Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:15, курсовая работа
Введение
В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.
Введение……………………………………………………………………….….2
1. Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы…………………..4
2. Коллектив как социально-психологическая характеристика
групповой деятельности……………………………………………………….9
3. Место руководителя в трудовом коллективе…………………………….…15
4. Стили руководства……………………………………………………………19
5. Практическая часть…………………………………………………………...24
5.1 Организация исследования социально-психологического климата коллектива………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………….……………....30
Список литературы………………………….………………………………...…32
Приложение………
«инноватор» – внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
«контролер» – контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
«дипломат» – налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Множество конкретных функций руководителя можно объединить в две основные функции:
1) достижение групповой цели;
2) сплочение группы и забота о ее сохранении.
Вторая функция имеют глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя. В содержание функции сплочения группы входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
предупреждение и разрешение конфликтов;
защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
всяческая поддержка групповых собраний;
внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильно понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
мотивация сотрудников;
инициирование конструктивной критики.
Функции руководителя выступают кроме того мерой оценки его индивидуальных качеств и способностей эффективно работать.
4. Стили руководства
Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Он представляет собой устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т.е. это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций. Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств. В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях».
В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными.
К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).
Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.
Попустительскому стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.
В таблице 1 отражены важнейшие отличительные черты классических стилей руководства [4].
Критерии | Авторитарный | Демократический | Попустительский |
1.Постановка целей | Цели ставит руководитель | Цели – результат группового решения при поддержке руководителя | Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя |
2. Распределение заданий | Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз | Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание | Руководитель представляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию |
3. Оценка работы | Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует | Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы | Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют |
4. Трудовая атмосфера | Высокая напряженность, враждебность | Свободная, дружеская атмосфера | Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
5. Групповая сплоченность | Покорное, беспрекословное повиновение | Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть | Низкая групповая сплоченность |
6. Интерес к выполняемым заданиям | Низкий | Высокий | Минимальный |
7. Интенсивность (качество работы) | Высокая | Высокая оригинальность результатов |
-------- |
8. Готовность к работе | При отсутствии руководителя перерыв на работе | При отсутствии руководителя продолжение работы | Перерывы на работе по желанию |
9. Мотивация труда | Минимальная | Высокая мотивация каждого работника и группы в целом | Минимальная |
В современной интерпретации в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных стили руководства делятся на:
патриархальный;
харизматический;
автократический;
бюрократический.
1. Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Данный стиль широко распространен в сегодняшнем обществе, в том числе и в России.
2. Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный («не семейный») характер. Руководить не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.
3. Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель - автокарт использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-административной системы в СССР.
4. Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными, минимизацией личной власти руководителя. Данный стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля. Он сохраняет за руководителем функцию принятия решений в форме разнообразных нормативных актов, однако, максимально структурируя систему взаимоотношений руководства – подчинения, по существу усиливает власть аппарата, составителей и контролеров нормативных актов.
5. Практическая часть
Практическое исследование влияния стиля руководства на психологический климат трудового коллектива, был проведен на предприятии ОАО "РЖД" в городе Новокузнецке, станция Обнорская.
Объектом исследования является коллектив. Состоящий из 14 человек, коллектив является гомогенным (только женщины).
Цель диагностики - определить социально-психологический климат в коллективе. Под социально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействий между сотрудниками.
Для реализации данной цели были отобраны следующие методики:
1. Экспресс–методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С.Михалюка и А.Ю. Шалыто( Приложение 1);
2. Тест "Стиль руководства" (Приложение 2).
Обе методики направлены на диагностику социально-психологического климата в коллективе, однако первая методика позволит определить, каким видят и чувствуют атмосферу коллектива сами члены группы, с помощью второй методики можно определить стиль руководителя глазами сотрудников.
Цель диагностики - определить социально-психологический климат в коллективе. Под социально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействий между сотрудниками.
Методика исследования: “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе ( О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)
Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”.
Инструкция
Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо внимательно ознакомится с вариантами ответов, выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению (приложение № 1).
Обработка результатов
Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами:
I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту;
II, V и VIII - к поведенческому;
III и VI вопросами определяется когнитивный компонент, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак);
- отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
- неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу1. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, - , 0.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от - 1 , 0, +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние.
Результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе.
Таблица 1
компоненты | № вопроса | +1(кол-во ответивших) | 0(кол-во ответивших) | -1(кол-во ответивших) |
эмоциональный компонент | 1 | 4 | 1 |
|
4 | 2 | 2 |
| |
7 | 3 | 2 |
| |
поведенческий компонент | 2 | 1 | 5 |
|
5 | 1 | 2 |
| |
8 | 1 | 4 |
| |
когнитивный компонент | 3 | 1 | 2 | 3 |
6 | 1 | 2 | 5 |
Информация о работе Социально - психологический климат коллектива