Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа направлена на изучение специфики самооценки у старших дошкольников из многодетных семей, а так же нами была проведена сравнительная работа по специфики самооценки у старших дошкольников из многодетной семье и старших дошкольников из семьи , где они являются единственным ребенком.

Содержание

Введение
Глава I. Специфика самооценки у старших дошкольников из многодетных семей.
Особенности социальной ситуации развития ребенка по порядку рождения.
Самооценка - как психологическая категория.
1.2.1 Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания.
1.2.2 Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие.
1.3 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста и особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
1.4 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Глава II. Исследование специфику самооценки у старших дошкольников из многодетных семей и семей, где старший дошкольник является единственным ребенок.
2.1 Методическое обеспечение исследования.
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 3 курс (Автосохраненный).doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом  мы видим, что у каждого рожденного в семье ребенка есть своя обусловленная ситуация развития, которая совершенно не похоже с ситуацией развития его братьев и сестер.

 

1.2 Самооценка - как психологическая категория

1.2.1 Понятие самооценки и ее место  в структуре самосознания

Самооценка  – это оценка личностью самой  себя, своих возможностей, качеств  и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

   Самооценка связана с уровнем  притязаний человека, т.е. степенью  трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к формированию деструктивной самооценки, вследствие чего поведение личности становится неадекватным, – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д. Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

В работах  отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека – восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – преобразование путем воспитательного воздействия на личность.

Самооценка  – ценность, которая приписывается  индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Связи этим одно из определений самооценки дается в хрестоматии психологии самосознания: «Наши самооценки – это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности, и организует, структурирует новую информацию относительно данного аспекта «Я»»4.

Другое определение  самооценки предлагает Н. Бранден в  своей книге «Мощь самооценки».

«Самооценка – это:

1. Уверенность в своей способности  думать и справляться с жизненными  задачами.

2. Уверенность в своем праве  быть счастливым, чувство достоинства,  право на утверждение своих  потребностей и желаний и на  наслаждение плодами своих усилий»5.

Проанализировав вышеизложенные точки зрения, можно  сделать вывод, что самооценка есть возможность ощущать себя способным  справиться с жизненными задачами и  иметь право на счастье.

     В исследованиях, таким образом, обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой – соотношение самосознания и самооценки. Оба этих подхода к пониманию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь вскрывают сложность и многозначность ее как психического феномена. Как высказывались Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиная: «Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания, т. е. осознания человека самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе»6.

А самосознание в свою очередь - это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. «Самосознание выражается так же и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков. Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка»7.

Каковы  же непосредственно психологические  процессы и механизмы самосознания, благодаря которым формируются, поддерживаются и изменяются наши представления  о себе? Наиболее разработанная модель, предложенная М. Розенбергом, включает в себя ряд аспектов.

Компоненты  рефлексивного «Я», измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе).

Становление самооценки как механизма произвольной психической саморегуляции связано с усилением процессов самосознания и одновременно с их свертыванием, которое обеспечивается нарастанием автоматизма в их функционировании. Самооценка выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «образ Я» и «Я-концепция».

«Я-концепция» отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе, на котором они  функционируют как сложившаяся, иерархическая, организованная, относительно устойчивая система. Система, представляющая собой константный компонент самосознания, определяющий специфику восприятия личностью окружающего мира, ее общее отношение к себе.

Рефлексивные  действия играют особую роль в механизме становления самооценки. Именно рефлексия позволяет человеку наблюдать себя в свете собственных чувств, внутренне дифференцировать «Я» действующее, рассуждающее, оценивающее.

Из  выше изложенного следует, что высокий  уровень самооценки мы должны соотносить с наличием у субъекта умения обосновывать ее, актуализировать используемые средства ее обеспечения.

Выгодский Л.С. в книге «Проблема возраста» задается следующим вопросом, «по каким же психологическим законам конструируется когнитивная схема «самости»». Современная психология сводит их к четырем основным принципам:

  1. интериоризация, усвоение оценок других людей;
  2. социальное сравнение;
  3. самоатрибуция;
  4. смысловая интеграция жизненных переживаний.

Все выше изложенное имеет непосредственное отношение к самооценке как таковой  и в старшем дошкольном возрасте не накладывает на самооценку ребенка глубокого отпечатка, не затрудняют процесс ее изучения и формирования. Поэтому в этом возрасте влияние на развитие и становление самооценки наиболее эффективно.

1.2.2 Виды самооценки и факторы,  влияющие на ее развитие

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть конструктивной (реальной, объективной) и деструктивной. В свою очередь, деструктивная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.

При конструктивной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие люди могут правильно указать на свои плюсы и минусы.          Конструктивность самооценки непосредственно зависит от степени развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних стадиях развития самооценки. При деструктивной самооценке представления о себе не соответствуют действительности.

Деструктивная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.

Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе в  основном только хорошие, положительные  качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются сверстниками.

Конструктивная  и деструктивная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием каких либо факторов, нелегко поддается коррекции. Неустойчивая самооценка более динамична, ее можно изменять, корректировать. Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, следовательно, хорошо поддается коррекции, воздействию, благодаря чему расширяются возможности направленного формирования самооценки.

Самооценка тесно  связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется  в степени трудности целей  и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень  притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Уровень притязаний личности – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может быть частным – он относится к достижению в отдельных областях деятельности (спорт, музыка и т.д.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских или семейных отношениях и т.д.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами  – общение с окружающими и  собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их проба.

На развитие самооценки влияет большое количество факторов. Самым первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, нате оценки, которые они ему дают.

На самооценку ребенка  посещающего детское дошкольное учреждение начинают влиять и другие факторы. Внешние факторы подкрепляют  ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Уверенный ребенок  справляется с неудачами и трудностями. Ребенок с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается сомнениями. Для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Ребенок активно включается в общение с другими детьми, познает их, а через них и себя. Однако роль семьи в старшем дошкольном возрасте остается огромной.

Вторым фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с  возрастом конструктивность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

Третьим фактором, оказывающим большое влияние  на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина деструктивной самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.

Для ребенка  очень важно не просто общение, а  общение с взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития.

1.3 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста и особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.). Возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Старший дошкольный возраст – период активного  развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задает много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.п. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям, чем практическим. Детей привлекают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать.

Информация о работе Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей