Средство снижения ситуативной тревожности в работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и использование психогимнастики как средства преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: личностная тревожность у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: психогимнастика как средство преодоления личностной тревожности. Гипотеза исследования: Психогимнастика является эффективным средством преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задания:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Продиагностировать уровень тревожности у воспитанников.
Провести курс психогимнастики по методике Алябьевой, и выявить ее влияние на уровень тревожности воспитанников.
Сделать выводы по проведенному исследованию.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема ситуативной тревожности в психологии……………………5
1.2. Особенности ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….13
1.3. Понятие о психогимнастике как средстве регуляции эмоционального состояния детей……………………………………………………………………22
Вывод по главе I………………………………………………………………27
Глава II Психогимнастика, как средство преодоления высокого уровня личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Цель, задачи, методика эксперимента………………………………….28
2.2. Уровни ситуативной тревожности в старшей группе…………………30
2.3. Рекомендации педагогам ДОУ по использованию психогимнастики как средства снижения ситуативной тревожности…………………………………...35
Вывод по главе II………………………………………………….39
Выводы………………………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_6_kurs.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

В детском возрасте способность подчинять свою жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции поведения у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка близко к образу. Понимание общих механизмов психофизической регуляции организма дает возможность воздействовать на развитие детской психики не извне, а изнутри. Метод психогимнастики, разработанный Г.Бардиер, И.Ромазан и Т.Чередниковой, опирается на представления о механизмах психофизической саморегуляции, законах их формирования в онтогенезе, их взаимообусловленности и внутренних связях. Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизиологическом единстве деятельности организма как целостной системы (П.К.Анохин). Это единство означает, что изменение в деятельности какого-либо элемента системы вызывает изменения в работе других ее звеньев. Понимая, как работает этот механизм, можно сознательно влиять на деятельность менее произвольных психических функций, используя те, которые подвластны волевому контролю. Процессу саморегуляции можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах. Таким образом психогимнастика способствует развитию:

- двигательной сферы (умение произвольно  направлять свое внимание на  мышцы, участвующие в движении; умение различать и сравнивать мышечные ощущения; умение определять характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость и др.) и характер движений, сопровождаемый этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм);

- эмоциональной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и др.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции, которые испытывают окружающие;

- сфера общения (умение улавливать, понимать и различать эмоциональные  состояния других людей; умение  сопереживать; умение отвечать адекватными чувствами);

- поведение (умение определять  конкретные цели своих поступков; умение искать и находить средства  достижения этих целей; умение  проверять эффективность выбранных  путей, правильность выбора опытом  чувств в аналогичных ситуациях; умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков; умение брать на себя ответственность). [18:182]

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I

    Повышенная тревожность в старшем дошкольном возрасте – это естественное явление. В этом возрасте можно повлиять на самооценку, интерес, активность ребенка и на взаимоотношения  в группе. Повышенная тревожность не устойчивая и вызвана многими факторами. Для того чтобы снизить ситуативную тревожность ребенка, необходимо использовать различные методы и приемы.

Изучив особенности старшего дошкольного возраста (физиологические и психические), можно сделать вывод о том, что ребенок становится личностью, у него формируются зачатки мировоззрения и это играет огромную роль при дальнейшем развитии.

В то же время организм развивается, растет и  нужно удовлетворять двигательную активность ребенка, развивая и способствуя дальнейшему развитию.

При общении со сверстниками  большинство ребят стараются быть первыми лучшими, а некоторые дети стараются быть незаметными, избегать конфликтов.

Старший дошкольник еще и переживает кризис 6-7 лет, со всеми присущими кризису трудностями.

Значит, старший дошкольный возраст это период бурного развития, как физического, так и психического. Ребенку трудно адаптироваться к социуму и научиться быть «взрослым», так как в этом возрасте ребенок учится вести себя «правильно», соблюдать правила принятые в социуме. Также ребенок учится оценивать свои поступки, поведение, работу, сравнивая и анализируя.

