Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении физиологической диагностики готовности детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
• Изучить разработанность проблемы в литературе.
• Проанализировать основные понятия и психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к школе.
• Рассмотреть критерии физиологической готовности к обучению в школе.
• Охарактеризовать физиологическую неготовность к школе и особенности ее диагностики.
Введение 3
Глава 1 Понятие готовности обучения к школе 5
Глава 2 Методы для исследования 12
Список использованной литературы 27
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Задание 2.
Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы.
«Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».
Если ребенок умеет писать буквы, то для выполнения данного задания напишите предложение латинскими буквами.
Результат.
1 балл – срисованную
ребенком фразу можно
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.
3 балла – буквы
должны быть разделены не
4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
5 баллов – каракули.
Задание 3.
"Здесь нарисованы
точки. Попробуй сам также
Результат.
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла – возможно
незначительное нарушение
3 балла – группа
точек отдаленно напоминает
4 балла – точки
расположены кучно, их группа
может напоминать любую
5 баллов – каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.
Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.
6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
8-9 баллов – уровень
готовности к школе ниже
Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.
Первоначальное исследование группы дошкольников по выбранным тестам проводилось в начале апреля 2012 года.
Результаты проведенной диагностики были занесены в нижеприведенную таблицу:
Таблица 1 Результаты первичной диагностики «школьной зрелости»
Фамилия, имя ребёнка |
Результаты по тесту «Выраженность синкинезий» |
Рез по К-И, балл |
Общий вывод | ||||
возраст |
Кол-во синкинезий |
1 |
2 |
3 |
Итого | ||
Иванов |
6л. 11м. |
10 |
2 |
3 |
2 |
7 |
Средний уровень развития |
По результатам проведенной диагностики выяснилось, что мелкая моторика средне развита у 50%. Высокий уровень развития наблюдается у 10% детей, а низкий у 40%.
Для развития мышц кисти
и укрепления физического состояния
детей в программу
Гимнастика для пальцев
Задача этих упражнений — укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.
Гребешок (Рис.2)
Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень (а).
Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки (б).
Рис. 2. Гребешок
Рис. 3. Царапка
Царапка (Рис.3)
Раз — поджать подушечки
пальцев и верхней части
Два — быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: «Мяу!» (б).
Рис. 4. Лесенка
Лесенка (Рис.4)
Ноготь большого пальца левой руки кладется на подушечку большого пальца, правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него — указательный левый — еще две ступеньки готовы (а).
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот лесенка и построена (б)
Гонки многоножек (Рис.5)
Руки ставятся на край стола или парты на кончики пальцев, превращая их в пятилапых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок, но прыгать нельзя. Чья многоножка добежит скорее?
Рис. 5. Гонки многоножек Рис. 6. Гонки слонов
Гонки слонов (Рис.6)
Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом стола слону строго запрещается. Когда движения слона будут освоены для ведущей руки, можно выпустить на простор и второго слона — вторую руку.
Методика Т.В.Фадеевой
Упражнение 1
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2
Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежит десять-
Упражнение 4
Учащиеся зажимают ручку
вторыми фалангами
Упражнение 5
Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и позвоночника
Выполняются по 10-12 за занятие. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз, затем количество повторений постепенно увеличивается до 10-12.
Все упражнения выполняются в спокойном темпе. Дыхание произвольное, равномерное. Перед началом и после окончания упражнений — ходьба 1-2 мин.
1. Исходное положение
(И. п.) — лежа на спине. Голова,
туловище, ноги составляют прямую
линию, руки прижаты к
2. И. п. — то же.
Поочередно согнуть и
3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.
4. И. п. — лежа
на животе. Подбородок на тыльной
поверхности кистей, положенных
друг на друга. Приподнять
5. И. п. — то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.
6. И. п. — лежа
на правом боку, правая рука
под щекой, левая на поясе.
Удерживая тело в этом
7. И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поднимать прямые ноги вверх.
8. И. п. — то же. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины и головы.
9. И. и. — то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.
10. И. п. — лежа на животе, подбородок — на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги. Вернуться в и. п. (упражнение «Рыбка»).
11. И. п. — лежа на спине выполнить упражнение «Велосипед».
12. И. п. — лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать на весу на 3-4 счета, медленно опустить их в и. п.
13. И. п. — то же, на левом боку.
14. И. п. — сидя, ноги
согнуты. Захватить пальцами
15. И. п. — сидя, согнутые стопы поставлены параллельно. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
16. И. п. — стоя, стопы
расставлены параллельно на
17. И. п. — стоя. Полуприседания и приседания на носках. Руки — в стороны, вверх, вперед.
18. Ходьба на носках, на наружных, на внутренних краях стопы, на пятках.
19. И. п. — сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8-10 раз.
20. И. п. — сидя на полу, колени согнуты (под углом 30°). Потрясти ногами в стороны.
21. И. п.— лежа на спине. Горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами (упражнение «Ножницы»).
22. И. п. — стоя. Завести
одну руку за голову, другую
— за лопатки, встречными
23. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз, на выдохе опуститься в и.п. (упражнение «полумостик»).
24. И. п. — сидя
на стуле. Катать мяч (
25. И. п. — то же. Катать круглую палку двумя ногами.
Повторная диагностика группы дошкольников проводилось в начале июня 2012 года.
Результаты проведенной диагностики были занесены в нижеприведенную таблицу:
Таблица 2 Результаты повторной
диагностики «школьной зрелости
Фамилия, имя ребёнка |
Результаты по тесту «Выраженность синкинезий» |
Рез по К-И, балл |
Общий вывод | ||||
возраст |
Кол-во синкинезий |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Итого | ||
Иванов |
7л. |
8 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Высокий уровень развития |
По результатам повторной диагностики выяснилось, что уровень развития мелкой моторики всей группы вырос на 25%. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 20% и сотавило 30%, доля детей со средним уровнем развития составила 60%, а с низким уменьшилась до 10%.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о действенности выбранного комплекса упражнений на развитие мышц кисти и подготовки детской руки к письму.
Заключение
Готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, основополагающей базой для которой является достаточный уровень физиологического развития ребенка, являющийся наиболее важной предпосылкой для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.