Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:09, курсовая работа
Цель исследования: изучение и использование психогимнастики как средства преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: личностная тревожность у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: психогимнастика как средство преодоления личностной тревожности. Гипотеза исследования: Психогимнастика является эффективным средством преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задания:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Продиагностировать уровень тревожности у воспитанников.
Провести курс психогимнастики по методике Алябьевой, и выявить ее влияние на уровень тревожности воспитанников.
Сделать выводы по проведенному исследованию.
Введение………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема ситуативной тревожности в психологии……………………5
1.2. Особенности ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….13
1.3. Понятие о психогимнастике как средстве регуляции эмоционального состояния детей……………………………………………………………………22
Вывод по главе I………………………………………………………………27
Глава II Психогимнастика, как средство преодоления высокого уровня личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Цель, задачи, методика эксперимента………………………………….28
2.2. Уровни ситуативной тревожности в старшей группе…………………30
2.3. Рекомендации педагогам ДОУ по использованию психогимнастики как средства снижения ситуативной тревожности…………………………………...35
Вывод по главе II………………………………………………….39
Выводы………………………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………42
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
Северодвинский филиал
Факультет педагогики и психологии
Специальность 050703 – Дошкольная педагогика и психология
Средство снижения ситуативной тревожности в работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики.
Содержание
Введение………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема ситуативной тревожности в психологии……………………5
1.2. Особенности
ситуативной тревожности у
1.3. Понятие о психогимнастике как средстве
регуляции эмоционального состояния детей…………………………………………………………………
Вывод по главе I………………………………………………………………27
Глава II Психогимнастика, как средство преодоления высокого уровня личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Цель, задачи, методика эксперимента………………………………….28
2.2. Уровни ситуативной тревожности в старшей группе…………………30
2.3. Рекомендации педагогам ДОУ по использованию психогимнастики как средства снижения ситуативной тревожности…………………………………...35
Вывод по главе II………………………………………………….39
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся
повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Возникновение и закрепление
тревожности связано с
Тревожность имеет
ярко выраженную возрастную
“возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
В данные “возрастные
пики тревожности” тревожность
выступает как
Для того чтобы обеспечить нормальное развитие детей и помочь в адаптации к социуму, развивать произвольность психической саморегуляции, привести в норму уровень тревожности введен курс психогимнастики (20 часов). Дети старшей и подготовительной группы посещают этот курс. Дети с удовольствием ходят на занятия, играют, рассказывают о своих переживаниях, помогают друг другу. Но влияет ли психогимнастика на ситуативную тревожность детей? Можно или нет с помощью психогимнастики снижать уровень ситуативной тревожности?
Снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики и посвящено данное исследование, в котором раскрывается сущность ситуативной тревожности, сущность психогимнастики, как метода, влияющего на тревожность воспитанников детского сада.
Цель исследования: изучение и использование психогимнастики как средства преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личностная тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
психогимнастика как средство
преодоления личностной
Гипотеза исследования:
Психогимнастика является
Для достижения поставленной
цели и проверки выдвинутой
гипотезы исследования были
1. Проанализировать
и систематизировать
2. Продиагностировать уровень тревожности у воспитанников.
3. Провести курс психогимнастики по методике Алябьевой, и выявить ее влияние на уровень тревожности воспитанников.
4. Сделать выводы по проведенному исследованию.
Методы исследования:
1. Аналитический.
2. Тесты.
3. Наблюдения.
ТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОБЛЕМА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Авторы книги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом(школой).
2. Неадекватными требованиями (чаще
всего, завышенными). Например, родители
неоднократно повторяют
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность
сконцентрироваться на чем-
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению
3. Снятие мышечного напряжения.
Понятие страха, тревожности разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «тревожность – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342].
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует тревожность как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Тревожность обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций».
Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [13, с.218].
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [5, с.305].
Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, c.165].
Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [17, c.570].