженерной психологии.
– Другую, не менее важную группу факторов микросреды, составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы на уровне первичной трудовой группы. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды. Для краткости назовем эти факторы социально-психологическими.
Субъективные (социально-психологические факторы): формальная структура – характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы; неформальная структура – наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.27
Следующий фактор, воздействующий на климат группы, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями ее членов. Каждый человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет собой сочетание личностных черт и свойств, создающее своеобразие характера в целом. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование климата группы.28
У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, а также собственная установка на труд и фирму. Эта установка определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность.
Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с сотрудниками по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает не только настроение человека, но и его творческий потенциал, который положительно влияет на желание работать в данном коллективе и применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.29
Изучая неблагоприятный климат, видно, что неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий.
Рассматривая факторы, влияющие на климат группы, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы.30
2. Факторы,
определяющие состояние
климата
Благодаря наблюдению и исследованию, можно выделить шесть основных групп факторов, которые определяют состояние социально-психологического климата и, в конечном счете, самочувствие и работоспособность работников31:
– Служебно-функциональные факторы. Служебно-функциональные факторы входят условия труда и оборудование рабочих мест; обеспеченность труда техникой, связью, защитными средствами и т.п.; организация труда, режим труда и отдыха, график работы и т.п.; обоснованность и четкость распределения функций между работниками; функциональная определенность структуры деятельности каждого сотрудника, четкость его обязанностей, прав и ответственности; отношение руководства к вопросам организации труда работников и др..
– Экономические факторы – это система оплаты труда; своевременность получения заработной платы; установление границ окладов в соответствии с затратами труда; справедливое (или несправедливое) распределение материальных вознаграждений; льготы, премии, надбавки и т.д.).
– Управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена; преемственность в оценке и выборе способов воздействия на подчиненных; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена и др.).
– Психологические факторы – взаимоотношения работников между собой; степень социально-психологической совместимости; уровень конфликтности; состояние взаимодействия между подразделениями; взаимоотношения сотрудников с непосредственным руководителем; групповое мнение, нормы и традиции поведения; характер восприятия и оценки работниками друг друга и т.д.).
Фактор, воздействующий на климат группы, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями ее членов. Каждый человек уникален и неповторим, а его психический склад представляет собой сочетание личностных черт и свойств, создающее своеобразие характера в целом. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование климата группы. Психику группы не следует понимать лишь как сумму индивидуально-психологических особенностей каждого из ее членов. Это качественно новое образование. Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов группы также является фактором, обусловливающим в значительной степени ее климат32.
– К факторам профессионально-
– К правовым факторам относят оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; соответствие правовых актов требованиям современной деятельности; наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности; форма и содержание правовых актов; удобство в их применении и т.д.