Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:44, реферат
Цель исследования – выявить сходства и различия профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы профессиональных интересов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить проблему профессиональных интересов в старшем подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Изучение профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
1.1 Теоретические аспекты понятий «интерес» и «профессиональный интерес» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Изучение теоретических аспектов особенностей обучения в профильных классах……………………………………………………………..13
Вывод к главе I……………………………………………………………20
Глава II Эмпирическое исследование старших подростков обучающихся в разных профильных классах.
2.1 Организация и проведение исследования………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...24
Вывод к главе II…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы ………………………………………………………35
Введение
1. Сфера искусства «человек - художественный образ».
2. Сфера технических интересов «человек - техника».
3. Сфера работы с людьми «человек - человек».
4. Сфера умственного труда –
склонность к умственной
5. Сфера физического труда –
склонность к подвижной (
6. Сфера материальных интересов - производство и потребление материальных благ.
Методика включает в себя 30 вопросов, на каждый вопрос есть 2 варианта ответа (см. приложение 1).
2.2 Анализ результатов
На основании ответов учащихся, определившихся с выбором профессии, было выявлено следующее.
По результатам методики «Оценка сферы профессиональных предпочтений учащихся» в различных сферах деятельности распределились следующим образом:
выбор старшеклассников, обучающихся в гуманитарном профильном классе:
35% (7 человек) предпочли сферу искусства;
5% (1 человек) предпочли сферу технических интересов
25% (5 человек) предпочли сферу умственного труда;
15% (3 человека) предпочли физический труд;
20% (4 человека) предпочли сферу материальных интересов;
Ни один ученик не предпочитает сферу работы с людьми.
(Первичные данные
Рис. 1
где, 1 – сфера искусства, 2 – сфера технических интересов, 3 – сфера работы с людьми, 4 – сфера умственного труда, 5 – сфера физического труда, 6 – сфера материальных интересов.
выбор старшеклассников, обучающихся в гуманитарном профильном классе:
10% (2 человека) предпочли сферу искусства;
15% (3 человека) предпочли сферу технических интересов;
5% (1 человек) предпочли сферу работы с людьми;
20% (4 человека) предпочли сферу умственного труда;
10% (2 человека) предпочли физический труд;
40% (8 человек) предпочли сферу материальных интересов
(Первичные данные
Для большей наглядности
Рис. 2
где, 1 – сфера искусства, 2 – сфера технических интересов, 3 – сфера работы с людьми, 4 – сфера умственного труда, 5 – сфера материальных интересов.
Старшие подростки, обучающиеся в
профильном классе с гуманитарным уклоном,
в основном предпочли сферу искусств
и сферу умственного труда. Данный
выбор обуславливается тем, что
данный профиль с гуманитарным уклоном
направлен на развитие духовной, умственной
и общественной деятельности и именно
на эти сферы деятельности акцентируется
обучение. Профессии данного типа
(профессии творческого
Выбор сферы умственного труда обуславливается тем, что ученикам интересны профессии связанные с научной деятельностью. Данные профессии требуют от учеников собранности, а так же они (профессии) отличаются наличием аналитического склада ума, рациональностью и независимостью собственных суждений. Так как данная сфера была выбрана учениками обоих классов – это можно объяснить тем, что их интересы направлены на развитие своих познавательных способностей.
Для большей достоверности вывода,
мы исследуем уровень значимости
различий между выборками с
Шкала сферы искусств.
Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.
Н0: различия в сфере искусств между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными
Н1: различия в сфере искусств между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.
В таблице (см. приложение 4) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 4 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н0 о том что различия в сфере искусств в разных профильных классах случайны. Это можно объяснить тем, что у учащихся данного возраста интерес к творческой сфере носит ситуативный характер, и не всегда устойчив.
Шкала сферы технических интересов.
Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.
Н0: различия в сфере технических интересов между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными
Н1: различия в сфере технических интересов между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.
В таблице (см. приложение 5) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 5 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н1 о том что различия в сфере технических интересов в разных профильных классах не случайны. Это можно объяснить тем, что ученики физико-математического профильного класса больше интересуются данной сферой, чем ученики гуманитарного профильного класса.
Шкала интереса работы с людьми
Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.
Н0: различия в сфере работы с людьми между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными
Н1: различия в сфере работы с людьми между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.
В таблице (см. приложение 6) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 6 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н1 о том что различия в сфере работы с людьми в разных профильных классах не случайны. Это можно объяснить тем, что в классе с гуманитарным профилем ни один человек не выбрал данную сферу. Возможно, это связано с отсутствием престижа у профессий данной сферы.
Шкала сферы умственного труда
Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.
Н0: различия в сфере умственного труда между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными
Н1: различия в сфере умственного труда между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.
В таблице (см. приложение 7) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 7 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н1 о том что различия в сфере умственного труда в разных профильных классах не случайны. Возможно, это связано с тем, что учащиеся гуманитарного профиля проявляют больший интерес к исследовательской и научной деятельности, чем учащиеся физико-математического профиля.
Шкала сферы физического труда
Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.
Н0: различия в сфере физического труда между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными
Н1: различия в сфере физического труда между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.
В таблице (см. приложение 8) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 8 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н0 о том что различия в сфере физического труда в разных профильных классах случайны. Скорее всего, это связано с тем, что проявление интереса к данной сфере носит лишь ситуативный характер.
Шкала материальных интересов
Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.
Н0: различия в сфере материальных интересов между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными
Н1: различия в сфере материальных интересов между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.
В таблице (см. приложение 9) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 9 можно сказать что, подтверждается гипотеза Н1 о том что различия в сфере умственного труда в разных профильных классах не случайны.
В результате проведенной математической
обработки данных, можно сказать,
что подтвердились 4 из 6 представленных
гипотез, а именно: различия в сфере
технических интересов, сфере работы
с людьми, в сфере умственной деятельности
и в сфере материальных интересов.
Таким образом, можно сказать, что
учащиеся данных профильных классов
осознанно интересуются данными
сферами деятельности и целенаправленно
выбрали интересующий их профиль. Так
же не подтвердились 2 из 6 представленных
гипотез: сфера искусств и сфера
физического труда. Можно сказать,
что данными сферами
Таким образом, гипотеза нашей курсовой работы: у старших подростков, обучающихся в разных профильных классах профессиональные интересы различаются: у учеников математического профиля профессиональные интересы связаны с экономической сферой, а учеников гуманитарного профиля – с творческой деятельностью.
ВыводЫ ПО II главе
По результатам исследования, можно сделать вывод, что учащиеся, обучающиеся в профильных классах выбирают профессии связанные с их профилем, то есть учащиеся, обучающиеся в физико-математическом классе выбирают профессии связанные с экономической сферой, а старшие подростки, обучающиеся в гуманитарном классе выбирают профессии связанные с искусством. У многих учащихся совпадают результаты, полученные по проведенным методикам, с их желанием получить определенную профессию. Эти учащиеся знают свои склонности, способности и интересы, и учитывают их при выборе профессии.
По результатам исследования старшеклассников, обучающихся в профильных классах с физико-математическим и гуманитарным уклоном, получились следующие результаты.
Старшие подростки, обучающиеся в
профильном классе с гуманитарным уклоном,
в основном предпочли сферу искусств
и сферу умственного труда. Данный
выбор обуславливается тем, что
данный профиль с гуманитарным уклоном
направлен на развитие духовной, умственной
и общественной деятельности и именно
на эти сферы деятельности акцентируется
обучение. Профессии данного типа
(профессии творческого
Выбор сферы умственного труда обуславливается тем, что ученикам интересны профессии связанные с научной деятельностью. Данные профессии требуют от учеников собранности, а так же они (профессии) отличаются наличием аналитического склада ума, рациональностью и независимостью собственных суждений. Так как данная сфера была выбрана учениками обоих классов – это можно объяснить тем, что их интересы направлены на развитие своих познавательных способностей.
Практические рекомендации для старших подростков:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей курсовой работе, посвященной
сравнительный анализу
Были выделены три уровня развития интереса и профессии.
Первый уровень - агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда.
Второй уровень развития - эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда).
Третий уровень развития профессионального
интереса - когда интерес к профессии
перестает в общую