Средство снижения ситуативной тревожности в работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и использование психогимнастики как средства преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: личностная тревожность у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: психогимнастика как средство преодоления личностной тревожности. Гипотеза исследования: Психогимнастика является эффективным средством преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задания:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Продиагностировать уровень тревожности у воспитанников.
Провести курс психогимнастики по методике Алябьевой, и выявить ее влияние на уровень тревожности воспитанников.
Сделать выводы по проведенному исследованию.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема ситуативной тревожности в психологии……………………5
1.2. Особенности ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….13
1.3. Понятие о психогимнастике как средстве регуляции эмоционального состояния детей……………………………………………………………………22
Вывод по главе I………………………………………………………………27
Глава II Психогимнастика, как средство преодоления высокого уровня личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Цель, задачи, методика эксперимента………………………………….28
2.2. Уровни ситуативной тревожности в старшей группе…………………30
2.3. Рекомендации педагогам ДОУ по использованию психогимнастики как средства снижения ситуативной тревожности…………………………………...35
Вывод по главе II………………………………………………….39
Выводы………………………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_6_kurs.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

0-4 низкий уровень тревожности

5-8 средний уровень тревожности

9-14 высокий уровень тревожности

  По таблице видно, что у большинства воспитанников подготовительной группы высокий уровень тревожности – у 58%, 42% детей со средним уровнем, низкий уровень тревожности у воспитанников не обнаружен.

После курса психогимнастики показатели изменились: у 76% средний уровень тревожности, а у 24% высокий уровень тревожности. Низкий уровень тревожности не обнаружен.

 

Показатели тревожности в рисунках воспитанников «Несуществующее животное»

                  Таблица 3.     Тревожность в рисунках воспитанников.

Ф.И. ребенка

До курса психогимнастики

После курса психогимнастики

1

 

Положение рисунка в нижней части листа. Неуверенность в себе, низкая

самооценка, подавленность, нерешительность.

Положение рисунка в нижней части листа. Неуверенность в себе, низкая

самооценка, подавленность, нерешительность.

2

 

Рот округлой формы с зубами говорит о боязливости и тревожности, желании защитить себя.

Рот округлой формы с зубами говорит о боязливости и тревожности, желании защитить себя.

3

 

Полная штриховка рисунка, страх, тревожность.

Полная штриховка рисунка, страх, тревожность.

4

 

Большие глаза, полная штриховка рисунка, страх, тревожность.

Полная штриховка рисунка, страх, тревожность.

5

 

Тревожность в рисунке не выявлена.

Тревожность в рисунке не выявлена.

6

 

Рисунок в левой стороне листа, отрицательно

окрашенные эмоции (депрессия, неуверенность, пассивность)

Рисунок в левой стороне листа, низкая самооценка.

7

 

Тревожность в рисунке не выявлена.

Тревожность в рисунке не выявлена.

8

 

Тревожность в рисунке не выявлена.

Тревожность в рисунке не выявлена.

9

 

   Глаза большие, изображение шипов по всему телу, темная штриховка: страх, тревожность, желание защитить себя.

 Глаза большие, изображение шипов, штриховка: страх, тревожность, желание защитить себя.

10

 

Тревожность в рисунке не выявлена

Тревожность в рисунке не выявлена

11

 

Тревожность в рисунке не выявлена.

Тревожность в рисунке не выявлена.

12

 

Лица нет, преобладает

его четкая заштриховка, хвост опущен вниз: недовольство собой, подавленность.

Штриховка рисунка.

13

 

Тревожность в цвете: черный, коричневый, рисунок заштрихован.

Тревожность в цвете: черный, коричневый, рисунок заштрихован.

14

 

Рот округлой формы с четко выраженными зубами, глаза большие, хвост опущенный вниз: страх, боязливость,

тревожность, недовольство собой, подавленность.

Четко выражены зубы, глаза большие, хвост опущенный вниз: страх, боязливость,

тревожность, недовольство собой, подавленность.


 

  Вывод: В результате проведенного психодиагностического исследования из 14 детей у 9 – 64% ярко выраженные признаки проявления тревожности. Это

наблюдается в рисунках детей. Рисунок находится в нижней части листа, рот

изображен округлой формы с зубами; полная штриховка рисунка, большие глаза.

     У пятерых детей – 36%, рисунки красочные, выбранное местоположение рисунка, цвета, детали говорят о спокойном, уравновешенном состоянии детей.

    После проведения курса психогимнастики значимых изменений не произошло: 64% воспитанников с повышенной тревожностью, а 36% - находятся в спокойном, уравновешенном состоянии. Есть незначительные изменении в использовании цвета, в раскрашивании, в размерах рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 

     Детей с повышенным  уровнем тревожности присущи  следующие поведенческие проявления:  Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы; Потирает руки, крутит пальцы у виска, теребит кончик носа; Сосет палец, волосы, одежду и прочее; Грызет ногти; Изо всех сил грызет карандаш, ручку; Напряжен, скован, не может расслабиться; Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет; Теряется, когда обращаются внезапно, задают дополнительный вопрос; Сбивчивая неровная речь; Постоянно исправляет ответ, работу, без улучшения качества, постоянно извиняется; Напряженно следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения в лице; Часто плачет.

 Наблюдаемые физиологические реакции: Легко краснеет, бледнеет, покрывается пятнами; В значимых ситуациях сильно потеет; Сильно дрожит, дрожат руки; Сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданном звуке.

     Воспитатель, работая с детьми, хорошо знает каждого ребенка, его семью, взаимоотношения. При общении и при анализе продуктов деятельности можно выяснить причину тревоги воспитанника. С помощью психогимнастики можно повлиять на поведение и самооценку ребенка, научить ребенка общению, дать возможность, проиграв различные роли раскрыться, выговориться. Если есть ребята в группе с разными видами тревоги (общение со сверстниками, наказание взрослых, боязнь школы), то можно и работать с детьми по подгруппам. Если нет возможности проводить курс психогимнастики, то можно проводить отдельные занятия. Психогимнастика не требует специального оборудования при проведении, все происходит в игре с активным участием детей, воспитатель вместе с детьми; поэтому даже в вечернее свободное время можно работать играя.

 

Книга «Психогимнастика» Чистяковой это сборник материалов, необходимых воспитателю детского сада. Этот материал нужен в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д. Как показала диагностика, у большинства воспитанников старшей группы высокий уровень тревожности. Все приемы и методики описаны подробно в книге.

В сельской местности нет параллельных групп или садиков, чтоб родители могли выбрать место для своего ребенка, поэтому группы состоят из детей из различных семей с разными способностями и возможностями и педагогу необходимо работать со всеми детьми.

Психогимнастика носит психопрофилактический характер. Оптимальным вариантом было бы проводить ее в подготовительной группе, когда ребята готовятся к школе и многие испытывают тревожность. Тревожность в дошкольном возрасте не устойчива и поддается коррекции. В наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше, психогимнастика – это еще и способ отдогнуть, научить детей приемам расслабления, отдыха.

Правила работы с тревожными детьми:

1. Избегать состязаний и каких-либо  видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивать ребенка с  окружающими.

3. Чаще использовать телесный  контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствовать повышению самооценки  ребенка, чаще хвалить его, но  так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращаться к ребенку  по имени.

6. Демонстрировать образцы уверенного  поведения, быть во всем примером  ребенку.

7. Не предъявлять к ребенку  завышенных требований.

8. Быть последовательным в воспитании  ребенка.

9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Использовать наказание лишь  в крайних случаях.

11. Не унижать ребенка, наказывая  его.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I I

 

Можно сравнить результаты исследования до и после эксперимента и сделать вывод, что произошли изменения в сфере тревожности дошкольников.

Результаты по выявлению тревожности тест Тэммл Дорки Амен свидетельствует об изменении отношений в лучшую сторону. Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности, а с высоким уменьшилось. По рисункам детей, также видно, что большинство испытывают состояние тревоги. По наблюдениям воспитателей, также произошли положительные изменения: уменьшилось количество конфликтов, драк, меньше стали ябедничать, больше договариваться, слали более внимательными друг к другу.

Нельзя говорить, что в этом полностью заслуга психогимнастики, так как исследование проводилось на одной группе воспитанников. Также на уровень тревожности могли повлиять и другие факторы. Но психогимнастика учит детей общаться, преодолевать барьеры в общении, договариваться, знакомит с различными переживаниями, учит конструктивному взаимодействию. Все это тоже влияет на состояние и на тревожность воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

В начале работы были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать влияние психогимнастики в старшем дошкольном возрасте на уровень ситуативной тревожности.

2. Продиагностировать воспитанников старшей группы на наличие тревожности.

3. Провести курс психогимнастики  по методике Е.А.Алябьевой и  выявить ее влияние на уровень тревожности детей в старшей группе детского сада.

4. Сделать выводы по проведенному  исследованию.

Все задачи в ходе исследования были реализованы.

Психогимнастика помогла в формировании у детей:

    • Коммуникативных способностей и качеств.
    • Умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
    • Позитивному отношению к другим людям, умению сопереживать.
    • Умения выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

• Умения взаимодействовать и сотрудничать.

    • Снизить уровень тревожности у некоторых воспитанников.

Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу: психогимнастику можно использовать как средство снижения ситуативной тревожности при работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как именно с помощью игр педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми, то есть устранить причину тревожности.

Была проанализирована литература, соответствующая теме, изучены психологические и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, проведено исследование по снижению тревожности посредством психогимнастики.

Мы предполагали, что психогимнастика влияет на ситуативную тревожность воспитанников. Наша гипотеза в ходе эксперимента подтвердилась.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проводилось на одной группе детей, не было контрольной и экспериментальной группы. Курс психогимнастики проводился всего 2 месяца в конце года с марта по май. Таким образом, не только курс психогимнастики повлиял на взаимоотношения воспитанников, а также и приобретенный жизненный опыт, занятия в группе, семья и многие другие факторы. Но, тем не менее, психогимнастика это система занятий на которых дети получают много новых знаний, чувствуют себя ответственными за выбор своих действий и последствия этого выбора, учатся общаться и договариваться. Все занятия построены на играх и мини тренингах, то, что детям интересно.

Было бы замечательно, если бы во всех детских садах проводились бы подобные занятия, тем более что никакого особого оборудования не требуется и сам воспитатель может проводить «психогимнастику».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

    1. Абрамова Г. С. Возрастная психилогия: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
    2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические матермалы в помощь психологам и педагогам.- М.: Творческий центр «Сфера», 2003.- 88с.
    3. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.
    4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988.
    5. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада/ В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984.
    6. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) /Под ред. Т. А. Марковой. – М.: педагогика, 1979.
    7. Воспитание  и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под  ред. В. В. Холмовской. – М.: Просвещене, 1986.
    8. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987.
    9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984.
    10. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.
    11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
    12. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – кн. 2: Психология образования.
    13. Нижегородцева Н.В.,Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001.
    14. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М., 1984.
    15. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
    16. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
    17. Макаренко А.С. Коммунистическое воспитание и поведение// Пед.соч. – М., 1984. – Т.4.
    18. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.
    19. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с. 69-75.
    20. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
    21. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
    22. Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2001

Информация о работе Средство снижения ситуативной тревожности в работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики