Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа направлена на изучение специфики самооценки у старших дошкольников из многодетных семей, а так же нами была проведена сравнительная работа по специфики самооценки у старших дошкольников из многодетной семье и старших дошкольников из семьи , где они являются единственным ребенком.

Содержание

Введение
Глава I. Специфика самооценки у старших дошкольников из многодетных семей.
Особенности социальной ситуации развития ребенка по порядку рождения.
Самооценка - как психологическая категория.
1.2.1 Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания.
1.2.2 Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие.
1.3 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста и особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
1.4 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Глава II. Исследование специфику самооценки у старших дошкольников из многодетных семей и семей, где старший дошкольник является единственным ребенок.
2.1 Методическое обеспечение исследования.
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 3 курс (Автосохраненный).doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

          Переменные

Имя

 

Я

 

Мама/Папа

 

Воспитательница

1.

Доно

7

7

7

2.

Сабина

7

6

5

3.

Мадина

6

6

4

4.

Мухаммадазиз

7

6

5

5.

Саид

3

3

5

6.

Марк

7

7

6

7.

Искандер

6

7

6

8.

Света

6

7

6

9.

Наргиза

6

7

6

10.

Виктория

6

6

6


 

Полученные  результаты можно изобразить графически.

График 1

Результаты  исследования самооценки по тесту «Лесенка»  старших дошкольников из многодетных  семей

По  данным графика 1 мы видим, что в 10/10 (100%) случаев дети оценивали себя («Я») максимально, и также в 10/10 (100%) случаев, по мнению детей, родители и воспитатели оценивают их на средние баллы.

График 2

 Результаты  исследования самооценки по тесту  «Лесенка» старших дошкольников в семьях, где они являются единственным ребенком.

 

По  данным графика 2 мы видим, что в 9/10 (90%) случаев, по мнению  детей, родители оценивают их на высокие баллы, и также в 9/10 случаев дети оценивают себя («Я») на высокие показатели самооценки, а, по мнению детей в случае 6/10, воспитатели оценивают их тоже на высокие баллы.  

    Вывод:

     Следовательно, на основе выше проработанных нами ряд теорий и полученным результатам исследований по методики «Лесенка», можно сделать вывод о том, что дети из многодетных семей в большинство случаев, переоценивают себя, это может свидетельствовать о деструктивной завышенной самооценке. А у детей в семье, где они, являются, единственным ребенком результаты дают основу делать вывод о том, что у них конструктивная самооценка, так как они оценивают себя адекватно в соответствии с оценками их близких.

 

Методика  «Шарики»

По  окончании проведения методики «Шарики», нами были получены следующие результаты.

Таблице 3.

Результаты  исследования самооценки по тесту «Шарики» старших дошкольников из многодетных семей.

          Переменные

Имя

 

Я

 

Мама/Папа

 

Друг

1.

Отабек

3

2

1

2.

Севинч

1

2

3

3.

Нилуфав

2

1

3

4.

Наргиза

3

2

1

5.

Рисолат

3

2

1

6.

Дилфуза

2

1

3

7.

Хумора

2

1

3

8.

Ильхом

2

3

1

9.

Александр

1

2

3

10.

Мафтуна

1

2

3


 

 

Таблице 4.

Результаты  исследования самооценки по тесту «Лесенка»  старших дошкольников в семьях, где  они являются единственным ребенком.

          Переменные

Имя

 

Я

 

Мама/Папа

 

Друг

1.

Отабек

2

3

1

2.

Севинч

3

2

1

3.

Нилуфав

1

3

2

4.

Наргиза

2

3

1

5.

Рисолат

1

2

3

6.

Дилфуза

1

3

2

7.

Хумора

2

3

1

8.

Ильхом

2

3

1

9.

Александр

2

3

1

10.

Мафтуна

2

3

1


 

Полученные  результаты можно изобразить графически.

График 3.

Результаты  исследования самооценки по тесту «Шарики» старших дошкольников из многодетных семей

По  полученным данным графика 3 мы видим, что в случае 6/10 (60%)дети оценили своих друзей на самые высокие балы, а в 6/10 (60%) случаев родителей и в 4/10 (40%) случаев себя («Я») они оценили на средние значения.

График 4.

 Результаты  исследования самооценки по тесту «Шарики» старших дошкольников в семьях, где они являются единственным ребенком.

По  полученным данным графика 4 мы видим, что в 8/10 (80%) случай дети оценили  своих родителей на высокие показатели, в 6/10 (60%) случай дети оценили себя («Я») на средние значения, и в 7/10 (70%) случай дети оценили своих друзей на низкие значения.

  Вывод: 

     Таким образом, по результатам исследования методики «Шарики» можно сделать вывод, что у старших дошкольников в семьях, где они, являются, единственным ребенком  прослеживается конструктивная самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

    Таким образом, проведя теоретические и практические исследования по теме «Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей», в соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:

  1. Мы выяснили, что самооценка детей старшего дошкольного возраста формируется под воздействием целого ряда новообразований, характерных данному возрасту. В частности у детей старшего дошкольного возраста развивается механизм эмоционального контроля, появляется иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, появляется способность к анализу, оцениванию и контролированию своих действий и поступков. А также, что самооценка – это знание человека самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственным умений, поступков, качеств и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение.

     Как было выяснено, самооценка бывает конструктивной и деструктивной, конструктивную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущение собственной ценности; а деструктивную самооценку можно представить, как негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности

Уделяя  особое внимание на различию между  спецификой самооценки детей из многодетных  семей и детей в семьях, где  они являются единственным ребенком, выяснили, что имеется  существенная разница между самооценкой детей из многодетных семьях и детей из семьях, где они являются единственным ребенком, а также проследили  полярное расположение их специфики самооценки.

  1. Для подтверждения вышеизложенного в данной курсовой работе были проведены диагностические исследования специфики самооценки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей и из семей, где старшие дошкольники являются единственным ребенком.

      Для исследования и для проведения сравнительного анализа между специфику самооценки старших дошкольников из многодетных семей и из семей, где старший дошкольник является единственным ребенком   в данной курсовой работе были подобраны и проведены следующие методики: на выявление самооценки детей – методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки; проективная методика «Шарики», демонстрирующая внутреннее представление ребенка о себе.

Анализ  результатов исследования показал, явное полярное расположение специфики  самооценки дошкольников из многодетных семей и старших дошкольников в семьях, где они являются единственным ребенком, однако, также, было получены, по результатам анализа данных методик,  расхождение в специфики самооценки детей из многодетных семей, т.е. в одном случай было выявлено деструктивная завышенная самооценка, а в другом случай деструктивная заниженная самооценка. Причиной такого расхождения может быть высокая предрасположенность детей этого возраста давать социально одобряемые ответы, либо, как было анализирована в теоретической части нашей работы, у этих детей не устойчивая деструктивная самооценка.

  1. Анализируя полученные нами результаты, выявленные в ходе практического исследования, следует отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования в основе своей подтвердилась, действительно различия между ситуаций развития дошкольника в семьях, где он является единственным ребенком и ситуацией развития дошкольника из многодетных семей обуславливают полярное распределение их самооценки.
  2. Для психологов и педагогов открываются новые пространства в области коррекции, как самооценки детей старшего дошкольного  возраста из многодетных семей, так и из семей, где старшие дошкольники являются единственным ребенком.

      Самооценка ребенка старшего  дошкольного возраста находится в стадии формирования и легко поддается коррекции. Выявленные нами в ходе исследования особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста можно использовать в консультационной практике.

 

Список  использованной литературы:

  1. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. – 396 с.
  2. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.
  3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. – 499с.
  4. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 289 с.
  5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка/Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. – 384с. ISBN5-89995-027-5.
  6. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2004. – 399 с.
  7. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2005. – 388 с.
  8. Марцинковская Т.Д. М.29. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1998. – 175 с. илл.
  9. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2000. – 395 с.
  10. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2006. – 470 с.
  11. Репина Т.А., Стеркина Р.В. Общение детей в детском саду и семье. - М., 2006. – 396 с.
  12. Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. – 278 с.
  13. Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. – С.86-99.
  14. Урунтаева Г.А. Афонкина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой – М.: Просвещение: Владос,1995. – 291с. – ISBN5-09-006457-1.
  15. Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Р18 Издательский Дом «БАХРАХ – М»,2003 ISBN 5-94648-016-2 Глава I Самосознание.
  16. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2004. – 384 с.

1Интернет сайт www. .psychology.su/ Журнал «психология»

2 Хоментаускас Г.Т «семья глазами ребенка»  - М.: Педагогика, 1989. - 160с.: ил. ISBN5-7155-0081-8 22ст.

3 Хоментаускас Г.Т «семья глазами ребенка» - М.: Педагогика, 1989. - 160с.: ил. ISBN5-7155-0081-8 39ст.

4 Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Р18 Издательский Дом «БАХРАХ – М»,2003 ISBN 5-94648-016-2 Глава I Самосознание 62 ст.

5 Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. – 396 ст.

6 Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под редакцией Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. 81 ст.

7  Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. 56ст.

8 Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии. 1979. № 2. С. 56. 37ст.

9 Марцинковская Т.Д. М.29. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1998. – 175 с. илл. 54-55ст.


Информация о работе Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей