Способы и правила разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

Проблема разрешения конфликтных ситуаций имеет огромное значение в жизни практически каждого человека. Сегодня тема данной работы приобретает свою актуальность еще и благодаря проекции ее не только на межличностные отношения, но и на межнациональные. Цель работы: определить сущность конфликтной ситуации и выявить наиболее эффективные способы ее преодоления. Задачи работы: - обозначить понятие конфликтной ситуации; - обозначить основные особенности конфликта; - выявить наиболее действенные способы преодоления конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие конфликтной ситуации………………………………………….5
Особенности конфликта…………………………………………………..7
Способы преодоления конфликтов, и разрешения конфликтных ситуаций………………………………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………....20

Вложенные файлы: 1 файл

к. раб конфликтология.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования 
"Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Кафедра «Реклама и связи с общественностью»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Конфликтология»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ___________

Кириллова Н.В. 

Проверил: __________________________                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2014 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

Понятие конфликтной ситуации………………………………………….5

Особенности конфликта…………………………………………………..7

Способы преодоления конфликтов, и разрешения конфликтных ситуаций………………………………………………………………………...11

Заключение………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современной жизни конфликт, к сожалению, является одним из неотъемлемых факторов человеческого существования, а соответственно частью нашей жизни. По сути, вся история человечества представляет собой историю конфликтов, кризисов, недопонимания и борьбы.

Конфликтные ситуации сопровождают нас с рождения. Они присутствуют в нашем отношении к самим  себе, во взаимоотношениях с близкими людьми, коллегами по работе. Мы наблюдаем  их возникновение и развитие в  коллективе, где учимся или работаем. Включая телевизор, мы получаем информацию о межнациональных конфликтах и  их разрешении.

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной  деятельности организации и плохого  управления. В наше время теоретики  и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые  конфликты даже в самой эффективной  организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять  конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования  в современном обществе столь  велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область  знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Проблема разрешения конфликтных  ситуаций имеет огромное значение в  жизни практически каждого человека. Сегодня тема данной работы приобретает свою актуальность еще и благодаря проекции ее не только на межличностные отношения, но и на межнациональные.

Цель работы: определить сущность конфликтной ситуации и выявить наиболее эффективные способы ее преодоления.

Задачи работы:

- обозначить понятие конфликтной ситуации;

- обозначить основные особенности конфликта;

- выявить наиболее действенные способы преодоления конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие конфликтной ситуации.

В 80-ые годы XX века на основе социологии и психологии возникла самостоятельная наука конфликтология. Ее основной задачей является разработка принципов и технологий управления конфликтами и конфликтными ситуациями.

Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их разрешения.

В идеале хороший руководитель должен не устранять конфликт, а  управлять им и эффективно его  использовать. И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании  его источников. В первую очередь  следует выяснить: это простой  спор, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей  людей или это конфликт, возникший  вследствие взаимной нетерпимости, психологической  несовместимости.

Жизненные ситуации, в которых  оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут  быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться  определенной духовной атмосферой и  тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным  размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими  другими факторами.

Обычно конфликту предшествуют две группы явлений: объективная  жизненная ситуация, в которой  находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны - люди, имеющие  определенные интересы и ценности.

В основе любого конфликта  лежит ситуация, включающая либо противоположные  позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Это так называемая конфликтная  ситуация. Она должна включать объекты  и субъекты возможного конфликта.

Чаще всего исследователи  под конфликтной ситуацией понимают «такое стечение обстоятельств, которое  объективно создает почву для  реального противоборства между  социальными субъектами». [1]

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя  интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и  желания, вследствие либо объективных  обстоятельств, либо случайности.

Аналогично и конфликтные  ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме  того, конфликтная ситуация может  создаваться намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но и без определенной цели, а  иногда и во вред себе. То же самое  относится и к инцидентуA.

В развитии каждого конфликта  можно фиксировать возникновение  новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое  изменение конфликтной ситуации приведет к прекращению данного  конфликта, а, возможно, и к началу нового.

Таким образом, конфликт может  быть функциональным, т.е. полезным для  членов трудового коллектива и организации  в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности конфликта.

В самом общем виде конфликт - это столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - «противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами». [2]

 Авторы словаря «Психология»  дают следующее определение: «Конфликт  (от латинского conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия». [3]

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его  с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что  его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

Такое отношение четко  прослеживается в трудах авторов, принадлежащих  к школе научного управления (Ф.У. Тейлор, Г. Ганнт), административной школе (А. Файоль, Д. Муни) и разделяющих концепцию бюрократии по М. Веберу.

Эти подходы к эффективности  организации в большой степени  опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных  лиц и разработку рациональной организационной  структуры. Считалось, что такие  механизмы в основном устранят условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для  решения возникающих проблем.

Авторы, принадлежащие к  школе «человеческих отношений» (М. Паркер Фоллет, Э. Мэйо), также были склонны считать, что конфликтов нужно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и различных групп руководителей. Однако они рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в  организациях с эффективным управлением  некоторые конфликты не только возможны, но даже желательны.

Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив  или проблем. Это делает процесс  принятия решений группой более  эффективным, дает людям возможность  выразить свои мысли и тем самым  удовлетворить личные потребности  в уважении и власти. Это также  может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных  точек зрения на эти документы  проходит до их фактического исполнения.

Структура конфликта как  совокупность необходимых и достаточных  элементов при одномоментном  статическом срезе, включает в себя:

1. конфликтную ситуацию;

2. проблему, которая включает  интересы, позиции и объект спора;

3. стратегию - способ поведения  участников конфликта;

4. инциденты - события, конкретная ситуация в которой проявились противоречия;

5. дополнительные сведения;

6. наличие нейтрального или третьего лица, например, медиатора, профессионального посредника в конфликте;

7. соотносительность сил, например, конфликт между ребенком и родителем.

Существует четыре типа конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ему «пару» за списывание. Часто такой конфликт переходит в межличностный.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями.

2. Межличностный конфликт  самый распространенный. Чаще всего  это борьба руководителя за  ограниченные ресурсы, рабочую  силу, финансы и т.п. Каждый  считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее  начальство выделить их именно  ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может  также проявляться и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

3. Конфликт между личностью  и группой. В связи с тем,  что производственные группы  устанавливают свои нормы поведения  и правила, случается, что ожидания  группы находятся в противоречии  с ожиданиями отдельной личности. Таким образом, между личностью  и группой появляется конфликт, если эта личность займет позицию,  отличающуюся от позиции группы.

4. Межгрупповой конфликт. Поскольку структурно организации  обычно состоят из множества  как формальных, так и неформальных  групп между группами могут  возникнуть конфликты.

По степени проявления конфликты бывают скрытые и открытые.

Скрытые конфликты затрагивают  обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но при нарастании эмоциональной напряженности конфликтная  ситуация выходит из-под контроля и превращается в открытый конфликт.

Как разновидность конфликта  выделяют и интриги. Под интригой понимается «намеренное нечестное  действие, выгодное инициатору, которое  вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб». [4]

Интриги, обычно, тщательно  продумываются и планируются, и  имеют свою сюжетную линию.

Рассматривая причины  конфликтов, нужно учесть, что в  определенных ситуациях источником возникновения конфликта является руководитель. Многие нежелательные  конфликты порождаются личностью  и действиями руководителя, особенно если он позволяет себе личные выпады, злопамятен и мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии.

Причинами конфликта могут  быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как  принципа управления, тщеславие, резкость и грубость в обращении с подчиненными.

Информация о работе Способы и правила разрешения конфликтов