Способы управления стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:04, реферат

Краткое описание

На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. Именно поэтому я считаю, что данная тема не может быть неактуальной, так как стресс – это часто встречаемое явление в жизни. Человек сталкивается со стрессом, хоть и не значительным, но буквально ежедневно. Мы живем среди людей и событий. Событие, может быть каким угодно – хорошим или плохим, но оно часто сопровождается стрессом. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

Содержание

Введение.
Глава 1. Природа стресса и причины его возникновения на рабочем месте.
1.1.Теоритические аспекты управления стрессовыми ситуациями.
1.2.Программы профилактики трудового стресса.
Глава 2. Способы борьбы со стрессом.
2.1. Релаксация.
2.2. Концентрация.
2.3. Ауторегуляция дыхания.
Заключение.
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

способы упарвления стрессом.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСТКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» 

Кафедра истории и экономической теории

Иванова Ирина Алексеевна 

«Способы управления стрессом» 

Реферат по психологии

Постернак Алины Викторовны

студента  2-го   курса (1 группа)

факультета  ветеринарно-санитарной экспертизы

очной формы  обучения 
 

Оценка:

«__________»______2011 г

_______баллов

Преподаватель:____________ 
 

Научный руководитель:

доктор  педагогических наук,

профессор кафедры истории

 и  экономической теории

Киселёва  Ольга Олеговна 

: 

Санкт-Петербург 2011

Содержание:

Введение.

Глава 1. Природа стресса и причины его возникновения на рабочем месте.

1.1.Теоритические аспекты управления стрессовыми ситуациями.

1.2.Программы профилактики трудового стресса.

  Глава 2. Способы борьбы со стрессом.

2.1. Релаксация.

2.2. Концентрация.

2.3. Ауторегуляция дыхания.

 Заключение.

  Литература

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     На  пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. Именно поэтому я считаю, что данная тема не может быть неактуальной, так как стресс – это часто встречаемое явление в жизни. Человек сталкивается со стрессом, хоть и не значительным, но буквально ежедневно. Мы живем среди людей и событий. Событие, может быть каким угодно – хорошим или плохим, но оно часто сопровождается стрессом. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

Целью реферата является, рассмотрение стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучению способов борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов. Как использовать стресс надлежащим образом.

Предмет исследования – стрессовые ситуации.

Чрезмерный  стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума.

     Однако  это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим  инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные  механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации  организма к любым изменениям в окружающей нас среде. 

     В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических  основ стресса и выяснение  механизмов его возникновения и  развития. Стресс вызывает изменения  физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки  нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных  сторон стресса, их адекватное использование  или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием  условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной. Распространение в обыденной  жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами  проблемы стресса.

     Задачами  работы являются:

     – изучить природу стресса;

     – причины стресса и как управлять стрессовыми ситуациями (собой, другими);

     – исследовать способы управления стрессовыми ситуациями.

 

     

    Глава 1. Природа стресса и  причины его возникновения  на рабочем месте.

         Стресс (от англ. «stress» – «туго натянуть») – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

          К примеру, индивидуум испытывает стресс из-за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема, и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс  обычное и часто встречающееся  явление (повышенная раздражительность  или бессонница перед ответственным  событием и т.п.). Незначительные стрессы  неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов.

     В этой связи важно научиться различать  допустимую степень стресса и  слишком сильный стресс. Нулевой  стресс невозможен.

     Психологические проявления – раздражительность, потеря аппетита, депрессия. 
 
 
 
 
 
 

Стрессы возникают под действием стрессоров – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Можно привести следующую классификацию стрессоров:

     1) По характеру:

     а) физиологические (это экстремальные  воздействия внешней среды –  неприемлемые для организма уровень  температуры, освещения, давления, болевые  ощущения, непосильная физическая нагрузка и пр.);

     б) психологические (психологическое  напряжение, отрицательные эмоции, конфликтные ситуации и пр.).

     2) По содержанию:

     а) организационные (перегрузка или недогрузка работника, конфликт или неопределенность ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью и пр.);

     б) личностные (события личной жизни  негативного или позитивного  характера).

     3) По источнику:

     а) внешние (находятся за пределами  организации – международные  события, экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы, напряженность в обществе и пр.);

     б) внутренние (связаны с организацией и самим работником – несовершенные  организационная структура и  стиль управления, специфическое  восприятие, различия в опыте и  пр.).

     4) По специфике воздействия:

     а) общие (характерны для типичных ситуаций – хронические, часто повторяющиеся  проблемы);

     б) специфические (связанны с особенностями  личности, ситуации). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модель  стрессовой реакции. 
 

    1. Теоретические аспекты управления стрессовыми  ситуациями
 

     Люди, страдающие от чрезмерного стресса  на работе, могут попытаться применить  следующие методы.

     Как управлять собой:

     – Разработать систему приоритетов в своей работе. Оценить свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

     – Научиться говорить «нет», когда достигнут предел, после которого вам уже нельзя взять на себя больше работы. Объяснять своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем описывать конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу отложить до завершения нового задания.

     – «Налаживать особенно эффективные и надежные отношения с вашим боссом. Понимать его проблемы и помогать ему понять ваши.

     – Не соглашаться с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объяснять, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимать обвинительно-агрессивную позицию; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

     – Сообщайте своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны . Скажите, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

     – Обсуждать чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своими руководителем.

     – «Находить каждый день время для отключения и отдыха. Как утверждали Томас Холмс и Ричард Раэ: закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Программы профилактики трудового стресса

 

     На  сегодняшний день существует несколько  моделей построения программ профилактики трудового стресса. Основная их задача состоит в сокращении числа существующих производственных стрессоров и / или помощи работникам в преодолении последствий воздействия данных явлений.

     Большинство моделей базируется на идее динамического  комплекса, состоящего из: психодиагностики, аудита, профилактических мероприятий  и психологической интервензии для преодоления последствий воздействия стресса.

     Группы стратегий управления трудовыми стрессами:

     – первичные вмешательства, нацеленные на организацию;

     – вторичные и третичные вмешательства, нацеленные на работников.

     Первичные вмешательства заключаются в  организационных преобразованиях  и перепроектировании работ для преодоления трудовых стрессоров. Примером данного вида вмешательств может быть создание автономных самоуправляемых рабочих команд, ротация работников, оптимизация рабочих заданий, ограничение объема работы и продолжительности рабочего дня, улучшение условий труда.

     Целью вторичных вмешательств является повышение  способности работников справляться  с причинами и симптомами трудового  стресса. Примерами вторичных вмешательств могут служить тренировки по релаксации, обучение медитации, аутогенной тренировке, базовый тренинг коммуникативной  компетентности, обучение управлению временем. 

     Третичные вмешательства необходимо применять, когда работники находятся в  третьей стадии развития трудового  стресса. Как правило, такие вмешательства  заключаются в консультационных беседах с целью изменения  их восприятия работы, модели поведения; обучении управлению эмоциями и расширении навыков преодоления стресса.

     Выбору  подходящих форм вмешательства на конкретном рабочем месте должен предшествовать анализ проблем, связанных с профессиональным стрессом. Однако существуют и общие  рекомендации.

     Первичные вмешательства оказываются наиболее эффективными, когда работники подвергаются воздействию стрессоров, имеющих  общие источники, и / или нуждаются в одинаковых ресурсах для преодоления стресса, при этом сам источник стресса сравнительно легко устраним, а ресурсы, необходимые для преодоления стрессов, сравнительно легкодоступны.

     Если  же работа по своему содержанию стрессогенна, то вторичные вмешательства становятся более эффективными.

     Третичные вмешательства применяются, когда  наблюдаются острые симптомы стрессовой реакции хотя бы у части персонала  или после окончания воздействия  сильного стрессогенного события (например, авария с летальным исходом). 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Способы управления стрессом