Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Проблема диагностики интеллекта детей остается весьма актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, поскольку без них подобное определение становится весьма затруднительным.
Анализ литературы по проблеме диагностики интеллекта старших дошкольников показывает, что можно выделить три основных аспекта данной проблемы и, соответственно, три вида диагностики. Первый вид — это собственно диагностика умственного развития, второй — определение достижений ребенка в той или иной области (педагогическая диагностика, или диагностика достижений), третий — выявление особых случаев развития, например, умственной одаренности.
Определение уровня интеллекта ребенка направлено, прежде всего, на установление соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для детей данной возрастной группы, и отклонения от этого среднего в ту или иную сторону.
Ценность диагностических методов, возможности и границы истолкования, полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от содержания методов, а также от того, какие стороны интеллекта ребенка используются в качестве его показателей. Содержание диагностики определяется общей теорией психического и, в частности, умственного развития ребенка, из которой исходят авторы диагностических систем. Иначе говоря, для определения содержания диагностики интеллекта необходима теоретическая модель этого развития. В ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, определяющие остальные моменты развития. Сформированность подобных образований может стать надежным показателем развития.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития старших д%.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

     Все задания МЭДИС выполняются без  ограничения времени. Темп чтения заданий  экспериментатором должен зависеть от скорости выполнения заданий детьми, он может отличаться в различных  группах. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определенном темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20 - 25 секунд. Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных тестовых частях.

     При планировании тестирования важно учитывать  не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей  части методики, но и то время, которое  требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров, данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20—30 минут.

     При интерпретации результатов данной методики следует учесть, что, как и любой другой тест, МЭДИС не может служить единственным критерием для принятия решения об уровне интеллектуального развития ребенка, об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей. Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов ребенка и т. д.

     В ходе обработки результатов подсчитывается  количество правильных ответов по каждому   субтесту,  затем    находился   суммарный   балл     путём

сложения  показателей по всем четырём субтестам.

     Показатели  интеллектуальных способностей были также  распределены по уровням (см. таблица 1) [2] .

     Таблица 1

Уровневое распределение диагностических  результатов теста МЭДИС

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Субтест 1 5 3 - 4 0 – 2
Субтест 2 4 - 5 3 0 – 2
Субтест 3 4 – 5 3 0 – 2
Субтест 4 4 – 5 2 – 3 0 – 1
Общий показатель 14 - 20 11 - 13 Менее 11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение  

     Нормальное состояние человека, если только он не спит, активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно, что-то делает чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность — внешнюю или внутреннюю, что называется деятельностью. И успешность любой деятельности человека во многом зависит от уровня развитости его интеллекта и способностей к той или иной способности.

     Работа  высокопродуктивного интеллекта предполагает одновременное участие и конвергентной, и дивергентной составляющих. Однако объяснить меру включенности и характер взаимодействия на уровне констатирующего сопоставления этих двух типов интеллектуальных способностей не представляется возможным.

      Для выявления тех или иных интеллектуальных способностей в наше время стали широко применятся тесты на выявления способностей. Наиболее широко распространены в нашей стране это тесты Векслера и тест Дж. Равена.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература 

  1. Аверина И. С., Щебланова Е. И., Перлет К. Адаптация  мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопр. психол. 1991. № 5. С. 173 - 178..
  2. Аверина И.С., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС–6-7). Методическое руководство. - Обнинск, 1994.
  3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. – №1 С. 111 – 131.
  4. Бурменская Г.В. Одаренные дети. Москва. 1991. - 425 с. 
  5. Величковский Б.М., Капица М.С. Психологические проблемы изучения интеллекта// Интеллектуальные процессы и их моделирования. М.: Наука. 1987. - №3. С. 103 – 112.
  6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методическая разработка для школьных психологов / Авт.-сост. Венгер А.Л. М., 1989. – 210 с.
  7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993. – 179 с.
  8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Издательство: Питер Серия: Мастера психологии. 2005, 3-е издание. – 451 c.
  9. Дружинин В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. Т. 19. 1998. - №2. С. 61 – 70.
  10. Ермолаева М.В. Психология развития. - М., МПСИ, 2003. – 513 с.
  11. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 41 с.
  12. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М.Шипицыной. – СПб, 2003. – 237 с.
  13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. M., 2001. – 157 с.
  14. Кулагин Б. Основы профессиональной психодиагностики. М., 2004. – 427 с.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 121 с
  16. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29 - 33.
  17. Одаренные дети. Перевод с англ., Под. ред. Г. В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.; 1991.- 425 с.
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 т. – М., 2002. – 519 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с
  20. Хеллер К. А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 120—127.

Информация о работе Стандартизированные методики психодиагностики интеллектуального развития