Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии.
Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

 

Факторы, влияющие на выдвижение лидера в команде:

1) Ситуация, требующая лидера, способного управлять группой в данных условиях;

2 Наличие человека, отвечающего  по своим характеристикам сложившейся  ситуации;

3)   Желание группы  подчиняться этому человеку.

 

В спорте необходимыми для лидера характеристиками являются:

1) наличие авторитета  по деловым и личностным качествам;

2) Наличие устойчивости  к экстремальным ситуациям, инициативность  и настроенность на победу;

3)  Выполнение в команде  роли «ключевого» игрока.

 

Выдвижение в лидеры спортсменок без учета этих факторов (а неформальный лидер должен обязательно соответствовать первым двум условиям) может приводить к обратному результату.

Команда остается без лидера, и сам выдвинутый в лидеры спортсмен попадает в тяжелые условия. Его субъективное «я» (представление о своей внутренней сущности, стремлениях, возможностях) может вступить в конфликт с социальной ролью личности (в данном случае – с ролью лидера).

 У него возникает  состояние психического напряжения. Выдвинутый в лидеры спортсмен  переживает, что он не оправдывает  ожиданий тренеров и товарищей  по команде, и в результате  не только не помогает товарищам, но и сам начинает выступать  хуже.

Другая, не менее сложная ситуация складывается в том случае, когда спортсмен сам стремится занять место лидера, не имея на это объективных оснований.

Часто стремление к лидерству одного из членов группы не принимается ею. У личности возникает внутренний конфликт, обусловленный несоответствием притязаний на ведущую роль в группе и истинным положением в ней этого человека.

 В этом случае снять  возникающее у человека психическое  напряжение можно простым путем, делая такого спортсмена время  от времени (в не экстремальных  ситуациях) формальным ситуативным  лидером (поручая ему задания, связанные  с руководством членами группы, и т. п.).

 

Таким образом, возможны три ситуации выдвижения спортсмена на роль лидера:

1) Спортсмен хочет быть лидером в группе, но группа не принимает его лидерство;

2) Группа выдвигает человека в лидеры, а он сам к лидерству не стремится (в этом случае спортсмен либо молчаливо соглашается с ролью лидера, либо стремится избавиться от нее);

3) Спортсмен стремится быть лидером, и группа поддерживает его.

 

Очевидно, что последний случай самый оптимальный, свидетельствующий об имеющихся у спортсмена лидерских способностях (организационных, тактических и т. п.).

Итак, при формировании команды тренер должен стремиться найти потенциального лидера. Формируя детскую или подростковую команду, тренер может поинтересоваться, кто главный на улице, во дворе,, кто является «заводилой»,

. Однако лучше всего  потенциальный лидер раскрывается  в деятельности: он более решителен, инициативен, активно взаимодействует  с партнерами.

Статус лидера команды не пожизненный. Лидерство можно и потерять. Например, в одной команде лидер оказался в «социальной изоляции», когда большинство игроков не отдали ему предпочтения при выборе на игры перед очень важными соревнованиями. Причиной послужило вызывающее поведение этого сильного игрока по отношению к партнерам по команде, выражавшееся в грубых окриках, когда они ошибались, частом игнорировании игроков, отсутствии деловых замечаний и одобрения в их адрес. В результате в команде стали разрушаться наигранные связи, игроки стали терять уверенность в своих действиях.

 

 Конкуренция  между лидерами

Как правило, в командах имеется несколько неформальных лидеров. Если лидерство разных спортсменов проявляется в различных сферах (деловой и эмоциональной), то между ними может не возникнуть конкуренции за абсолютное лидерство в команде. При наличии же лидеров в одной сфере между ними возникает борьба за первенство, и тогда они сами не могут успешно выступать в одной команде, команду раскалывают на группки, конкурирующие между собой. Это приводит к спаду в достижениях команды.

В связи с этим разумным и необходимым бывает иногда обновление состава за счет конкурирующих игроков

 

Соотношения между формальным и неформальным лидерством

 

Соотношения между двумя видами лидерства — формальным и неформальным — бывают различными: иногда они совпадают, иногда нет. Несовпадение может быть следствием того, что капитан в команде один, а лидеров несколько. Идеальным, конечно, будет случай, когда капитаном становится один из лидеров..

Однако совместить в себе роль капитана и лидера спортсмену бывает трудно в связи с тем, что требования, которые предъявляются к нему, с одной стороны, руководством команды, а с другой — ее членами, разные.

По данным Н.Ф. Федотовой и проведеных ей работах формальные лидеры оценивались начальством более высоко в том случае, если они были хорошими специалистами, умели организовать работу и были требовательны к рабочим. Рабочие же больше ценили формальных лидеров, которые были с ними справедливы, спокойны и сдержанны в общении, доброжелательны. Очевидно, что разные требовании к себе как к лидеру осознает и капитан команды. Идеальным капитаном будет тот, кто сумеет совместить в себе качества, отвечающие требованиям и руководства, и команды.

Часто изменение задач, стоящих перед командой, влечет за собой смену капитана или другого (неформального) лидера, так как опыт прежнего лидера основан на решении иных проблем и выработанные им на их основе методы руководства в новой ситуации могут оказаться малоэффективными . Поэтому капитан команды должен постоянно на деле доказывать свое право быть лидером. Прошлые заслуги часто не принимаются командой во внимание.

Таким образом, успешность руководства командой зависит как от личных качеств капитана, так и от конкретной ситуации.

В спортивных коллективах подростков наблюдается тенденция в формальных ситуациях (то есть в сфере непосредственной спортивной деятельности) сохранять неформального лидера. В этом случае подростки подчиняются ему, а не капитану команды. Однако такой лидер может не соответствовать требованиям, предъявляемым к формальному лидеру.

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе:

Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной деятельностью, всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами.

Множество работ в психологии было посвящено исследованию стилей лидерства и  основным концепциям лидерства.

Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.

В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Под лидером понимают члена группы, регулирующего межличностные отношения, которые в группе носят неофициальный или неформальный характер. Под руководителем в отличие от лидера понимают человека, который регулирует официальные межличностные отношения. Часто первого называют неофициальным лидером, а второго — официальным.

Между ними не должно проводиться противопоставления, так как руководитель может быть и неофициальным (неформальным) лидером. Но и отождествлять их нельзя, поскольку руководитель, назначенный официально вышестоящими инстанциями, может не признаваться группой или командой, то есть не являться лидером в более узком понимании (

Соотношения между двумя видами лидерства — формальным и неформальным — бывают различными: иногда они совпадают, иногда нет. Несовпадение может быть следствием того, что капитан в команде один, а лидеров несколько. Идеальным, конечно, будет случай, когда капитаном становится один из лидеров.

Итак, при формировании команды тренер должен стремиться найти потенциального лидера. Формируя детскую или подростковую команду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе.

 

2.1 Диагностика лидерских качеств в спортивной группе.

 

В связи с целью нашего исследования выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде, выявить формальных и неформальныз лидеров.

Были проведены: диагностика лидерских качеств и социально психологический тренинг лидерства  в спортивной команде

Объектом исследования: стала группа спортсменок по художественной гимнастике, из 12 человек. Возраст в группе варьируется от 10 до  14  лет. команда тренируются вместе на протяжении 4  лет.

Предметом исследования: являются особенности проявления лидерских качеств и выявление  формальных и не формальных лидеров.

Для исследования лидерских качеств были поставлены следующие задачи:

1. Изучить представление  испытуемого о себе.

2. На основе  игровой методики и проведенного тренинга выяснить кто является  формальным и неформальным лидерами в группе

 

Для проведения экспериментального исследования лидерских качеств в спортивной группе были использованы оригинальные методики, созданные  на основе идей: А.С. Залужного — Т.В. Бендас (Приложение № 1.) и тренинг: Лидер. Кто он, каков он? созданный Профессором Томасом Зацем.(Приложение № 4)

 

 

 

 

 

 

2.2 Результаты  исследования лидерских качеств  в спортивной группе. (Приложение 2),(Приложение 4).

 

Проводимые  методики в игровой форме и тренинг, позволили нам выявить лидеров, а так же разделить их на  формальных и неформальных .

Сутью методик  являлось: группе вместе выполнить несколько заданий, а в тренинге - поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера. Тем самым мы смогли выделить из группы троих человек с определенными качествами лидерства. Ими является: капитан команды и двое из состава команды.

Капитан команды как лидер обладает такими качествами как: берет на себя значительно большую меру ответственности,. взаимодействует с другими  членами группы, к нему тянутся члены команды. регулирует  межличностные отношения, которые в группе носят неофициальный и официальные характер., своими действиями способствует достижению групповой цели.. В данном  случае лидер является как формальным  так и не формальным,   так как она выбранна не только тренером, но группой, на роль капитана выдвигала команда.  Данный лидер имеет авторитет и как специалист, и как человек. Признание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности.

Остальные респонденты являются неформальными лидерами, так как имеют большое влияние в группе вне зависимости от своей должности, владеют искусством убеждения, благородные, честные, уравновешенные, справедливые, способные разрядить обстановку, создать в коллективе позитивную атмосферу, но все эти замечательные свойства натуры являются не только субъективными, но еще и абстрактными.

На основе  проведенной игровой методики и  тренинга выяснили кто в группе является лидером, а так же разделили  их на  формальных и неформальных.

 

Вывод по второй главе.

 

В ходе проведенных методик и тренинга мы изучили взаимоотношения в спортивной группе. Было выявлено ряд интересных особенностей.

В исследуемой нами  группе выявленно три лидера.Капитан команды

является как формальным  так и не формальным,   так как она выбранна не только тренером, но группой.  Данный лидер имеет авторитет и как специалист, и как человек. Признание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности.

Остальные респонденты являются неформальными лидерами, так как имеют большое влияние в группе вне зависимости от своей должности.

Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.

Сталкиваясь с подобным в своей работе, тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей. Зная признанного эмоционального лидера, тренер в своей деятельности может возлагать на него такие задачи как предупреждение и профилактика межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лидерство как социально-психологический феномен можно рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть в своих руках именно благодаря этим уникальным чертам.

В первой главе  раскрыта сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3  основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде