Соционические типы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Соционика – наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, информационную психологию общения, т. е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип).

Содержание

I.Теоретическая часть.
Введение……………………………………………………3
Различия соционики и психологии……………………….3
История возникновения соционики………………………4
Принцип формирования соционического типа………….8
Соционический тип………………………………………..8
Модель типа информационного метаболизма (Модель А)………………………………………………...10
6.1.Информационные аспекты в психике……………….10
6.2.Знаковое описание функций…………………………14
6.3.Психические функции в модели А…………………..16
6.4.Признаки Рейнина…………………………………....18
Интертипные отношения………………………………...22
Методы определения типа……………………………….26
Соционика в медицине…………………………………...28
II.Эмпирическая часть.
Выбор методики……………………………………...31
Реализация диагностических мероприятий………...31
Анализ и обсуждение полученных результатов…...36
4. Выводы по исследованию………………………..38
Заключение……………………………………………....40
Список использованной литературы………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Соционика.docx

— 186.31 Кб (Скачать файл)

Люди, у которых лучше  всего работает этот канал связи, бывают обычно хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями  и т. п.

Информация о материи  может иметь и другой аспект: здесь  будет важен не объект сам по себе, а отношения между объектами (больше-меньше, тверже-мягче, легче-тяжелее...), иерархия этих объектов, а также логические связи, их соединяющие. Информационное поле этого типа обозначим  .

Человек, хорошо чувствующий  отношения материальных объектов, может  быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором.

Энергия.

В человеческом организме  нет рецепторов, способных непосредственно "измерять" энергию. Но действия всевозможных энергий (тепловой, кинетической...) он испытывает на себе постоянно. Некоторые виды энергий человек может воспринимать органами чувств. Ожог, оглушительный звук, режущий свет — всё это, так или иначе, — сигналы, передающие ему информацию об опасном для здоровья уровне энергии, под действием которой он в данный момент находится. Другие энергетические потоки — например, радиоактивное излучение — он может вовсе не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только воспринимает непосредственно, но и непосредственно передает: эту энергию называют психической, и она несет информацию о радости или печали, страдании или удовольствии, о состоянии страха или благодушия... Одним словом, речь идет об эмоции. Информационное поле этого типа обозначим  . Эмоция — это именно тот вид энергии, который воспринимается непосредственно, минуя физического "агента", одинаково четко как по интенсивности, так и по качеству. Сплошь и рядом эмоция передается от одного человека к другому без каких-то особых слов или действий, нередко даже и на расстоянии, без прямого контакта (особенно, если между людьми существует близкая духовная связь).

Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии  актера, музыканта, воспитателя в  дошкольном детском учреждении.

Другим свойством нашего энергетического восприятия может  быть умение почувствовать отношения  людей друг к другу, отношение  к себе, умение отличить истинные чувства  от наигранных, понимание, кто кого любит или не любит, закономерности чьих-то симпатий или антипатий и  т. п. Эту способность условимся  обозначать символом   .

Человек, хорошо чувствующий  эмоциональную связь между другими  людьми, может быть неплохим педагогом, психотерапевтом.

Пространство.

Мы способны воспринимать пространство только через объекты, его наполняющие. Поэтому когда  мы говорим об отношении человека к окружающему его пространству, мы, по сути дела, имеем в виду отношение  к тем же объектам, но — особого  рода. У человека может быть склонность овладевать всё новыми и новыми объектами, то есть, как мы говорим, "завоевывать  пространство". При этом он должен, безусловно, проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в  новом пространстве, ориентироваться  в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно бывает материальным: овладевать можно и новыми знаниями, навыками, должностями, степенями; уровнями социальной иерархии. Обозначим эту  сферу как  . Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляет себя свойство экстраверта, по выражению К. Юнга, "во всём себя растрачивать и распространяться"...

Человек с хорошо развитой функцией   может быть хорошим разведчиком, геологом, военачальником, лидером политической партии, успешно заниматься хозяйственной деятельностью.

Другая сторона пространственного  ощущения — способность осознавать удобство или неудобство вещей, умение создать уют и комфорт, уловить  гармонию и соразмерность форм... По сути, это означает способность  установить свое ощущение внутри пространства и организовать это пространство в соответствии со своими запросами. Условимся обозначать это как  .

Время.

Время фиксируется нашим  сознанием через некий ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события (также свойства), которые можно предугадать еще до того, как они проявили себя. Человеческая психика обладает и этой возможностью: опережать время. Есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, они также могут почувствовать момент, благоприятный для того или иного дела. Это свойство мы обозначим  . В обиходе оно называется интуицией. Следует подчеркнуть, что в данном случае мы имеем в виду способность человека видеть потенциальные возможности данного в наличии объекта. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те его свойства, которые уже в нём имеются.

Профессия исследователя, экспериментатора, зачинателя нового дела в любой области  не может обойтись без этого свойства.

Другая сторона этой психической  функции — умение соотносить временные  отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий, чувствовать "дух времени" —  и с учетом этого формировать  стратегию действий. Информационное поле этого типа обозначим   . Структура объекта как процесс, наиболее вероятные стадии его развития и изменения — вот какого рода информация улавливается здесь в первую очередь. Эта функция должна быть хорошо развита у людей, решивших посвятить себя экономике, планированию, коммерции. Но мало того: человек способен проникать и в надвременную реальность — в этом случае мы говорим о "мистическом озарении", "шестом чувстве", о поэтической фантазии и т. п. Среди поэтов и религиозных деятелей также много людей с сильной функцией   .

Итак, — логика, эмоция, сенсорика, интуиция. Конечно, любому человеку не худо бы владеть всеми указанными выше психическими способностями. В какой-то мере он ими действительно владеет. Но далеко не в одинаковой степени. Вот здесь-то и проявляются те самые механизмы ограничений, которым мы посвятили первую главу. И ограничения эти работают не случайным образом, а вполне закономерно. Например, экстраверт, который, как мы уже знаем, обращен непосредственно к объекту, очевидно, лучше актуализирует "черные" функции:  , , , , а интроверт, который, с точки зрения соцноники, ориентирован на отношения и соотношения, в том числе и на отношение к себе, лучше осуществляет  , , , .

Чтобы суммировать значение соционических функций, представим их в следующей таблице:

Область информации

Обозначение функции

Описание функции

материя

деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология

умозрительная структура, система, научные теории

энергия

возбужденное состояние (настроение) и его внешние проявления

отношения между людьми, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти

прост- 
ранство

позыв к активному действию, владение пространством, волевые

гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствия

время

способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности  данного объекта

предчувствие, прогноз, способность  улавливать динамику развития, поэтическая  фантазия, мистическое чувство


Мы обозначили восемь основных соционических функций, по которым  сознание человека связано с окружающим его миром. Каждая функция имеет  в соционике, помимо графического, словесное обозначение:

— логика деловая; 
— логика отношений; 
— этика эмоций; 
— этика отношений; 
— сенсорика волевая; 
— сенсорика ощущений; 
— интуиция возможностей; 
— интуиция времени.

6.2.Знаковое описание функций

Анализ, проведенный Гуленко, позволяет выявить более "тонкую" структуру психических функций  одного вида. Так, "черная этика" Гамлета  несколько отличается от аналогичной  функции Гюго. Это различие он выделил  при помощи знаков + и - . Ниже приводится "расшифровка" этих отличий (какая функция за что "отвечает"):

1. "Черная" этика,  этика эмоций   :

(+) положительные эмоции  — радость, веселье, эмоциональный  подъем, воодушевление, смех, энтузиазм,  оптимизм, хорошее настроение, переживание  счастья; (на первом месте эта  функция у Гюго)

(-) отрицательные эмоции  — горе, печаль, грусть, эмоциональный  спад, депрессия, плач, слезы, недовольство, пессимизм, плохое настроение, переживание  несчастья. (на первом месте эта функция Гамлета)

2. "Белая"  этика, этика отношений   :

(+) хорошие отношения —  любовь, дружба, симпатия, притяжение, теплота отношений, общительность,  близкая психологическая дистанция,  добро, жалость; (на первом месте  эта функция у Достоевского)

(-) плохие отношения —  ненависть, вражда, антипатия, отталкивание, отчужденность, необщительность,  далекая психологическая дистанция,  зло, безжалостность. (на первом месте эта функция у Драйзера)

3. "Черная" логика, деловая   :

(+) польза, выгода, экономичность,  технология, факты, приобретения, накопление, купля, сбережения, наведение порядка,  практичность; (на первом месте  эта функция у Штирлица)

(-) бесполезность, невыгодность, использование, применение, износ,  расходы, траты, риск, эксперимент,  продажа, торговля, действия в  условиях хаоса, изобретательность. (на первом месте эта функция у Джека Лондона)

4. "Белая"  логика, логика отношений   :

(+) конкретика, подробность,  детальная проработка, тщательность, строгость, место в иерархии, законы, постановления, инструкции, выбор  лучшего варианта, логика организации, (на первом месте эта функция  у Максима)

(-) абстрактность, всеобщность,  универсальность, система, классификация,  типология, общие закономерности, объективность, истина, справедливость, анализ, логика науки, критерии. (на первом месте эта функция у Робеспьера)

5. "Черная" интуиция, интуиция возможностей   :

(+) перспективы, возможности,  положительный потенциал, суть, сущность, принципы, новые идеи, выдвижение  гипотез, теория, проницательность, интерес, оригинальность, необычность,  фантастичность, вера; (на первом  месте эта функция у Дон  Кихота)

(-) бесперспективность, альтернатива, отрицательный потенциал, отсутствие  сути, бессмысленность, парадокс, забытое  старое, серость, заурядность, подавленные  возможности, неверие, сенсация. (на первом месте эта функция у Гексли)

6. "Белая"  интуиция, интуиция времени   :

(+) будущее, изменение  ситуации во времени, предсказание,-предвидение, постепенное развитие, эволюция, плановое восхождение, динамика перемен, временной поток, воображение, непротиворечивость, незаметные перемены — шаг за шагом, схождение, конвергенция; (на первом месте эта функция у Бальзака)

(-) прошлое, учет ошибок, избегание опасности, тревожность,  смутное беспокойство, назревание  кризиса, революция, скачок во  времени, умение застраховаться  от неприятностей, резкие сдвиги, противоречивость, момент решительных  действий, расхождение, дивергенция. (на первом месте эта функция у Есенина)

7. "Черная" сенсорика, волевая   :

(+) - удержание власти, неподчинение, защита, оборона, ответный удар, контратака, твердость, отстаивание своих  интересов, волевое давление снизу  вверх, сила воли, обладание; (на  первом месте эта функция у  Наполеона)

(-) захват власти, подчинение, нападение, агрессия, атака, инициатива, настойчивость, требовательность, волевое  давление сверху вниз, утверждение  своих интересов за счет других, свержение, слабость, безволие, овладение. (на первом месте эта функция у Жукова)

8. "Белая" сенсорика, сенсорика ощущений  .

(+) приятные ощущения, комфорт, удобство, гармония, красота, привлекательность, отдых, здоровье, расслабленность, хорошее самочувствие, удовольствие, наслаждение, чувствительность; (на первом месте эта функция у Дюма)

(-) неприятные ощущения, дискомфорт, неудобство, дисгармония, безобразие, непривлекательность, усталость,  напряжение, болезнь, плохое самочувствие, страдание, боль. (на первом месте эта функция Габена)

6.3.Психические функции в модели А

Психические функции — это определённые элементы человеческой психики, с помощью которых человек взаимодействует с информационными аспектами окружающего мира. Функции представляют собой способности человека с особым умением разбираться в определённых аспектах. Всего существует 8 психический функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым одним из 8 информационным аспектом, воспринимает, обрабатывает и выдаёт информацию, связанную с ним. Таким образом, в модели есть 8 функций для обработки аспектов информации, поступающей извне. Заметим, что «извне» означает по отношению к психике человека, то есть информация, поступающая от физического тела человека, например, тяжесть в желудке, тоже внешняя по отношению к психике.

Модель на примере типа ИЛЭ:


   

1

2

4

3

6

5

7

8


   

Эго

Суперэго

Суперид

Ид



На этом рисунке функции  пронумерованы не в обычной последовательности. Такая последовательность нумерации  объясняется последовательностью  передачи управления от одной функции  к другой. Каждая функция обладает уникальным набором свойств.  Функции  обрабатывают информацию не одинаково. Кроме того, что каждая функция  обрабатывает информацию только по одному аспекту, она еще специализируется на определенной задаче, и поэтому  одна функция не похожа на другую.

Каждая функция выполняет  определенную задачу, функции между  собой объединены связями (блоки, суперблоки), между функциями происходит передача управления (не информации). Информация поступает не к одной определенную функции, а «падает» на всю модель сразу, на все ее ячейки (функции). Ведь информационный поток не разделен на отдельные аспекты, реальная информация — это единый неразрывный В любой момент взаимодействия с миром мы получаем массу информации, содержащей в себе все аспекты. Каждая функция воспринимает только ту часть (тот аспект) из всей массы, которая обрабатывается только ей.  

 1 функция — «базовая» (программная), она определяет доминирующие сферы приложения сил и программу действий носителя социотипа.

·  2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.

·  3 функция — «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.

·  4 функция — «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов (как это делает фоновая).

·  5 функция — «внушаемая» (суггестивная), по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».

·  6 функция — «активационная» (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.

·  7 функция — «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает нежелательное воздействие на себя, выражает несогласие или отказ.

·  8 функция — «демонстративная» (эталонная, фоновая), она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

1 и 2 функции образуют блок «Эго», 3 и 4 функции — блок «Суперэго», 5 и 6 функции — блок «Суперид», 7 и 8 функции — блок «Ид».

1, 2, 3, 4 функции (блоки «Эго»  и «Суперэго») образуют ментальное  кольцо, а 5, 6, 7, 8 функции (блоки  «Ид» и «Суперид») — витальное кольцо. Кольца в таблице являются зеркальным отражением друг друга, с изменением «вертности».

1, 2, 7, 8 (блоки «Эго» и  «Ид») являются сильными функциями,  а 3, 4, 5, 6 (блоки «Суперэго» и  «Суперид») — слабыми.

Подставим в рисунок модели вместо номеров функций значки тех  аспектов информации, которые обрабатывает каждая функция, и мы получим 16 моделей  обработки информации, или 16 моделей  типа информационного метаболизма (ТИМ).

Нужно отметить, что правила  расстановки функций не произвольные. Как видно из таблицы, функции чередуются по «вертности» (белые с черными), в горизонтальной паре объединяются рациональная (логика или этика) и иррациональная (сенсорика или интуиция) функции. Теперь уже функции будут иметь не только номер, но и название, которое показывает нам, какой аспект информации обрабатывается данной функцией.

6.4.Признаки Рейнина 
 
Питерский математик Григорий Рейнин используя математические методы доказал, что кроме известного разбиения по 4-м признакам 16 соционических типов можно разбить еще 11-ю способами. 
 
Введение дополнительных признаков облегчило процесс определения типа.

Таблица признаков  Рейнина 

 

Дон 
Кихот

Дюма

Гюго

Робес- 
пьер

Гамлет

Мак- 
сим

Жуков

Есенин

Напо- 
леон

Баль- 
зак

Джек

Драй- 
зер

Штир- 
лиц

Досто- 
евский

Гек-  
сли

Габен

Индивидуальные  признаки 

Экстраверсия 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Интроверсия

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

Интуиция 

+

   

+

+

   

+

 

+

+

   

+

+

 

Сенсорика

 

+

+

   

+

+

 

+

   

+

+

   

+

Логика 

+

   

+

 

+

+

   

+

+

 

+

   

+

Этика

 

+

+

 

+

   

+

+

   

+

 

+

+

 

Статика 

+

   

+

 

+

+

 

+

   

+

 

+

+

 

Динамика

 

+

+

 

+

   

+

 

+

+

 

+

   

+

Позитивизм 

+

 

+

   

+

 

+

+

 

+

   

+

 

+

Негативизм

 

+

 

+

+

 

+

   

+

 

+

+

 

+

 

Квестимность 

+

   

+

+

   

+

+

   

+

+

   

+

Деклатимность

 

+

+

   

+

+

   

+

+

   

+

+

 

Тактика 

+

 

+

   

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

Стратегия

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

   

+

 

+

Конструктивизм 

+

 

+

 

+

 

+

   

+

 

+

 

+

 

+

Эмотивизм

 

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

 

Диадные признаки 

Рациональность

   

+

+

+

+

       

+

+

+

+

   

Иррациональность

+

       

+

+

+

+

       

+

+

Процесс 

+

+

   

+

+

   

+

+

   

+

+

   

Результат

   

+

+

   

+

+

   

+

+

   

+

+

Уступчивость 

+

+

       

+

+

   

+

+

+

+

   

Упрямость

   

+

+

+

+

   

+

+

       

+

+

Беспечность

+

+

   

+

+

       

+

+

   

+

+

Предусмотрительность

   

+

+

   

+

+

+

+

   

+

+

   

Квадровые признаки 

Рассудительность

+

+

+

+

               

+

+

+

+

Решительность

       

+

+

+

+

+

+

+

+

       

Веселый

+

+

+

+

+

+

+

+

               

Серьезный 

               

+

+

+

+

+

+

+

+

Аристократизм 

       

+

+

+

+

       

+

+

+

+

Демократизм

+

+

+

+

       

+

+

+

+

       

Экстраверсия - Интроверсия 
 
Экстраверсия - экстраверты ориентированы на внешний мир, на объекты и их качества. 
Интроверсия - интроверты ориентированы на взаимосвязи, между собой и внешним миром, а также между объектами. 
 
Примечание. Признак экстраверсия/интроверсия может зависеть от признака рациональность/иррациональность. Иррационалы иногда проявляют признаки экстраверсии, рационалы - признаки интроверсии. 
 
 
Интуиция - Сенсорика 
 
Сенсорика – сенсорики воспринимают материальную часть мира - вкус, цвет, размер и т.д.  Такая информация воспринимается более медленно, но хорошо ими усваивается и сохраняется. С возрастом сенсорики становятся более опытными, "взрослыми". 
Интуиция - интуиты лучше воспринимают нематериальную часть мира. Восприятие информации происходит настолько быстро, что это даже не осознается, однако такая информация может не задерживаться надолго в сознании. 
  
Логика - Этика 
 
Логика – логики оценивают мир с точки зрения правил, логических связей. 
Этика – этики оценивают мир с точки зрения чувств, эмоций, переживаний своих и других людей. 
 
Статика - Динамика 
 
Статика – статики воспринимают действительность как набор статических картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений.  
Динамика - динамики воспринимают действительность как последовательность событий. 
 
Позитивизм - Негативизм 
 
Позитивизм - позитивисты, оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: "Погода хорошая, небо ясное". 
Негативизм - негативисты при оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: "Неплохая погода, на небе - ни облачка". 
 
Примечание. Психологи советуют в своей речи избегать употребления частицы "не", например, планируя какое-либо изменение в своей жизни, рекомендуется не перечислять те факторы, которые не хотелось бы видеть в будущем, а лишь те, которые желательны. По этой причине иногда негативисты следят за своей речью и тщательно избегают негативистских формулировок. Поэтому, не всегда можно сделать вывод, о том, что человек  позитивист, если он не проявляет признаков негативизма.  
 
Квестимность - Деклатимность 
 
Квестимность - квестимы в разговоре склонны к диалогу. Речь квестима "многотональная", в ней перемежаются вопросительные и утвердительные интонации, рассказывая о чем-либо они могут задавать вопросы и сами же на них отвечать. Склонны отвечать вопросом на вопрос.  
Деклатимность - деклатимы склонны к монологу. Их речь обычно звучит в одной тональности. 
 
Примечание. Вертность оказывает влияние на проявление признака квестимность/деклатимность. Интроверсия усиливает квестимность, экстраверсия - деклатимность.  
 
Тактика - Стратегия 
 
Тактика - для тактика важен путь, движение, последовательность его шагов и действий, при этом цель ставится неосознанно и может корректироваться. 
Стратегия - для стратега важна цель, желаемое состояние. При этом путь к ее достижению выбирается неосознанно, и может меняться. 
 
Конструктивизм - Эмотивизм 
 
Конструктивизм - конструктивисты получают из внешнего мира фактическую информацию. Общаясь с человеком стараются избежать "эмоциональной подстройки" под его состояние. Для того чтобы пережить какие-либо эмоции склонны возвращаться к событию или месту, где они были вызваны, например, могут по нескольку раз перечитывать одну и ту же книгу. 
Эмотивизм - эмотивисты стремятся получить из внешнего мира новые эмоциональные впечатления. При общении с человеком стараются ввести его в нужное эмоциональное состояние, либо самим подстроиться под состояние собеседника. 
 
Рациональность-Иррациональность 
 
Рациональность – рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать.  
Иррациональность – иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке. 
 
Процесс - Результат (Правые - Левые) 
 
Процесс (правые) - эти люди не осознают себя отдельно от процесса, стремятся каждый процесс доводить от начала до конца не прерываясь. Максимально концентрируют свое внимание на процессе, с трудом отключаются от него и с трудом включаются в прерванный процесс. 
Результат (левые) - Легко занимаются несколькими делами одновременно, переключаясь с одного на другое. Им сложно оценить насколько успешен процесс, поэтому они склонны подводить промежуточные итоги. 
 
Уступчивость - Упрямость 
 
Уступчивость - уступчивые, реализуя свои интересы, объективно оценивают все необходимые для этого ресурсы и в случае нехватки ресурсов могут отказаться от какой-то части своих интересов. В совместных делах могут  "давать фору" партнеру, рассматривать встречные предложения.  
Упрямость - упрямые  для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы.  
 
Беспечность-Предусмотрительность 
 
Беспечность - попадая или планируя новую ситуацию, используют только ту информацию, которая присутствует в этой ситуации, не опираясь на свой опыт. Считают, что все предусмотреть невозможно. 
Предусмотрительность - в новой ситуации предусмотрительные предпочитают использовать весь свой опыт, в т.ч. и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию.  
 
Рассудительность-Решительность 
 
Рассудительность – для рассудительным нормальным состоянием является расслабленность, мобилизуются для выполнения какого-либо дела непосредственно в момент начала дела.  Им иногда бывает трудно мобилизоваться без внешнего стимула. Наиболее важным этапом любого дела считается процесс его обдумывания и обсуждения. Рассудительные ценят в работе физические условия и комфорт, могут отказаться от выполнения какой-то работы, если эти условия не на уровне, удовлетворяющем их. 
Решительность – решительные всегда находятся в состоянии мобилизации, наиболее важным этапом считают момент принятия решения. По окончании дела им бывает трудно расслабиться без участия других людей или каких-то дополнительных стимулов, например, вечеринки по случаю окончания дела. Ценят в работе результат и могут ради этого поступиться удобством и комфортом.  
 
Веселые - Серьезные (Субъективизм - Объективизм) 
 
Веселые (субъективизм) - В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную "сверку  понятий", предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи.  Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге. 
Серьезные (объективизм) - серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений. Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию. 
 
Аристократизм - Демократизм 
 
Аристократизм - аристократы воспринимают человека как представителя какой-либо группы, класса, они часто используют такие выражения как "типичный представитель", "все они такие" и т.д. 
Демократизм - демократы воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку у демократа не базируется на его принадлежности к какой-либо группе.

7. Интертипные отношения.


Интертипные отношения – объективно складывающиеся коммуникативные связи между социотипами людей. Проявляются тем сильнее, чем интенсивнее протекает коммуникация и ближе дистанция в общении. 
Различают, с одной стороны, симметричные отношения, при которых энергоинформационный обмен протекает равноправно, и, с другой стороны, асимметричные отношения – неравноправные, неизбежно приводящие к выделению лидера и ведомого.

В соционике существует 16 видов межТИМных диадных отношений, которые можно описать через взаимодействие моделей ТИМ.

Симметричные  взаимодействия — это отношения формально равных партнёров, паритет обеспечивается формально одинаковым взаимодействием одноимённых функций моделей ТИМ.

  • тождественные;
  • дуальные;
  • активации;
  • зеркальные;
  • родственные;
  • миражные;
  • полудуальные;
  • деловые;
  • квазитождественные;
  • полной противоположности;
  • суперэго;
  • конфликтные.

Асимметричные взаимодействия — отношения формально неравных партнеров. Асимметричные отношения «способствуют зарождению социальных интересов и образуют коммуникативный механизм социального прогресса» (А. Аугустинавичюте)

  • отношения социального заказа;
  • отношения социального контроля (ревизии).

Взаимодействие происходит между функциями, обрабатывающими  один и тот же аспект информации.

Знание закономерностей  межТИМных отношений позволяет объяснить особенности взаимоотношений, которые возникают на основе разницы обработки информации разными ТИМами, а также спрогнозировать взаимоотношение между носителями определенных ТИМов психики на уровне модельного взаимодействия.

При этом нужно помнить, что  каждый человек — не только представитель определенного типа психики, но и индивидуальность, имеющая свое наполнение модели. Для более точного прогнозирования взаимодействия между людьми, необходимо знать их наполнение.

Социон– совокупность 16-ти социотипов, отражающая полную и завершённую композицию самоорганизующихся систем в микро - и макросоциуме. Является эквифинальной структурой типологии, то есть представляет собой конечное состояние развития системы при любых её начальных условиях. 
Имеет четыре важнейшие подструктуры. Деление социона по интуитивному критерию даёт группы установок на род деятельности, деление по сенсорному критерию даёт темпераментные группы, деление по этическому критерию приводит к выделению квадр и, наконец, деление по логическому критерию вычленяет из социона кольца заказа и ревизии.

  • Соционические кольца.

Кольца – векторные соционические группы, в которых энергия или информация передаются по фиксированному направлению от одного типа к другому, образуя замкнутый контур. В случае энергетического переноса говорят о кольцах заказа, а в случае информационного переноса – о кольцах ревизии. 
Как заказные, так и ревизные кольца различаются между собой по направлению переноса. Правые (эволюционные) кольца движутся с отрицательным ускорением, то есть замедляют своё движение с течением времени, а левые (инволюционные), наоборот, с положительным ускорением, то есть разгоняют социально-психологические процессы.

Эволюция – постепенное детерминированное развитие по сходящейся спирали, пресекающее отставания или забегания вперёд. Эволюционные типы ещё называют типами правого прогресса. Их основная характеристика – преобладание процесса над результатом. Более характерна для больших групп, чем для малых.

Инволюция – скачкообразное вероятностное развитие с резкими изменениями направления за счёт мутаций – труднопредсказуемых выбросов энергии. Другое название инволюционных социотипов – типы левого прогресса. Результат у инволюторов преобладает над процессом. Инволюция более характерна для малых групп, чем для больших.

 

  • Кольцо заказа

Социотипы, находящиеся между собой в отношениях заказа и суперэго, образуют кольцо заказа.

    • экстравертное квестимное кольцо заказа («энергогенераторы» по Гуленко) — Дон Кихот, Гамлет, Наполеон, Штирлиц
    • экстравертное деклатимное кольцо заказа («энергоносители» по Гуленко) — Гюго, Жуков, Джек Лондон, Гексли
    • интровертное квестимное кольцо заказа («инфогенераторы» по Гуленко) — Робеспьер, Габен, Драйзер, Есенин
    • интровертное деклатимное кольцо заказа («инфонакопители» по Гуленко) — Дюма, Максим Горький, Бальзак, Достоевский.
  • Кольцо контроля (ревизии)

Социотипы, находящиеся между собой в отношениях контроля (ревизии) и суперэго, образуют кольцо контроля.

    • динамики-негативисты («хозяева» по Переслегиным) — Дюма, Гамлет, Бальзак, Штирлиц
    • статики-позитивисты («воины» по Переслегиным) — Дон Кихот, Максим Горький, Наполеон, Достоевский
    • статики-негативисты («авантюристы» по Переслегиным) — Робеспьер, Жуков, Драйзер, Гексли
    • динамики-позитивисты («подарки» по Переслегиным) — Гюго, Есенин, Джек Лондон, Габен.

Информация о работе Соционические типы личности