Ребенку, для нормального дальнейшего развития, необходима помощь, которая будет ненавязчива и интересна. Такой помощью может быть курс психогимнастики, который основан на ведущей деятельности детей (играх), где взрослый «не над, а рядом», направляет деятельность, принимая активное участие, играя  и разговаривая с детьми; где ребенок рассказывает о своих чувствах и переживаниях; узнает много нового и интересного, учится общаться и хорошим манерам поведения; учится анализировать и делать выводы; учится предвидеть результат своих действий; учится понимать не только свои переживания, но и чувства и переживания других людей.

       Таким образом  можно сделать вывод о том, что психогимнастика может повлиять  на приобщение ребенка к социуму и может тем самым повлиять на повышенный уровень ситуативной тревожности воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОГИМНАСТИКА, КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ЛИЧНОСНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

 

  Начиная с 2006 года в МОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа» в подготовительной группе детского сада проводится курс психогимнастики по методике Е.А.Алябьевой. Курс состоит из 20 часов. Занятия проводятся два раза в неделю, на которых дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой; учатся выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния, связанные с переживаниями телесных и психических состояния.

Психогимнастика проводилась с марта по май в подготовительной группе детского сада, всего 14 человек воспитанников.

Цель психогимнастики: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой, их моральная оценка; коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций; снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение. Задачи и содержание структурных элементов психогимнастики приводятся в Приложении 1, также в приложении отражено и тематическое планирование курса.

Таким образом, встает вопрос, можно или нет с помощью психогимнастики повлиять на уровень ситуативной тревожности у воспитанников? Попытаемся это изучить. Мы предполагаем, что проведя курс психогимнастики в группе детей старшего дошкольного возраста высокий уровень тревожности снизится и отношения станут более доброжелательными.

Цель эксперимента: доказать или опровергнуть гипотезу: психогимнастика способствует снижению повышенного уровня ситуативной тревожности воспитанников в подготовительной группе детского сада.

Задачи эксперимента: 1) Продиагностировать воспитанников на наличие повышенной ситуативной тревожности до и после курса психогимнастики; 2)  Сравнить полученные характеристики; 3) Сделать вывод о влиянии психогимнастики на тревожность; 4) Разработать рекомендации педагогам для работы с детьми с повышенным уровнем тревожности.

Для диагностики уровня ситуативной тревожности используем методики:

      1. Тест Тэммл Дорки Амен, в котором ребенку дается 14 изображений ребенка в различных ситуациях, но у ребенка не нарисовано лицо. Под картинкой изображено грустное и веселое лицо ребенка. Воспитаннику предлагается выбрать, какое бы он нарисовал лицо: грустное или веселое. Затем подсчитываются баллы и определяется уровень тревожности.
      2. «Рисунок несуществующего животного» в обработке А.А.Романовой. Ребенку дается лист формата А 4 и предлагается нарисовать животное, которое не существует, назвать животное. Изучается размер рисунка, положение на листе, цвета, характер линий.

Инструкция: «придумайте и назовите несуществующее животное. Назовите его несуществующим названием».

     Расшифровка теста

     Положение рисунка  на листе

     1. Левая сторона и низ листа – связанные с отрицательно окрашенными

эмоциями (депрессия, неуверенность, пассивность).

     2. Положение рисунка  в нижней части лица – неуверенность  в себе, низкая 

самооценка, подавленность, нерешительность.

     Центральная смысловая часть фигуры

     1. Голова повернута  влево – нерешительность, страх, боязнь активных 

действий;

     2. Большие глаза –  страх;

     3. Рот округлой формы  говорит о боязливости и тревожности.

     Несущая опорная часть  фигуры. Части возвышающиеся над  уровнем фигуры.

Хвосты.

     1. Движение хвоста  вниз – недовольство собой, подавленность.

     2. Контур фигуры: если  есть затемнение фигуры, запачкивание  контурной 

линии - страх, тревожность.

                    3. Животное представитель самого рисующего.

 

      1. Наблюдаемые признаки тревожности: наблюдение за детьми, 

                      беседы с воспитателем.

    

       

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОВНИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 

Диагностики ситуативной тревожности проводились до и после курса психогимнастики на одной группе детей.

Общая характеристика группы. Курс психогимнастики посещали 14 человек старшей группы детского сада «Ромашка», из них 8 девочек и 6 мальчиков. Есть часто болеющие дети: это…. Они занятия посещали нерегулярно. Остальные воспитанники присутствовали на всех занятиях. Также не все дети из благополучных семей: есть неполные семьи:…. Большая часть детей – единственные в семье.

В группе ребята в таком составе 2 года. По наблюдениям можно говорить о том, что ребята умеют общаться и играть вместе. Инициатором чаще всего в группе бывает…. Если …нет, то ребятам трудно начать игру самим. Чаще играют мини группами по 2-3 человека. Любят драться, отбирать игрушки, мешать ребятам …

 

Таблица 1.            Особенности детей подготовительной группы

Ф.И. ребенка

До курса психогимнастики

После курса психогимнастики

1

 

Медленно, но аккуратно выполняет задания, рассудитель-ный, неконфликтный.

Медленно, но аккуратно выполняет задания, рассудитель-ный, неконфликтный.

2

 

Часто играет одна с куклой, любит настольные игры, ябедничает воспитателю и родителям.

Чаще стала играть с ребятами, реже жалуется.

3

 

Спокойный, медлительный, неконфликтный.

Спокойный, медлительный, неконфликтный.

4

 

Любит танцевать, петь, быть в центре внимания, часто обращается к воспитателю.

Любит танцевать, петь, быть в центре внимания, обращения к воспитателю только по мере необходимости.

5

 

Активная, плохо развита речь, стеснительна.

Активная, плохо развита речь, играет вместе в ребятами.

6

 

Непоседа, часто и быстро отвлекается, любит подвижные игры, чаще играет с мальчиками.

Непоседа, часто и быстро отвлекается, любит подвижные игры, чаще играет с мальчиками.

7

 

Активная, отзывчивая, неконфликтная.

Активная, отзывчивая, неконфликтная.

8

 

Активный, любит настольные игры, неконфликтный.

Активный, любит настольные игры, неконфликтный.

9

 

Активный, часто дерется, толкает девочек, отбирает игрушки.

Активный, конфликты стали реже.

10

 

Активная, отзывчивая,  спокойная, неконфликтная.

Активная, отзывчивая,  спокойная, неконфликтная.

11

 

Непоседа, часто и быстро отвлекается, любит подвижные игры.

Непоседа, часто и быстро отвлекается, любит подвижные игры.

12

 

Активный, любит конструировать, часто жалуется воспитателю и родителям.

Активный, любит конструировать, жалобы стали реже.

13

 

Активная, веселая, организатор игр.

Активная, веселая, организатор игр.

14

 

Активный, часто дерется, толкает девочек, отбирает игрушки.

Активный, конфликты стали реже.


 

В группе есть и спокойные и очень активные ребята. Проблемы в группе: драки, жалобы, стеснительность детей. Есть ребята, которые предпочитают одиночные игры коллективным, чаще бывают одни в свободное время. После курса психогимнастики отношения стали более ровными, ребята стали больше общаться друг с другом, играть договариваясь.

 

Результаты диагностики на наличие повышенного уровня тревожности показали следующее:

Таблица 2.            Результаты  теста Тэммл Дорки Амен.

   

До курса психогимнастики

После курса психогимнастики

Ф.И. ребенка

Кол-во

баллов

Уровень тревожности

Ко-во баллов

Уровень тревожности

1

 

8

средний

7

средний

2

 

9

высокий

7

средний

3

 

7

средний

7

средний

4

 

12

высокий

10

высокий

5

 

9

высокий

8

средний

6

 

9

высокий

7

средний

7

 

6

средний

7

средний

8

 

5

средний

6

средний

9

 

9

высокий

8

высокий

10

 

7

средний

7

средний

11

 

6

средний

6

средний

12

 

10

высокий

9

высокий

13

 

10

высокий

8

средний

14

 

9

высокий

7

средний

Информация о работе Средство снижения ситуативной тревожности в работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики