Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа направлена на изучение специфики самооценки у старших дошкольников из многодетных семей, а так же нами была проведена сравнительная работа по специфики самооценки у старших дошкольников из многодетной семье и старших дошкольников из семьи , где они являются единственным ребенком.

Содержание

Введение
Глава I. Специфика самооценки у старших дошкольников из многодетных семей.
Особенности социальной ситуации развития ребенка по порядку рождения.
Самооценка - как психологическая категория.
1.2.1 Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания.
1.2.2 Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие.
1.3 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста и особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
1.4 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Глава II. Исследование специфику самооценки у старших дошкольников из многодетных семей и семей, где старший дошкольник является единственным ребенок.
2.1 Методическое обеспечение исследования.
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 3 курс (Автосохраненный).doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА В  Г. ТАШКЕНТЕ

 

 

 

Курсовая работа

На  тему: «Специфика самооценки старших  дошкольников из многодетных семей»

 

 

 

 

            Выполнила: Шерматова З.А.

группа: П1-09

           Принял: Добрынин А.Р.

 

 

 

 

 

 

ТАШКЕНТ – 2012

 

Содержание

Введение

Глава I. Специфика самооценки у старших дошкольников из многодетных семей. 

    1. Особенности социальной ситуации развития ребенка по порядку рождения.
    2. Самооценка - как психологическая категория.

1.2.1  Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания.

1.2.2  Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие.

1.3  Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста и особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

1.4  Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

                Глава II. Исследование специфику самооценки у старших дошкольников из многодетных семей и семей, где старший дошкольник является единственным ребенок.

                     2.1   Методическое обеспечение исследования.

           2.2   Анализ результатов исследования.

                Заключение.

                Список использованной литературы.

 

 

 

 

                                    

 

Введение

«Семейная любовь наиболее распространенное между людьми, и  наиболее прочное, поэтому, в смысле влияние на жизнь людей, самое  важное, и самое благоприятное  изо всех добрых чувств человека».1

Н.Г.Чернышевский.

В настоящее время, в Узбекистане,  проблема  благополучного психического развития и взаимоотношения детей в условиях семьи, в особенности в многодетных семьях приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики, направленной на  сохранение благополучного психического развития поколений. Существует множество критерий и условий благополучного психического развития поколения, и одним из них является актуальное личностное развитие ребенка. В развитии личности ребенка одну из основных и необходимых мест занимает самосознание, в котором центральное ядро занимает самооценка ребенка. Она также является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во много определяет жизненную позицию человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Сложность и многогранность личностных изменений в старшем  дошкольном возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности, и тенденция развития и  формирование ее у детей из многодетных семьях и семьях где ребенок является, единственным обуславливает актуальность изучения самооценки дошкольников и ее влияния на развития личности ребенка.

В современных условиях, многодетной принято считать  семью с трёмя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными и удочеренными)

Разные исследования психологов и практика педагогов показала, что  для ребенка лучше, если он в семье  не одинок, а окружен братьями и  сестрами, так как в этом случае у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. А также отмечается, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья  детей в семье, так как между ними может развиваться соперничество, негативные отношении друг к другу, последствие которых отрицательно влияет на личность ребенка.

Для ребёнка семья —  это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального  развития.

Объектом  исследования является специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей.

Предметом исследования является сходства и различия специфики самооценки старших дошкольников из многодетных семей и старших дошкольников из семьи, где они являются единственным ребенком.

Цель: Исследовать специфику самооценки у старших дошкольников из многодетных семей и семей, где ребенок является единственным

Исходя из этого задачами данной работы, является:

  1. На основе зарубежной и отечественной литературы изучить  понимание феноменов самооценки и личностного самоопределения в старшем дошкольном  возрасте.
  2. провести диагностическое исследование самооценки у старших дошкольников.
  3. По результатам исследования провести качественный и сравнительный анализ полученных данных.

Гипотеза: Различия между ситуаций развития дошкольника в семьях, где он является единственным ребенком и ситуацией развития дошкольника из многодетных семей обуславливают полярное распределение их самооценки.

Методологическая  основа. Данная работа опирается на синтез двух линий психологических исследований. Она вписывается в рамки возрастно-психологического подхода, который раскрывает закономерности и особенности развития личности старших дошкольников, а также основывается на общепсихологической теории, конкретно на опыте изучения проблемы самосознания и самооценки. Поэтому работа опирается как на труды отечественных классиков психологии развития: Л.C. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьев   так и на работы исследователей проблемы самооценки, самосознания и личности: Е.Т.Соколовой, И.С. Кона, Бранден Н. М. Розенберг и ряда других.

Центральными для исследования выступили положения концепции  М.И. Лисиной о самосознании как  о продукте общения, и положения  Л.С Выготского и его последователей (Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера, O.A. Карабановой и др.) о роли социальной ситуации в развитии личности ребенка.

Практическая  значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в дошкольном образовании, а также родителями для выявления тех характеристики системы представлений о себе у детей, динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения.

Новизна исследования. Несмотря на то, что многими авторами достаточно подробно освещены вопросы личности, однако в отношении старших дошкольников из многодетных семей и выявление специфики самооценки  и сравнительный анализ самооценки старших дошкольников в семье, где они, являются, единственным ребенком не были пока исследованы. Поэтому наше исследование является новым, где  было выявлено разница между спецификой самооценки старших дошкольников из многодетной семьи и старших дошкольников из семьи, где они, являются, единственным ребенком.

 

Глава I. Специфика самооценки у старших дошкольников из многодетных семей.

1.1 Особенности социальной ситуации развития ребенка по порядку рождения

Каждый член семьи видит семью и семейную ситуацию через призму своих индивидуальных особенностей. У мамы сформировано свое виденье о семье и жизни у папы свое, а у детей у каждого индивидуально формируются свои представления о семье, совместной жизни. Обуславливается все это тем, что они являются участниками разных жизненных обстоятельств, социальных ситуаций, разных культур, в том числе семейных культур, в частности родители. Ведь до создания семьи они, жили, родились, выросли, развивались абсолютно в разных условиях жизни, разной семье, а также у каждого из них в семье были разные роли, а после создания семьи эти роли становятся другими, т. е. задачи у них меняются и совершенно не могут сравниться друг с другом. И очевидно, что у каждого родителя будут свои представления о каждом ребенке, и свой образ этого ребенка. А также с учетом порядка рождения, каждый ребенок в семье развивается в несколько различных условиях. «Со временем вы сами меняетесь,  поэтому первый, второй и т. д. ребенок, придя в этот мир,  встречается с вами, но уже  несколько  другими. Более того,  сама семья, в которую приходят  дети, для каждого иная. Первый ребенок встречается только с вами, а второй общается и с вами, и со  старшей сестрой или братом; строить свое поведение,  ориентируясь не только на вас, но  и на  личность старшего.  Отличается и опыт, приобретаемый  в  семье. Старший  вначале  был единственным ребенком, центром жизни  семьи,  но впоследствии был свергнут с престола приходом  малыша.  Это  не  пережили  младшие  дети,  долгое  время находившиеся в роли малыша.

Средние  дети живут в еще  более сложном  мире семьи: сверху ограничены старшим,  снизу   -  младшим  ребенком.

Своеобразное   семейное   положение складывается у единственных  детей. Постоянно находящихся под  пристальным взглядом и опекой взрослых. Каждое из этих  положений вынуждает детей искать свой  способ  приспособления,  свое  место  под  солнцем,  что  способствует развитию такой личности,  которая отличается от личности других  детей в той же семье»2, Пишет Хоментаускас в своей книге «Семья глазами ребенка»

  Рассмотрим  все эти ситуации:   

Первый ребенок.

  Рождение ребенка  всегда являлось чудом природы,  которое никогда не перестает  удивлять родителей.

   Рождение первого  ребенка всегда несет собой  большую ответственность, внимания, осторожности, трепетную любовь  и восхищение родителей к нему, в том числе и чувства гордости  родителей к себе. Родители чувствуют  себя создателями, людьми, переступившими собственное бытие.

   Первый ребенок  пока он является в семье  единственным ребенком все чувства,  перечисленные выше, переживает  только сам, все они направлены  только на него и он чувствует  себя единственным, самым ценным  и значимым в жизни своих родителей, близких родных. Именно поэтому огромное влияние на развитие личности первого ребенка имеет рождение второго. Хотя для многих первенцев рождение второго ребенка не полностью неожиданность, так как, они следят за изменениями, которые происходят у мамы, слышат разговоры о будущем ребенке, удивленно рассматривают покупки для будущего ребенка, которые кажется ему очень маленькими. Рано или поздно на все вопросы, которые возникают у первенца, родителям приходится ответить. И правильно поступают те родители, которые объясняют первенцу, что скоро придет новый человек, который нуждается во внимании, ласки и любви и подчеркивают обязательную и важную роль первенца во всем этом.

   Однако очень важно  не переборщит “прелести” рождения  нового члена семьи, а стараться объяснить и обсудить с первенцем то, что новорожденный будит сначала беспомощным, поэтому требуется много внимания и заботы всех членов семьи, и только потом они подружится, и смогут играть вместе.

    Нужно всегда  помнить, что все первенцы чутко реагируют на изменения эмоционального баланса в семье. В результате чего поведение ребенка может поменяться в отрицательную сторону. И поэтому родители должны быть очень осторожными и внимательными по отношению эмоционального баланса в семье. Необходимо для этого, чтобы их отношения со старшим ребенком внешне не изменялось, в общении с ребенком должны оставаться те же “ритуалы любви”, к которым ребенок привык и, которые ему нравятся (вечерние игры, чтение сказок, телесный контакт матери с ребенком, беседы, прогулки и т. д.). Нужно избегать восхищения новорожденным в присутствии старшего ребенка. Спустя несколько месяцев первенец привыкнет, к необходимости делиться с мамой и папой с новым членом семьи и старший будит искать адекватные средства, чтоб привлечь внимания родителей к себе  - и найдет свое место в структуре семьи. А это и есть залог дальнейшего успешного развития ребенка, основа для образования положительных связей с новорожденным.

     Второй ребенок.

  Рождение второго  ребенка вызывает меньше тревоги родителей. Матери при беременности на второго ребенка гораздо меньше переживают, волнуются из-за различных мелочей, которые происходят в них. Такое состояние объясняется тем, что уже у родителей есть некоторый опыт со старшим ребенком, в памяти еще хранятся воспоминание о росте и развитии первенца. Большинство матерей описывают вторую беременность, говоря, что в этот раз было все качественно по иному, и весь этот период больше удовольствия и, что они могли больше жить своей привычной жизнью. А нам известно, что нервно-психическое состояние влияет на будущее развития, эмоционального состояния и поведения ребенка, следовательно, дети, у которых состояние матери при ее беременности протекало без тревожности, нервных стрессов, с положительными эмоциями, бывают спокойными, уравновешенными, менее тревожными.

   Однако  после появления на свет второго  ребенка, в поведении родителей  наблюдается меньшей эмоциональной  напряженности, неуверенности по  отношению к ребенку. Они значительно  меньше опекают, переживают за его самочувствия, правильности его развития и т. д. По ходу развития первого ребенка мамы становятся настоящими экспертами по ухаживанию, развитию ребенка и могут дать советы матерям которые ожидают первого своего ребенка. Хоментаускас Г. Т. в своей книге «семья глазами ребенка» пишет: «второй и следующий дети, сами, будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Можно сказать, что они имеют лучшую «стартовую площадку» для развития, чем первенец…»3

    Несмотря  на это второй ребенок в  своей семье встречается с  положительными и отрицательными  позициями. Его взаимодействие,  отношение со старшим ребенком, а также влияние и роль родителей  в этом процессе. 

   Рассмотрим  эти процессы:

Старший и младший ребенок.

   Чаще всего старший становится вожаком младшего, берет некую часть «образование» младшего на себя. Вследствие чего у младшего могут возникать чувства своего ничтожество, чувство неполноценности, неуверенности и понимает, что никогда не сможет сравниться со старшим.

    Чаще  всего у детей с разницей  в возрасте меньше 4 лет появляются  чувства конкурентности, и происходит  между ними «соревнование» за  внимание, любовь, уважение своих  родителей. Вследствие чего могут  наблюдаться различные неадекватные изменения в поведении детей,  в частности у младшего.

Информация о работе Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей