Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии.
Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

Во второй главе описано проведение методик и тренинга на спортивной группе по художественной гимнастике. Все цели и задачи, поставленные нами, выполнены и обоснованы па результатах исследования.

Выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в исследованной нами группе и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось, что в исследуемой нами группе имеются как формальные так и не формальные лидеры. Капитан команды является лидером, и ему удается быть не только формальным лидером, т. е управлять командой, но так же он обладает огромным авторитетом и уважением со стороны группы, но так же в группе есть и не формальные лидеры, которым так же удается найти подходи и заслужить авторитет среди других спортсменок.

Таким образом, лидерство представляет собой функцию общего социального контекста, включая и потребности членов группы, характер стоящей перед ними задачи, источник лидерства и его влиятельность (авторитет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы.

 

1. Бендас Т.В. Методика изучения организованности группы и ее лидеров // Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы научных сообщений Всесоюзного симпозиума по социальной психологии.Ч. IV. — Кострома, 2000

2. http://www.referat-web.ru/referat9613.html

3. Емельянов Ю.М. Лидерство  и групповая динамика.2007.

4. Бендас Т.В. Гендерная  психология: Учеб. пособие. —СПб: Питер, 2005.

5. Парыгин Б.Д. Руководство  и лидерство // Руководствои лидерство (опыт социальнопсихологического  исследования 2006 г.

6. Швецова Н.А. Феномен  харизмы в общественном сознании: Автореферат дис. … канд. философских  наук. - Пермь, 2007.

7.  Фатиева И., Нижельская  О. С чего начинается лидер / Перевод  с англ. - М.: Альпина, 2005.

8. Кричевский Р.Л. Психология  лидерства. Учебное пособие. М.: Статут, 2007.

9. Беляцкий Н.П. Основы  лидерства. – БГЭУ Минск, 2006.

10. http://xreferat.ru/84/1636-1-liderstvo.html

11.Бендас Т.В.  Методика  выявления лидеров группы // Вестник  практической психологии образования. 2008.

12. Беляцкий Н.П. Основы  лидерства. – БГЭУ Минск, 2006. .

13. Кови С.Р. Лидерство, основанное  на принципах. – М.: Альпина Бизнес  Букс, 2008.

14. Бендас Т.В. XII Европейский  конгресс по психологии труда  и организационной психологии // Психологический журнал, 2006.

15 Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический  словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

16. http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Metodika-Q-sortirovka-76/Default.aspx

17. Популярная психологическая  энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Крюгер В. Руководство командой. М.: Омега, 2006.

18. Дайл Д., Канджеми Дж., Ковальски К. Трансформирующее действительность  лидерство // Психология. Изд. Высшая  Школа Экономики, 2004.

19. Лидерство в команде  http://qhhq.ru/raznoe/14-rezultativnost-sekrety-jeffektivnogo-povedenija/2314-liderstvo.html

20. Джамагаров Т.Т,, Румянцева  В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 2005.

 

21.Бендас Т.В. Гендерная  психология лидерства: Монография. — Оренбург: ОГУ, 2000.

22. Джамгаров Т.Т., Румянцева  В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура  и спорт, 2006.

23 Кретти Брайент Дж. Психология  в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура  и спорт», 2007.

24. Спортивная психология  в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002.

25.  Гогунов Е.Н., Мартьянов  Б.И. Психология физического воспитания  и спорта. М.:AKADEMIA, 2000.

26. Фатиева И., Нижельская  О. С чего начинается лидер / Перевод  с англ. - М.: Альпина, 2005.

27. Шапарь, В.Б. Рабочая книга  практического психолога. - М.: АСТ, 2007.

28. Емельянова, М. Воспитание  ребенка-лидера.//Воспитание школьников. – 2006.

29. Курочкина, М.И. Деловая  игра в воспитании качеств  лидера.– 2001.

30. Базарова К.Т. Социально-психологические  факторы развития лидерских качеств. 2008.

31. Макова, Л.П. Воспитание  толерантности в учебно-воспитательном  процессе школы как путь к  преодолению межличностных конфликтов  подростков.// Вопросы гуманистических  наук. – 2008.

32. Андреева, Г.М. Социальная  психология. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,2006.

33. Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.65-69.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Методики проведенные в группе гимнасток по  выявлению лидеров в команде.

 

Методика проводилась в игровой форме.  Группе предлагалось вместе выполнить несколько заданий. Записывалось, кто в каждом случае становился лидером: кто отдавал команды, высказывал предложения, причем при обязательном соблюдении следующего условия: участники подчинялись этим командам и принимали предложения, высказанные лидером. Учитывалось, что лидеров может быть несколько, они могут конкурировать между собой, поэтому записывайте всех, кто проявлял стремление к лидерству.

Сразу после эксперимента делались пометки, кто был истинным лидером, т. е. организовывал группу, координировал действия участников, оказывал влияние на решение задачи, а кто — лишь проявлял активность, но группой признан не был (называйте его активный участник, чтобы отличать от лидера).

1. Гостиница

Инструкция: «Представьте, что вы поехали всей командой в путешествие. Вам надо поселиться в гостиницу — сесть рядом по «комнатам» так, чтобы все были довольны. Имеются две двухместные, две трехместные, остальные — четырехместные комнаты (их надо заполнить в последнюю очередь). Начали!»

(Рекомендации  экспериментатору: секундомер останавливается, когда задание выполнено и при этом никто не заявляет, что его желание не учли. Лидером считается тот, кто отдавал команды, кому куда пересесть, и объявлял, что задание выполнено. Понаблюдайте, обращает ли лидер внимание на мнения других участников.)

2. Встать

Инструкция: «Половина из вас сейчас должна встать. Начали!»

(Рекомендации экспериментатору: секундомер останавливается только  тогда, когда число вставших составляет  либо половину группы, либо половину  плюс один человек — при  нечетном количестве участников. Лидером считается тот, кто давал команду «Встать» или «Сесть», а также тот, кто подсчитывал, сколько всего человек присутствует, и сообщил об этом другим.)

3. Кино

Инструкция: «Ваша группа идет в кино. Узнайте, все ли хотят идти, и раздайте билеты так, чтобы все были довольны. Начали!»

(Рекомендации экспериментатору: заранее заготовьте листочки  бумаги с написанными на них  цифрами. Лидер или раздает «билеты»  или выясняет, кто пойдет в  кино.)

Если в экспериментальном задании выдвинулось несколько лидеров, для каждого из них отведите отдельную строчку. Успешность лидера (5 графа) оценивайте по 10 балльной шкале (1 — минимальная успешность, 10 — максимальная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

 

Список группы.

 

 

1.

 Акопян Н.

2

Гордеева А.

3.

Коломийцева М.

4.

. Маслова В

5.

Новомирская.В А

6.

Одерова В.

7.

Пакидина Е.

8.

Рябкова А.

9.

. Сущенко О

10.

Суслова Э.

11.

Тимофеева И.

12.

Уркина Ю.


 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Результаты исследования выявления лидерских качеств  по методикам в спортивной команде.

 

Задание.

Затраченное время

Лидер

Успешность лидера

Описание поведения лидера

Принятие, непринятие группой лидера

Конкурент ли лидер с другими лидерами

1.

Гостиница

3 мин

1.Новомирская В

 

 

 

 

 

 

 

2.Пакидина .Е

 

 

 

 

 

 

3.Войтова А.

 8

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

1.Отдавала команды, кому  куда пересесть, и обращала  внимание  на мнения других участников.

 

2.Активно учувствовала. Подсчитывала  сколько человек присутствует.

 

 

3.Помогала подсчитывать  и распределять места,так что-бы  всеч это устроило.

1.Группа положительно  относится, принимая команды

 

 

 

2. Не проявилось отрицательное  отношение от группы.

 

 

3.Группа шла на контакт, не проявляя отрицательных эмоций.

 В данной методике  конкуренцию составили

Пакидина и Войтова.

 

 

Данная испытуемая может конкурировать с третьим участником в выявлении лидера в группе.

2.

Встать.

1.5 мин.

1.Новомирская.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пакидена Е.

 

 

 

 

 

 

3.Войтова.А

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

  1. Давала команду «Встать» и «Сесть», а также сколько всего человек проявила себя активней других. Как капитан команды проявила себя как целеустремлённый,эмоциональный ,внимательный, лидер команды.

 

  1. Девочка успешно проявляла себя давая команды группе дисциплинарного характера.
  2. Организованный, целеустремленный потенциальный лидер. Проявляла активность в ходе проводимой методике.

1.Принятие группой   лидера, группа с легкостью шла  на контакт и подчинялась просьбам  испытуемой, не проявляя негативных  эмоций

 

2. Принятие её активности  группой, говорит о лидерских  способностях.

 

3.Группа прислушивалась  к просьбам испытуемой.

По итогам методики можно сказать, что абсолютным лидером является Новомирская

 

 

 

 

 

Пакидина и Войтова являются конкурентами в проявлении лидерских качеств над группой.

3.

Кино.

3 мин

1.Новомирская.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Пакидина.Е.

 

 

 

 

 

 

3.Войтова А.

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

1.Узновала все ли хотят  идти,  раздавала билеты, учитывая  мнение, находила подход к каждому, в итоге пошли все.

 

 

 

 

2. Помогала  раздавать билеты. Влияла на мнение группы методом убеждения.

 

 

3.Проявила себя активным участником по отношению к группе.

1.Полноценное принятие  лидера группой.

 

 

 

 

 

 

 

2.Група положительно отнеслась к методам убеждения испытуемой.

 

3. Не замечено негативного  влияния со стороны группы.

Вне конкуренции,так как является ярким представителем лидерства.   

 

 

 

Обе испытуемые проявили свои лидерские качества в примерно равноценно.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Социально психологический тренинг по выявлению лидерских качеств в спортивной группе.

 

Лидер. Кто он, каков он?

Создан Профессором Томасом Зацем.

Этот тренинг дает возможность участникам тренинга проявить лидерские качества. Поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;

Размер группы: 12человек.

Время: 30 минут.

Ход упражнения:

Часть первая.

Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру.

Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя.

Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…

Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

 

Часть вторая

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому - "бить на жалость", а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

 

Завершение: обсуждение упражнения.

Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах? Выявление лидерских качеств в спортивной команде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Результаты иследования выявления лидерских качеств по итогам тренинга в спортивной команде.

 

Акопян Н.

Проявила себя с хорошей стороны, но в круг попасть не смогла.

Гордеева А.

Хорошо вжилась в противоположную роль своего поведения, дав пример остальным.

Коломийцева М.

 Не показала противоположность  своей натуры.Не проявила себя  в полной мере своего потанцеала.

Маслова В

Являлась ярким примером,многие подчинялись её влиянию.с успехоп провела теотральную сценку.

Новомирская.В А

 Первой проявила себя  в роли первого испытуемого.

Она Смогла силой убеждения,ловкостью,проявлнгием интузиазма,смекалкой попасть в круг,преодалев препятствие из команды,  показала свою стратегию поведения,противоположную ей основным задаткам.

Одерова В.

Избрала и продемонстрировала

не свойственную ей стратегию поведения.

Пакидина Е.

Легко нашла контакт с группой,применив всё необходимые качества. Справлялась со всеми поставленными задачами.

Рябкова А.

Не смогла продемонстрировать противоположность своего характера.

Сущенко О

Круг не пустил участницу,т.к не смогла убедить команду.

Суслова Э.

Активно учавствовала обсуждении вопросов по проведенному трененгу.

Тимофеева И.

Проявила себя активным участноком,подсказывая друм в каких либо сложностях.

Уркина Ю.

Не активная,не смогла проявить себя 

Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде