Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии.
Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.
Во второй главе описано проведение методик и тренинга на спортивной группе по художественной гимнастике. Все цели и задачи, поставленные нами, выполнены и обоснованы па результатах исследования.
Выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в исследованной нами группе и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось, что в исследуемой нами группе имеются как формальные так и не формальные лидеры. Капитан команды является лидером, и ему удается быть не только формальным лидером, т. е управлять командой, но так же он обладает огромным авторитетом и уважением со стороны группы, но так же в группе есть и не формальные лидеры, которым так же удается найти подходи и заслужить авторитет среди других спортсменок.
Таким образом, лидерство представляет собой функцию общего социального контекста, включая и потребности членов группы, характер стоящей перед ними задачи, источник лидерства и его влиятельность (авторитет).
Список использованных источников и литературы.
1. Бендас Т.В. Методика изучения организованности группы и ее лидеров // Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы научных сообщений Всесоюзного симпозиума по социальной психологии.Ч. IV. — Кострома, 2000
2. http://www.referat-web.ru/
3. Емельянов Ю.М. Лидерство и групповая динамика.2007.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. —СПб: Питер, 2005.
5. Парыгин Б.Д. Руководство
и лидерство // Руководствои лидерство
(опыт
6. Швецова Н.А. Феномен
харизмы в общественном
7. Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер / Перевод с англ. - М.: Альпина, 2005.
8. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. Учебное пособие. М.: Статут, 2007.
9. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – БГЭУ Минск, 2006.
10. http://xreferat.ru/84/1636-1-
11.Бендас Т.В. Методика
выявления лидеров группы // Вестник
практической психологии
12. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – БГЭУ Минск, 2006. .
13. Кови С.Р. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
14. Бендас Т.В. XII Европейский конгресс по психологии труда и организационной психологии // Психологический журнал, 2006.
15 Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
16. http://onlinetestpad.com/ru-
17. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Крюгер В. Руководство командой. М.: Омега, 2006.
18. Дайл Д., Канджеми Дж.,
Ковальски К. Трансформирующее
19. Лидерство в команде http://qhhq.ru/raznoe/14-
20. Джамагаров Т.Т,, Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 2005.
21.Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: Монография. — Оренбург: ОГУ, 2000.
22. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
23 Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 2007.
24. Спортивная психология
в трудах отечественных
25. Гогунов Е.Н., Мартьянов
Б.И. Психология физического
26. Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер / Перевод с англ. - М.: Альпина, 2005.
27. Шапарь, В.Б. Рабочая книга практического психолога. - М.: АСТ, 2007.
28. Емельянова, М. Воспитание
ребенка-лидера.//Воспитание
29. Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера.– 2001.
30. Базарова К.Т. Социально-психологические
факторы развития лидерских
31. Макова, Л.П. Воспитание
толерантности в учебно-
32. Андреева, Г.М. Социальная психология. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,2006.
33. Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.65-69.
Приложение № 1
Методики проведенные в группе гимнасток по выявлению лидеров в команде.
Методика проводилась в игровой форме. Группе предлагалось вместе выполнить несколько заданий. Записывалось, кто в каждом случае становился лидером: кто отдавал команды, высказывал предложения, причем при обязательном соблюдении следующего условия: участники подчинялись этим командам и принимали предложения, высказанные лидером. Учитывалось, что лидеров может быть несколько, они могут конкурировать между собой, поэтому записывайте всех, кто проявлял стремление к лидерству.
Сразу после эксперимента делались пометки, кто был истинным лидером, т. е. организовывал группу, координировал действия участников, оказывал влияние на решение задачи, а кто — лишь проявлял активность, но группой признан не был (называйте его активный участник, чтобы отличать от лидера).
1. Гостиница
Инструкция: «Представьте, что вы поехали всей командой в путешествие. Вам надо поселиться в гостиницу — сесть рядом по «комнатам» так, чтобы все были довольны. Имеются две двухместные, две трехместные, остальные — четырехместные комнаты (их надо заполнить в последнюю очередь). Начали!»
(Рекомендации экспериментатору: секундомер останавливается, когда задание выполнено и при этом никто не заявляет, что его желание не учли. Лидером считается тот, кто отдавал команды, кому куда пересесть, и объявлял, что задание выполнено. Понаблюдайте, обращает ли лидер внимание на мнения других участников.)
2. Встать
Инструкция: «Половина из вас сейчас должна встать. Начали!»
(Рекомендации
3. Кино
Инструкция: «Ваша группа идет в кино. Узнайте, все ли хотят идти, и раздайте билеты так, чтобы все были довольны. Начали!»
(Рекомендации
Если в экспериментальном задании выдвинулось несколько лидеров, для каждого из них отведите отдельную строчку. Успешность лидера (5 графа) оценивайте по 10 балльной шкале (1 — минимальная успешность, 10 — максимальная).
Приложение № 2.
Список группы.
1. |
Акопян Н. |
2 |
Гордеева А. |
3. |
Коломийцева М. |
4. |
. Маслова В |
5. |
Новомирская.В А |
6. |
Одерова В. |
7. |
Пакидина Е. |
8. |
Рябкова А. |
9. |
. Сущенко О |
10. |
Суслова Э. |
11. |
Тимофеева И. |
12. |
Уркина Ю. |
Приложение №3
Результаты исследования выявления лидерских качеств по методикам в спортивной команде.
№ |
Задание. |
Затраченное время |
Лидер |
Успешность лидера |
Описание поведения лидера |
Принятие, непринятие группой лидера |
Конкурент ли лидер с другими лидерами |
1. |
Гостиница |
3 мин |
1.Новомирская В
2.Пакидина .Е
3.Войтова А. |
8
4
4.
|
1.Отдавала команды, кому куда пересесть, и обращала внимание на мнения других участников.
2.Активно учувствовала. Подсчитывала сколько человек присутствует.
3.Помогала подсчитывать
и распределять места,так что- |
1.Группа положительно относится, принимая команды
2. Не проявилось отрицательное отношение от группы.
3.Группа шла на контакт,
не проявляя отрицательных |
В данной методике конкуренцию составили Пакидина и Войтова.
Данная испытуемая может конкурировать с третьим участником в выявлении лидера в группе. |
2. |
Встать. |
1.5 мин. |
1.Новомирская.В
2. Пакидена Е.
3.Войтова.А |
7
3
4
|
|
1.Принятие группой
лидера, группа с легкостью шла
на контакт и подчинялась
2. Принятие её активности группой, говорит о лидерских способностях.
3.Группа прислушивалась к просьбам испытуемой. |
По итогам методики можно сказать, что абсолютным лидером является Новомирская
Пакидина и Войтова являются конкурентами в проявлении лидерских качеств над группой. |
3. |
Кино. |
3 мин |
1.Новомирская.В.
2.Пакидина.Е.
3.Войтова А. |
9
3
4 |
1.Узновала все ли хотят идти, раздавала билеты, учитывая мнение, находила подход к каждому, в итоге пошли все.
2. Помогала раздавать билеты. Влияла на мнение группы методом убеждения.
3.Проявила себя активным участником по отношению к группе. |
1.Полноценное принятие лидера группой.
2.Група положительно отнеслась к методам убеждения испытуемой.
3. Не замечено негативного влияния со стороны группы. |
Вне конкуренции,так как является ярким представителем лидерства.
Обе испытуемые проявили свои лидерские качества в примерно равноценно. |
Приложение №4
Социально психологический тренинг по выявлению лидерских качеств в спортивной группе.
Лидер. Кто он, каков он?
Создан Профессором Томасом Зацем.
Этот тренинг дает возможность участникам тренинга проявить лидерские качества. Поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;
Размер группы: 12человек.
Время: 30 минут.
Ход упражнения:
Часть первая.
Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру.
Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя.
Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.
Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…
Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!
Часть вторая
А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому - "бить на жалость", а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.
Завершение: обсуждение упражнения.
Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах? Выявление лидерских качеств в спортивной команде.
Приложение №5
Результаты иследования выявления лидерских качеств по итогам тренинга в спортивной команде.
Акопян Н. |
Проявила себя с хорошей стороны, но в круг попасть не смогла. |
Гордеева А. |
Хорошо вжилась в противоположную роль своего поведения, дав пример остальным. |
Коломийцева М. |
Не показала |
Маслова В |
Являлась ярким примером,многие подчинялись её влиянию.с успехоп провела теотральную сценку. |
Новомирская.В А |
Первой проявила себя в роли первого испытуемого. Она Смогла силой убеждения,ловкостью, |
Одерова В. |
Избрала и продемонстрировала не свойственную ей стратегию поведения. |
Пакидина Е. |
Легко нашла контакт с группой,применив всё необходимые качества. Справлялась со всеми поставленными задачами. |
Рябкова А. |
Не смогла продемонстрировать противоположность своего характера. |
Сущенко О |
Круг не пустил участницу,т.к не смогла убедить команду. |
Суслова Э. |
Активно учавствовала обсуждении вопросов по проведенному трененгу. |
Тимофеева И. |
Проявила себя активным участноком,подсказывая друм в каких либо сложностях. |
Уркина Ю. |
Не активная,не смогла проявить себя |
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде