Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Проблема диагностики интеллекта детей остается весьма актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, поскольку без них подобное определение становится весьма затруднительным.
Анализ литературы по проблеме диагностики интеллекта старших дошкольников показывает, что можно выделить три основных аспекта данной проблемы и, соответственно, три вида диагностики. Первый вид — это собственно диагностика умственного развития, второй — определение достижений ребенка в той или иной области (педагогическая диагностика, или диагностика достижений), третий — выявление особых случаев развития, например, умственной одаренности.
Определение уровня интеллекта ребенка направлено, прежде всего, на установление соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для детей данной возрастной группы, и отклонения от этого среднего в ту или иную сторону.
Ценность диагностических методов, возможности и границы истолкования, полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от содержания методов, а также от того, какие стороны интеллекта ребенка используются в качестве его показателей. Содержание диагностики определяется общей теорией психического и, в частности, умственного развития ребенка, из которой исходят авторы диагностических систем. Иначе говоря, для определения содержания диагностики интеллекта необходима теоретическая модель этого развития. В ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, определяющие остальные моменты развития. Сформированность подобных образований может стать надежным показателем развития.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития старших д%.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

     Наконец, следует учитывать особенности  самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста, вызываемую прежде всего психогенными факторами. В этой связи серию предлагаемых им тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.

     Рассмотрим  некоторые другие, кроме уже названных выше, особенности психодиагностики дошкольников, а именно диагностику старший дошкольный возраст, от пяти до шести-семи лет.

     В старшем дошкольном возрасте к названным  видам деятельности добавляются  игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей. Сказанное прежде всего относится к методам исследования познавательных процессов, но отчасти касается личности и межличностных отношений.

     Все эти замечания и ограничения  были учтены в подробно описываемом  далее стандартизированном комплексе психодиагностических методик, предназначенных для изучения и определения уровня психологического развития детей дошкольного возраста, от трех до пяти-шести лет.

     Рассмотрим  психодиагностические методики интеллекта старших дошкольников. Для диагностики умственного развития старших дошкольников и учащихся младших классов может быть применен тест Д. Векслера и тест Дж. Равена. Тест Векслера необычайно популярен во многих странах мира, поэтому рассмотрим его подробнее.

     В 1939 году была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера—Беллевью. Первым отличием теста от других было то, что это один из немногих тестов, которые разрабатывались сначала для взрослых и лишь позднее переделывались для детей разного Возраста. Еще одно отличие теста от всех других состояло в том, что он включал две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом Предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ . Задания одного Типа не сгруппированы по возрастам (как в тесте Вине), а объединены в субтесты и расположены в Порядке возрастающей трудности. И, наконец, тест предусматривал возможность установления психиатрического     диагноза,   связанного   с   умственной   отсталостью.   Тест

индивидуальный (может проводиться только с одним  испытуемым).

     В 1955 году была опубликована одна из последних  шкал интеллекта для взрослых ( WAIS ), в которую вошло 11 субтестов.

     Помимо  шкал для взрослых, Векслером были созданы шкалы для детей (от 6,5 до 16,5 лет). Последнее издание WISC было опубликовано в 1974 году. В него были включены 12 субтестов. По сравнению со шкалой для взрослых тест для детей включает еще один дополнительный субтест — лабиринты.

     Итак, детский вариант теста включает 12 субтестов:

     1.Осведомленность.  Испытуемому задаются 30 вопросов  из разных областей знаний (житейских,  научных) и диагностируются особенности  памяти и мышления.

     2.Понятливость. Субтест включает 14 вопросов, ответы  на которые требуют умения  строить умозаключения.

     3.Арифметический  субтест представляет из себя 16 задач, решение которых требует  умения оперировать числовым  материалом, сообразительности, внимания.

     4.Сходство. Испытуемому необходимо выполнить  16 заданий на нахождение сходства  понятий, что требует умения логически обрабатывать понятия и проводить операцию обобщения.

     5.Словарный  субтест требует от испытуемого  определить 40 понятий как конкретных, так и абстрактных. Для выполнения  заданий необходим большой словарный  запас, эрудированность, определенная культура мышления.

     6. Повторение цифр. Этот субтест  диагностирует особенности внимания  и оперативной памяти, в нем  требуется повторить за экспериментатором  ряд цифр, который может включать  от трех до девяти знаков.

     7. Недостающие детали. Испытуемому предъявляются 20 картинок с изображениями предметов, у которых отсутствуют какие-то детали, их и необходимо назвать. Здесь особенно важны внимание, перцептивные способности.

     8. Последовательные картинки. Испытуемому  предъявляются 11 сюжетных картинок, которые следует положить в таком порядке, чтобы получился рассказ с последовательными событиями. Необходимо логическое мышление, понимание сюжета, умения организовать его в единое целое.

     9. Кубики Косса. Испытуемому предлагается  из кубиков с разно окрашенными гранями сложить модель по образцу, изображенному на карточке. Диагностируются аналитико-синтетические способности испытуемого, пространственные способности.

     10.Складывание  фигур. Необходимо из разрезанных  частей сложить завершенные фигуры (лошадь, машина и др.). Нужно уметь работать по эталону, соотносить части и целое.

     11.Кодирование.  Даны цифры от 1 до 9, каждой из  которых соответствует какой-то  знак, требуется, глядя на образец,  проставить соответствующие значки  предлагаемым рядом цифр. Анализируется внимание, его концентрация, распределение, переключение.

     12. Лабиринты. Требуется найти выход  из изображенных на листе бумаги  лабиринтов. Диагностируется умение  решать перцептивные задачи, произвольность, устойчивость внимания.

     Тест  прошел все необходимые проверки. Получены высокие показатели его надежности и валидности.

     Векслером была создана также шкала для  дошкольников (для возраста от 4 до 6,5 лет). Эта шкала была опубликована в 1967 году. Она состоит из 11 субтестов.

     Итак, в настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Предполагается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).

     Одним из самых существенных недостатков  теста Векслера является неотчетливость его содержательного наполнения (что характерно для многих зарубежных методов), поэтому по результатам тестирования трудно строить коррекционно-развивающую работу с детьми.

     Еще одним очень популярным тестом умственного  развития, который пригоден для старших дошкольников, является тест Дж. Равена, или Прогрессивные матрицы Равена.

     Это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант  теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет.

     Более простой вариант Цветные матрицы Равена включает серии заданий (А, Ав, В). Он предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет, для лиц старше 65 лет, для лиц с языковыми затруднениями, для различных групп пациентов, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере. Помимо обычной бланковой формы тест существует в виде так называемых вкладышей, когда испытуемый может пользоваться вырезанными карточками с вариантами ответов, вкладывая выбранную часть в качестве недостающей детали (чаще всего это используется для дошкольников).

     Результаты тестирования с помощью теста Равена высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стэнфорд—Бине, высока его надежность. Предусмотрен перевод показателей в стандартные с вычислением IQ .

     В то же время даже для ориентировочного суждения об интеллекте детей необходимо иметь методику, которая позволила бы соблюсти ряд обязательных для диагностики интеллекта условий.

     Среди них в первую очередь следует  указать стандартизацию испытаний, позволяющую в определенной мере избежать субъективности в подборе заданий и обеспечить всем детям равные возможности. Задания в методике должны быть подобраны таким образом, чтобы можно было оценить разные стороны интеллекта ребенка и при этом уменьшить влияние его обученности ("натасканности"). Кроме того, методика должна быть достаточно надежной и валидной при сравнительной простоте применения и небольших затратах времени.

     В связи со сказанным Авериной И.С., Щеблановой  Е.И., и Задориной Е.Н. была разработана методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6—7 лет [2].

     Каждая  форма МЭДИС состоит из 4 субтестов  по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Во время этой тренировки, выполняя задания вместе с экспериментатором, ребенок должен понять, что он должен делать, и выяснить все, что ему непонятно. Тренировочные задания могут при необходимости повторяться.

     Задания МЭДИС, как и в зарубежных тестах, представлены в виде рисунков, что  позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. При выполнении заданий от ребенка требуется лишь выбрать правильный ответ (зачеркнуть под ним овал) из нескольких предложенных. Перед предъявлением заданий ребенку демонстрируется изображение овала, зачеркнутого овала под выбранным рисунком и проводится тренировочное упражнение в зачеркивании овала по команде. Все инструкции и объяснения даются устно экспериментатором.

     Первый  субтест направлен на выявление  общей осведомленности учащихся, их словарного запаса. Среди пяти — шести изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором. Первые задания включают наиболее распространенные и знакомые предметы, например «ботинок», а последние — более редкие и малоизвестные, например «статуя».

     Второй  субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше — меньше, выше — ниже, старше — моложе и т. д. В первых заданиях эти соотношения однозначны — самый большой, самый дальний, тогда как в последних заданиях ребенку необходимо, например, выбрать картинку, где один предмет больше другого, но меньше третьего.

     Третий  субтест выявляет уровень логического  мышления, аналитико-синтетической  деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкретных предметов, так и фигуры с различным количеством элементов.

     Четвертый субтест направлен на диагностику  математических способностей. В него включены математические задания на сообразительность, в которых использован различный материал: арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т. д. Для выполнения этих заданий ребенок должен уметь считать до десяти и производить простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

     Таким образом, разнообразие заданий в  МЭДИС позволяет охватить разные стороны интеллектуальной деятельности ребенка в минимальные промежутки времени и получить информацию как  о его способности к обучению в начальной школе, так и об индивидуальной структуре его интеллекта. Это дает основание для использования МЭДИС в качестве основной части батареи методик для определения готовности детей к обучению в школах с программами обучения повышенной трудности.

     МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5—10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной, без излишней напряженности. У каждого тестируемого должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя. Во время проведения тестирования большое значение имеет наблюдение за детьми. Эта задача при групповом тестировании выполняется главным образом ассистентом экспериментатора. Это наблюдение позволяет избежать случаев непонимания ребенком инструкций и в то же время получить дополнительную информацию о готовности детей к   обучению    в   школе     и    индивидуальных

особенностях  их поведения.

     Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной тревожностью, растерявшихся от новой обстановки и т. д. В таких случаях рекомендуется повторить тестирование с помощью другой формы теста или дополнить его индивидуальным психолого-педагогическим обследованием.

Информация о работе Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития