Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 06:24, контрольная работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.
Введение
· Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
· Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
· Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
· Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
· Заключение
· Список литературы
1. Обеспечение содержательной
и методической
дошкольным модулем. Здесь уделяется внимание психологической готовности
ребенка к школе и выбору оптимальных условий обучения.
2. Обеспечение оптимального
сочетания двух
аффективно – эмоционально –волевой и когнитивной.
3. Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и
навыками учебной деятельности.
4. Организация диалога
различных педагогических
Этот модуль работает в логике образовательной модели «смешанных
способностей». Характерные черты:
Ø Изучение всех предметов проходит в группах «смешанных
способностей». Таким образом, обеспечивается внутренняя дифференциация
способностей и склонностей ребенка за счет специально организованной
коррекционно – развивающей работы и подбора педагогических технологий под
конкретного ребенка.
Ø Учебный материал преподносится порционно.
Ø По завершению работы над базовой учебной единицей с помощью
диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный
материал.
Ø В «коррективный», или « дополнительный», период работа над
заданиями организуется индивидуально или в группах.
Ø Выделение «коррективных», или «дополнительных» групп
происходит внутри класса.
Ø Особое внимание уделяется работе с небольшой группой детей и
индивидуальной дифференциации.
Ø Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать
одновременно.
Ø Требования, предъявляемые к знаниям учащихся, фиксированы, но
время, отведенное на изучение той или иной базовой единицы, не
ограничивается.
Ø Важнейшая черта этой модели - диагностическое тестирование.
Ø Модель хорошо функционирует тогда, когда уделяется внимание
управлению учащихся, так как дети должны получать навыки работы в группе.
Ø Так как внутри класса происходят постоянные перегруппировки,
хорошие отношения между учениками и рабочий климат становятся постоянной
заботой педагога и необходимым условием эффективного обучения.
Таким образом , по мнению Е.А. Ямбурга , со временем общеобразовательные
школы по необходимости превратятся в адаптивные, где учебно – воспитательный
процесс будет организован с учетом социокультурных особенностей региона,
социальных запросов населения и требований государства к образовательным
стандартам, по возможности гибко по отношению к психофизиологическим
особенностям, способностям и склонностям детей.
Таким образом в нашем исследовании дифференцированное обучение будет
рассматриваться как условие успешного речевого развития первоклассников.
Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в
той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо
особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного
подхода будет иметь следующие особенности:
q Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор
оптимальных условий обучения.
q Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм:
аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной.
q Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и
навыками учебной деятельности.
q Организация диалога различных педагогических систем и технологий.
q Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и
способностей младших школьников.
q Ликвидация перегрузки в обучении младших школьников.
Заключение
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются
тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному
обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная
характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития
психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для
нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной
деятельности.
Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста
являются:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обощенно
определяющим способ действия,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение
внимательно слушать
прелагаемые в устной форме,
- умение
самостоятельно выполнять
воспринимаемому образцу .
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе,
исследователи выявляют уровень развития речи.
Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются:
- более сложная самостоятельная форма речи – развернутое
монологическое высказывание,
- развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического
развития,
- развитие грамматического строя речи,
- усвоение
закономерностей
- усвоение грамматических форм языка и приобретение большего
активного словаря,
- совершенствование
словесно – логического
Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся
задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих
развитие младших школьников в оптимальном режиме.
Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации
дифференцированного подхода будет зависеть:
- во – первых, от уровня готовности учащихся
- во – вторых, от специфики развития познавательных процессов и
речевого развития первоклассников;
- в –
третьих, от эффективности
и развивающих возможностей учебных программ;
- в –четвертых, от рационального сочетания ведущего вида деятельности
(учебной) с другими видами деятельности,
при оптимальном сочетании
методов и средств обучения;
- в –
пятых, от знания форм и методов
дифференцированного подхода
обучении младших школьников
·
Список литературы.
1. .Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред.
К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,1982.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.
Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)
3. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей
младшего школьного возраста – Томск.,1993.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986
(Психологическое развитие
163-213)
5. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. –
Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы
развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития
ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
6. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников:
5 – 43)
7. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от
дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.
8. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у
дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 –
123. Формирование наглядно – образного мышления у дошкольников: 162 – 237)
9. Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С.
Жедек. – М.,1997.
10. средней общеобразовательной школе Н.М. Шахмаев: 269 – 297)
Информация о работе Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников