Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 06:24, контрольная работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.

Содержание

Введение
· Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
· Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
· Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
· Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
· Заключение
· Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная пис.docx

— 68.06 Кб (Скачать файл)

1.      Обеспечение содержательной  и методической преемственности  с

дошкольным модулем. Здесь уделяется внимание психологической готовности

ребенка к школе и выбору оптимальных условий обучения.

2.      Обеспечение оптимального  сочетания двух образовательных  парадигм:

аффективно – эмоционально –волевой и когнитивной.

3.      Овладение учащимися  начальной школы доступными им  способами и

навыками учебной деятельности.

4.      Организация диалога  различных педагогических систем  и технологий.

Этот модуль работает в логике образовательной модели «смешанных

способностей». Характерные  черты:

Ø      Изучение всех предметов проходит в группах «смешанных

способностей». Таким образом, обеспечивается внутренняя дифференциация

способностей и склонностей ребенка за счет специально организованной

коррекционно – развивающей работы и подбора педагогических технологий под

конкретного ребенка.

Ø      Учебный материал преподносится порционно.

Ø      По завершению работы над базовой учебной единицей с помощью

диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный

материал.

Ø      В «коррективный», или « дополнительный», период работа над

заданиями организуется индивидуально или в группах.

Ø      Выделение «коррективных», или «дополнительных»  групп

происходит внутри класса.

Ø      Особое внимание уделяется работе с небольшой группой детей и

индивидуальной дифференциации.

Ø      Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать

одновременно.

Ø      Требования, предъявляемые к знаниям учащихся, фиксированы, но

время, отведенное на изучение той или иной базовой единицы, не

ограничивается.

Ø      Важнейшая черта этой модели - диагностическое тестирование.

Ø      Модель хорошо функционирует тогда, когда уделяется внимание

управлению учащихся, так как дети должны получать навыки работы в группе.

Ø      Так как внутри класса происходят постоянные перегруппировки,

хорошие отношения между учениками и рабочий климат становятся постоянной

заботой педагога и необходимым условием эффективного обучения.

Таким образом , по мнению Е.А. Ямбурга , со временем общеобразовательные

школы по необходимости превратятся в адаптивные, где учебно – воспитательный

процесс будет организован с учетом социокультурных особенностей региона,

социальных запросов населения и требований государства к образовательным

стандартам, по возможности гибко по отношению к психофизиологическим

особенностям, способностям и склонностям детей.

Таким образом в нашем исследовании дифференцированное обучение будет

рассматриваться как условие успешного речевого развития первоклассников.

Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в

той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо

особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного

подхода будет иметь следующие особенности:

q       Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор

оптимальных условий обучения.

q       Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм:

аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной.

q       Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и

навыками учебной деятельности.

q       Организация диалога различных педагогических систем и технологий.

q       Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и

способностей младших школьников.

q       Ликвидация перегрузки в обучении младших школьников.

                               Заключение                               

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности

обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются

тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному

обучению.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная

характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития

психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для

нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной

деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста

являются:

-         умение  детей сознательно подчинять  свои действия правилам, обощенно

определяющим способ действия,

-         умение  ориентироваться на заданную  систему требований,

-         умение  внимательно слушать говорящего  и точно выполнять задания,

прелагаемые в устной форме,

-         умение  самостоятельно выполнять требуемое  задание по зрительно

воспринимаемому образцу .

Кроме указанных составляющих психологической готовности  к школе,

исследователи выявляют уровень развития речи.

Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются:

-         более  сложная самостоятельная форма  речи – развернутое

монологическое высказывание,

-         развитие  звуковой стороны речи, завершается  процесс фонематического

развития,

-         развитие  грамматического строя речи,

-         усвоение  закономерностей морфологического  порядка и синтаксического,

-         усвоение  грамматических форм языка и  приобретение большего

активного словаря,

-         совершенствование  словесно – логического мышления.

Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся

задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих

развитие младших школьников в оптимальном режиме.

Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации

дифференцированного подхода будет зависеть:

-         во – первых, от уровня готовности учащихся

-         во –  вторых, от  специфики развития  познавательных процессов и

речевого развития первоклассников;

-         в –  третьих, от эффективности использования  основных воспитательных

и развивающих возможностей учебных программ;

-         в –четвертых, от рационального сочетания ведущего вида деятельности

(учебной) с другими видами деятельности, при оптимальном сочетании форм,

методов и средств обучения;

-         в –  пятых, от знания форм и методов  дифференцированного подхода при

обучении младших школьников

·

                               Список литературы.                              

1.      .Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред.

К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,1982.

2.      Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.

Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)

3.      Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей

младшего школьного возраста – Томск.,1993.

4.      Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. – М., 1986

(Психологическое развитие младших  школьников в процессе учебной  деятельности:

163-213)

5.      Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2  т. – М., 1986. –

Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы

развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития

ребенка: 233 – 235, 248 – 257)

6.      Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая

подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения  у дошкольников:

5 – 43)

7.      Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от

дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.

8.      Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у

дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 –

123. Формирование наглядно – образного мышления у дошкольников: 162 – 237)

9.      Русский язык  в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С.

Жедек. – М.,1997.

10.  средней общеобразовательной  школе Н.М. Шахмаев: 269 – 297)

    

 


Информация о работе Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников