Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении физиологической диагностики готовности детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
• Изучить разработанность проблемы в литературе.
• Проанализировать основные понятия и психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к школе.
• Рассмотреть критерии физиологической готовности к обучению в школе.
• Охарактеризовать физиологическую неготовность к школе и особенности ее диагностики.
Введение 3
Глава 1 Понятие готовности обучения к школе 5
Глава 2 Методы для исследования 12
Список использованной литературы 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра педагогики и психологии |
|||||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
|||||||||||||||||||||
Шиловская Татьяна Александровна |
|||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) |
|||||||||||||||||||||
Филиал в г. Коряжме |
курс |
5 |
группа |
52 |
|||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА |
|||||||||||||||||||||
По дисциплине |
Психология |
||||||||||||||||||||
На тему |
Сравнительный анализ физиологической готовности детей к обучению в школе у 6-7 летних детей |
||||||||||||||||||||
(наименование темы) |
|||||||||||||||||||||
Отметка о зачёте |
|||||||||||||||||||||
(дата) |
|||||||||||||||||||||
Руководитель |
к.п.н. |
О.А. Капина |
|||||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(и.,о., фамилия) |
|||||||||||||||||||
(дата) |
|||||||||||||||||||||
Коряжма |
|||||||||||||||||||||
2013 |
Содержание
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Школьная жизнь принципиально отличается от той, которой жил старший дошкольник до поступления в школу. В современной литературе неправомерно сужают проблему готовности к школе, сводя ее, в основном, к возможности освоения учебной деятельности.
Поступление в школу рассматривается как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье в такой же степени, как поступление в вуз или создание семьи.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.
Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.
Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Высокие требования жизни к организации
воспитания и обучения заставляют искать
новые, более эффективные психолого-
Цель работы состоит в изучении физиологической диагностики готовности детей к школьному обучению.
Объектом исследования является физиологическая готовность детей к школьному обучению.
Предметом исследования
являются особенности и диагностика физи
Задачи исследования:
Вопросы физиологической готовности к обучению в школе рассматриваются в трудах таких педагогов, психологов, как: Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, и др.
В зарубежных исследованиях проблема физиологической готовности отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер (1936), А. Керн (1954); С. Штребел (1957); Я. Йирасел (1970) и др.).
Структура работы: Работа состоит из введения, основной части разделенной на две главы, заключения, списка использованных источников, приложений.
Готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень физического и умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют физиологическую, психологическую и социальную или личностную готовность ребенка к обучению в школе.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и так далее. [2, с.11]
В педагогическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. [10, с.101]
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. [2, с.10]
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса. [4, с.7]
У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой. [4, с.7]
Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.
Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. [10, с.101]
Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности. [6, с.337]
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
В медицинской карте
будущих первоклассников
С точки зрения психического
развития, эти дети соответствуют
норме и должны обучаться в
обычной школе. При благоприятных
условиях функциональные и минимальные
органические нарушения нервной
системы с возрастом могут комп
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.
Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.
Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе: [11, с.27]
При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний. [11, с.28]