Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Проблема диагностики интеллекта детей остается весьма актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, поскольку без них подобное определение становится весьма затруднительным.
Анализ литературы по проблеме диагностики интеллекта старших дошкольников показывает, что можно выделить три основных аспекта данной проблемы и, соответственно, три вида диагностики. Первый вид — это собственно диагностика умственного развития, второй — определение достижений ребенка в той или иной области (педагогическая диагностика, или диагностика достижений), третий — выявление особых случаев развития, например, умственной одаренности.
Определение уровня интеллекта ребенка направлено, прежде всего, на установление соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для детей данной возрастной группы, и отклонения от этого среднего в ту или иную сторону.
Ценность диагностических методов, возможности и границы истолкования, полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от содержания методов, а также от того, какие стороны интеллекта ребенка используются в качестве его показателей. Содержание диагностики определяется общей теорией психического и, в частности, умственного развития ребенка, из которой исходят авторы диагностических систем. Иначе говоря, для определения содержания диагностики интеллекта необходима теоретическая модель этого развития. В ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, определяющие остальные моменты развития. Сформированность подобных образований может стать надежным показателем развития.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития старших д%.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Проблема  диагностики интеллекта детей остается весьма актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, поскольку без них подобное определение становится весьма затруднительным.

     Анализ  литературы по проблеме диагностики  интеллекта старших дошкольников показывает, что можно выделить три основных аспекта данной проблемы и, соответственно, три вида диагностики. Первый вид — это собственно диагностика умственного развития, второй — определение достижений ребенка в той или иной области (педагогическая диагностика, или диагностика достижений), третий — выявление особых случаев развития, например, умственной одаренности.

     Определение уровня интеллекта ребенка направлено, прежде всего, на установление соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для детей данной возрастной группы, и отклонения от этого среднего в ту или иную сторону.

     Ценность  диагностических методов, возможности и границы истолкования, полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от содержания методов, а также от того, какие стороны интеллекта ребенка используются в качестве его показателей. Содержание диагностики определяется общей теорией психического и, в частности, умственного развития ребенка, из которой исходят авторы диагностических систем. Иначе говоря, для определения содержания диагностики интеллекта необходима теоретическая модель этого развития. В ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, определяющие остальные моменты развития. Сформированность подобных образований может стать надежным показателем развития.

     Объект  исследования: методики диагностики  интеллекта.

     Предмет исследования: стандартизированные методики диагностики интеллекта старших дошкольников.

     Цель  исследования: изучить основные стандартизированные  методики диагностики интеллекта старших  дошкольников.

     Задачи  исследования:

     1. Провести анализ научной литературы  по проблеме исследования;

     2. Рассмотреть понятие интеллект;

     3. Изложить основные подходы к проблеме интеллекта;

     4. Изучить стандартизированные методики  диагностики интеллекта старших  дошкольников.

     Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы, далее описывается вторая глава. Так же имеется заключение и список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Основные подходы  к проблеме интеллекта

    1. Понятия интеллект
 

     Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению  процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

     Согласно  академику Н.Н. Моисееву, «интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки как когнитивная этология» [9].

     Под это определение подпадают и  устройства обладающие искусственным интеллектом. Интеллект может актуализироваться только в информационном пространстве. Каждый вид деятельности формирует свое информационное пространство. Способ образования его и использования строится по принципам организации интеллекта. Принципы организации вложения новой информации в информационное пространство, способы хранения и воспроизводства также соответствуют особенностям работы интеллекта, а именно – организации памяти. Поэтому информационное пространство есть и интеллектуальное пространство, потому что в нем уже заложены принципы планирования, организации использования и поэтапного контроля для достижения цели.

     Влияние интеллекта выходит за пределы жизни  одного человека.   Развитие

интеллекта  у гомо сапиенса выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

     Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д.

     Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

  • Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
  • глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
  • гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
  • логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
  • доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;
  • критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
  • широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной      деятельности    с     учётом     исходных    данных     задачи     и

многовариантности её решений.

     Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является не связанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

     Существенное  качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

     Развитие  отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов  — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

     Интеллект можно рассматривать как:

     1) ум, рассудок, разум; мыслительная  способность человека;

     2) это понятие определяется достаточно  разнородно, но в общем виде  имеются в виду индивидуальные  особенности, относимые к сфере  познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. [8]

     Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все  новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.

     Интеллект  относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

     В ряде психологических, концепций он отождествляется:

     1) с системой умственных операций;

     2) с стилем и стратегией решения  проблем;

     3) с эффективностью индивидуального  подхода к ситуации, требующего познавательной активности;

     4) с стилем когнитивным, и пр. [8]

    1. Основные  подходы к проблеме интеллекта
 

     Согласно Лидне Готтфредсон «интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации» [3].

     По  И. Г. Виноградову (сетевой псевдоним VIG), «интеллект — это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Только недалекий, ограниченный человек, накопленную индивидуумом, несистематизированную, не анализируемую и не применяемую информацию, может воспринять как интеллект индивидуума» [5].

     Ф.Н. Ильясов определяет интеллект как  «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи» [5].

     В начале ХХ века Чарльз Спирмен показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор Q» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна) [3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Психодиагностика интеллекта у старших дошкольников

     2.1. Психодиагностика  интеллекта

 

     Основные  критерии, по которым оценивается  развитие интеллекта, — это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В структуре И. велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней.

     Особая  роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения  и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.

     Психология  интеллекта в нашей стране долгое время была не развита. Интеллект  отождествлялся с мышлением и  не рассматривался как единая когнитивная  система, тем более – в качестве общей способности.

Информация о работе Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития