Стили воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:44, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить сходства и различия профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы профессиональных интересов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить проблему профессиональных интересов в старшем подростковом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Изучение профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
1.1 Теоретические аспекты понятий «интерес» и «профессиональный интерес» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Изучение теоретических аспектов особенностей обучения в профильных классах……………………………………………………………..13
Вывод к главе I……………………………………………………………20
Глава II Эмпирическое исследование старших подростков обучающихся в разных профильных классах.
2.1 Организация и проведение исследования………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...24
Вывод к главе II…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы ………………………………………………………35
Введение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

Упрочение и специализация определенных познавательных интересов; построение занятий по схеме постоянного  усложнения заданий и введения в  их систему проблемных вопросов;

Целенаправленное последовательное ознакомление учащихся с кругом профессий  с учетом направленности их познавательной деятельности;

Организация самостоятельного углубленного изучения профессий учащимися;

Активизация к самопознанию и, следовательно, к пробе сил.

Таким образом, из интересов, формирующихся  в подростковом возрасте, очень большое  значение имеют профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении всего  дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над  формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор  профессии, поступление в специальное  высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной  задачей.

 

1.2 Рассмотрение теоретических  аспектов особенностей обучения  в профильных классах.

Профильное обучение — система  организации среднего образования, при которой в старших классах  обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех  или иных предметов. Эксперимент  по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой  программы развития образования  до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование  в старшей школе по всей России.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно  расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной  траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы  полного общего образования.

Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями  построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Способствовать установлению равного  доступа к полноценному образованию  разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность  между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить  выпускников школы к освоению программ высшего профессионального  образования.

Условия достижения целей профильного  образования являются:

а) преодоление единообразия школ, устранение из их жизни дискредитировавшего себя принципа «учить всех и всему» вне зависимости от интересов и склонностей учащихся; обеспечение школам права дифференцировать обучение школьников по различным направлениям общеобразовательной и трудовой подготовки, предоставление учащимся свободы выбора профиля обучения, позволяющего оптимизировать сочетание интересов личности и общества;

б) соблюдение в новом содержании оптимальных соотношений объема времени на теоретическую, прикладную и практическую подготовку учащихся, обеспечивающую формирование у выпускников профильных классов специальных для избранного профиля качеств и способностей.

Многолетняя практика убедительно  показала, что в системе образования  должны быть созданы условия для  реализации старшими школьниками своих  интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т. д.)» поддерживают около четверти старшеклассников. [26]

В настоящее время в высшей школе  сформировалось устойчивое мнение о  необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др., обладает большим смыслообразующим потенциалом, так как предоставляет обучающимся возможность определить свое место в мире профессий, оценить свои профессиональные способности, найти личностный смысл в профессиональной деятельности. Изучение этого курса способствует формированию компетентного отношения к профессиональной деятельности.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Возможные направления профилизации и структуры профилей

Важнейшим вопросом организации профильного  обучения является определение структуры  и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В настоящее время профильное обучение проходит стадию становления: разрабатываются концепции, учебные планы, программы различных профилей (гуманитарный, технический и др.); открываются профильные классы на базе общеобразовательных школ. Содержание программ определяется задачами, сформулированными на основе требований, предъявляемых к уровню знаний учащихся соответствующего профиля [37]

В диссертационном исследовании Беруашвили Э.З. утверждается, что для эффективности работы по профессиональному самоопределению в процессе профильного обучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводить представление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений. Достичь этого помогает:

1. Включение в работу всех  детей на доступном для них  уровне и в приемлемом темпе.

2. Четкое структурное объяснение  материала или обучение практической  операции.

3. Обязательная организация обратной  связи, которую можно осуществить  на ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как  итоговую проверку всего курса.

4. Создание оптимальных условий для реализации индивидуального подхода, для чего необходимы знание способностей, потребностей и склонностей, выяснение целей и возможностей каждого ученика.

5. Создание условие для самообразования,  самореализации, развития творческого  мышления, простора фантазий и  мысли" [29]

В связи с этим, особые требования предъявляются к преподавателю, осуществляющему профильное обучение. Он должен обеспечить:

1. Вариативность и личностную  ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных  образовательных траекторий).

2. Практическую ориентацию образовательного  процесса с введением интерактивных,  деятельностных компонентов (освоение проектно - исследовательских и коммуникативных методов).

3. Завершение профильного самоопределения  старшеклассников и формирование  способностей и компетентностей,  необходимых для продолжения  образования в соответствующей  сфере профессионального образования  [29]

Таким образом, переход к профильному  обучению позволяет:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования [34]

В рамках данной курсовой работы мы рассмотрим 2 основных профиля обучения: физико-математический профиль и гуманитарный профиль.

Физико-математический профиль.

Физико-математический профиль ориентирован на повышение качества образования, на создание наиболее благоприятных  условий обучения для детей, имеющих  склонности к изучению точных наук.

Особенности физико-математического  профиля

Профиль дает учащимся знание законов  и логических форм мышления.

Формирует навыки и умения, необходимые  для реализации полученных знаний на практике ( на уроках математики, физики, информатики)и в повседневной деятельности.

Расширяет и углубляет информационную культуру человека, информационное общество, информационные основы процессов управления.

Педагоги данного профиля ответственны за:

  • развитие интеллектуальной, поисковой активности учащихся;
  • развитие культуры мышления и практической деятельности;
  • развитие самостоятельности мышления, прежде всего в учебной деятельности;
  • воспитание познавательного интереса, творческого начала в любой интеллектуальной деятельности.

Гуманитарный профиль.

Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его  духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также  противопоставляются естественным и точным наукам. 

Значимость этого направления  работы связана:

  1. с необходимостью определения и создания условий для обогащения духовно-нравственного потенциала личности старшеклассника на данном этапе развития общества;
  2. в разрешении ряда социально-образовательных противоречий между: 
    а) требованиями, предъявляемыми гуманитарными факультетами ВУЗов к своим абитуриентам и уровнем знаний выпускников школы; 
    б) богатой эмпирической практикой создания гуманитарного профиля в школах и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории; 
    в) стремлениями личности ученика гуманитарного склада мышления к удовлетворению своих интересов и невозможностью этого сделать в строгих условиях общего учебного плана.

 

ВыводЫ ПО I главе

На сегодняшний день изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему  профессии. Вопросы профессионального  самоопределения интересовали и  интересуют по-прежнему отечественных  и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выбор профессии - задача очень сложная. Но перед тем как  определиться с выбором профессии  необходимо понять, интересна ли оптанту  данная профессия.

В отечественной педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области  теории профессионального самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно - ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н.С.

Необходимым условием для выбора профессии  является определение интересов  оптанта. Понятие «интерес» рассматривается  в общей психологии как направленность личности. В данной курсовой работе мы рассматриваем более узкое  понятие интереса – «профессиональный  интерес». Профессиональный интерес  непосредственно связан с онтогенетическим развитием личности, а конкретнее с тем возрастом, когда человеку необходимо определяться с выбором  профессии, то есть с возрастом старшего подростка. Так же необходимо сказать, что большую роль в выборе профессии  играет обучение в профильных классах, так как это уже со старшего подросткового возраста определяет интересы оптантов. Это обосновано тем, что выбирая профиль обучения, оптант отдает предпочтение той или  иной сфере деятельности человека. Так, например, выбирая физико-математический профиль, подросток связывает свою будущую профессию с экономической или технической сферой деятельности.

 

Глава II Эмпирическое исследование профессиональных интересов старших подростков, обучающихся  в разных профильных классах.

2.1 Организация и проведение  методов исследования.

В основу курсовой работы была положена гипотеза: у старших подростков, обучающихся в разных профильных классах профессиональные интересы различаются.

Исследование проводилось среди  учащихся восьмых классов, обучающихся  в разных профильных классах: с физико-математическим и гуманитарным уклоном. Исследование проводилось на базе МОБУ «Гимназия  №3» г. Оренбурга. В исследовании принимали участие 40 человек, из них 19 мальчики (47%), 21 девочки (53%), в возрасте 14-15 лет. 8 «А», гуманитарный профиль; в классе обучается 20 человек, из них мальчиков – 6 (30%), девочек – 14 (70%). 8 «Б», физико-математический профиль; в классе обучается 20 человек, из них мальчиков 13 (65%), девочек – 7 (35%). Все учащиеся проживают в г. Оренбурге. Респонденты данной выборки являются успевающими по всем дисциплинам, среди них нет лиц, для которых характерно девиантное поведение.

В эмпирическом исследовании была использована методика «Оценка сферы профессиональных предпочтений учащихся» (Модифицированный вариант опросника Йовайши). Данная методика была модифицирована в Хабаровском краевом центре занятости населения Г. В. Резапкиной. Нами была использована для изучения и выявления различий интересов учащихся профильных классов. Данная методика применяется для оценки склонностей воспитанников к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам.

Информация о работе Стили воспитания