Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии.
Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.
Басс предлагает учитывать три важнейших переменных в исследовании лидерства:
1) цели группы,
2) личность лидера
3) факторы, определяющие
изменения в групповом
Стили лидерства.
Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выделено 3 основных стиля лидерства – Так, этим ранним исследованием было выявлено три основных стиля:
- Авторитарный, или автократический.
- Соучастный или демократический.
- Либеральный стиль лидерства.
Хорошие лидеры стараются использовать все три стиля, нередко, один из стилей доминирует, плохие же лидеры, придерживаются только одного стиля. Рассмотрим эти стили подробнее.
Наиболее эффективен демократический стиль руководства.
Демократический стиль наиболее разумный и гуманный в руководстве. Лидер-демократ советуется с коллегами, заставляет их инициативно и активно работать, прислушиваться к их мнению, аргументам, ориентируется па общественное мнение, устраивает обсуждение задач группы, часть полномочий делегирует ряду членов группы, руководит коллегиально.
Несколько менее эффективным является автократический стиль лидерства. Автократический лидер устанавливает строгую организацию группы, жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности между членами группы, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, лишь незначительную часть информации, которой располагает, доводит до группы, навязывает свое мнение, признает только свои приказания. К. Левин и Р. Леппит отмечают, что авторитарное лидерство требует неукоснительного подчинения от членов группы и приводит к большой зависимости участников групповой деятельности от лидера.
Либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.
Это тот стиль лидерства, где лидер позволяет коллективу принимать самостоятельные решения. Но, не смотря на то, что они получают свободу действий, лидер по-прежнему отвечает за принимаемые решения
1.2 Лидерство в спортивной команде.
Спортивная команда — это всегда спортивная группа. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.
Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована и обладать определенной степенью интеграции. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.
Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды (ведомые).
Социально-психологические исследования показали, что в группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу
- Под лидером понимают члена группы, регулирующего межличностные отношения, которые в группе носят неофициальный или неформальный характер.
- Под руководителем в отличие от лидера понимают человека, который регулирует официальные межличностные отношения.
Часто первого называют неофициальным лидером, а второго — официальным.
Между ними не должно проводиться противопоставления, так как руководитель может быть и неофициальным (неформальным) лидером. Но и отождествлять их нельзя, поскольку руководитель, назначенный официально вышестоящими инстанциями, может не признаваться группой или командой, то есть не являться лидером в более узком понимании .
Формальный лидер — человек, назначенный руководством по приказу или распоряжению для осуществления руководящей функции в группе. Черты формального лидера воплощает в себе тренер, хотя это не значит, что он в некоторых жизненных ситуациях не может быть неформальным лидером.
Неформальный лидер — один из членов группы, позиция которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатиям и уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п.
Признаки, характеризующие лидера вкоманде.
- Первым признаком является принадлежность, его к группе, в которой он выдвинулся на позиции лидера. Это значит, что лидер обязательно должен быть включен в иерархическую структуру группы.
- Вторым признаком является то, что своими действиями лидер способствует достижению групповой цели.
- Третьим признаком лидера является его инициативность: он добровольно берет на себя значительно большую меру ответственности, чем того требует формальное соблюдение предписаний, общепринятых норм, практических разработок на игру.
- Четвертым признаком лидера является желание или необходимость членов группы подчиняться ему как более авторитетному спортсмену.
Дифференциация лидерских ролей
Основной интерес для практики спорта представляет лидерство как стойкое социально-психологическое явление.
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:
Роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;
Роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.
Деловые и эмоциональные типы лидерства возникают на базе различной направленности личности:
-деловой, личностной и общественной: деловой направленности спортсменов соответствует деловое лидерство
- личностной и общественной направленности — эмоциональное лидерство.
Инструментальных или деловых лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.
Преимуществом таких лидеров является:
- Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач
- Эффективен в ситуациях,
когда необходимо сильное
- Хорошо стимулирует
членов группы к активному
участию в делах. Имеет много
предложений и идей по
Недостатки:
- Мало внимания уделяет
межличностным отношениям в
-Жертвует личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах
- Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению
- Может неудачно
Экспрессивные или эмоциональные лидеры — ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.
Преимущество:
- Заботлив, внимателен в межличностных отношениях
- Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача
- Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой
- Более эффективен в
ситуациях, умеренно благоприятных
для лидерства и когда членам
группы требуется большая
Недостатки:
- Не проявляет инициативы и настойчивости в делах
- Менее эффективен при
решении задач с четкой
- Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией
- Легко уступает групповому
давлению, не склонен брать на
себя инициативу в
В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции выполняет один спортсмен.
Механизмы выдвижения лидеров в группе.
Пути выдвижения человека в лидеры различны:
1.Когда человек становится лидером в одной ситуации и не может им стать в другой. Например, человек, лучше всех решающий стоящую перед группой задачу, быстро становится лидером в группе людей, незнакомых прежде друг с другом. И наоборот, в группе людей, хорошо знающих друг друга и имеющих уже лидера, человек, хорошо решающий задачу, не будет быстро выдвинут в лидеры, так как группа ориентирована на действия своего лидера.
Лишь в случае неудачи последнего и возникновения напряженности группа начнет выяснять, кто же лучше справился с заданием. Тогда-то и происходит смена лидера.
Однако для того, чтобы член группы был выдвинут в данной ситуации в лидеры, он должен обладать такими особенностями и способностями, которые выведут группу из тупика, приведут ее к достижению цели.
2.Существуют некие врожденные свойства позволяют человеку в любой ситуации занять господствующее положение и взять на себя роль лидера.
Экстремальные условия, в которых протекает спортивная деятельность, предъявляет к лидеру особые и жесткие требования. Считается, что ряд лидерских качеств можно в определенных пределах развить. Можно, например, научить спортсмена быть более внимательным к отношениям внутри группы, заботливее относиться к различным нуждам и стремлениям спортсменов, что они не только одаренные спортсмены, но и люди с редкой силой воли, что позволяет им вести команду за собой, делать невозможное в критических ситуациях.
У капитанов команд в спортивных играх чаще, чем у других игроков, выражены типологические особенности, характеризующие напористость, агрессивность, устойчивость к напряженности, большая сила нервной системы и преобладание возбуждения над торможением.
Отличаются капитаны команд и по другим личностным характеристикам. У них чаще встречается высокая самооценка и реже — высокая тревожность (иейротизм), что может свидетельствовать об их уверенности в себе.
Очевидно, эти данные объясняются тем, что в большом спорте к выбору капитана относятся неформально; на это место выдвигают спортсмена, обладающей. качествами, необходимыми для обеспечения успешной деятельности в ситуации острой борьбы.
Таким образом, личностные особенности спортсменов играют определенную роль при выдвижении на роль лидера.
Важно при этом, чтобы спортсмена на роль капитана выдвигала команда. Признание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности. Капитан, назначенный тренером, как показывает спортивная практика, чаще приносит вред, чем пользу
Необходимым условием выдвижения в лидеры является авторитет спортсмена. Авторитет имеет двоякое значение. С одной стороны, авторитету стараются подражать, с другой — с авторитетом легче соглашаются, ему верят.
Авторитет можно рассматривать по двум параметрам: деловые качества (человек как специалист) и эмоциональные качества (человек как личность). Как будет видно из дальнейшего, в большинстве случаев авторитеты по спортивным и личностным качествам сочетаются, однако бывают и расхождения. Поэтому лидерами-капитанами могут быть и не самые сильные игроки в команде.
Конечно, идеальными являются случаи, когда спортсмен имеет авторитет и как специалист, и как человек. Здесь многое зависит от того, как себя ведет со своими партнерами по команде игровой лидер. Практика показывает, что совмещение всех функций лидера в одном человеке бывает редко.
Наличие авторитета — важное условие выдвижения в лидеры. Но надо отметить, одно важное обстоятельство. Сам по себе авторитет как широкое понятие может и не быть связан с лидерством.
Авторитет — это не только инструмент для психологического давления на субъекта, но и образец для подражания. Авторитетное лицо может и не принадлежать к данной группе, то есть не быть социометрическим лидером в ней. Поэтому, когда авторитет выдвигается в качестве фактора, влияющего на появление лидера, необходимо помнить, что он должен принадлежать группе, где происходит выдвижение лидера. Иначе говоря, авторитет должен реализоваться в высокий социально-психологический статус человека и пределах данной группы.
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде