Стили общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:06, реферат

Краткое описание

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Однако если исходить из того, что стиль общения — это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — деловыми, а гуманистический — межличностными.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Ритуальное общение……………………………………………4
Манипулятивное общение……………………………………..6
Межличностное общение……………………………………….8
Тест "Общительный ли вы человек?"…………………………11
Заключение…………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

стили общения.docx

— 389.98 Кб (Скачать файл)

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….3
  2. Ритуальное общение……………………………………………4
  3. Манипулятивное общение……………………………………..6
  4. Межличностное общение……………………………………….8
  5. Тест "Общительный ли вы человек?"…………………………11
  6. Заключение…………………………………………………….17
  7. Список литературы……………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

Стиль общения существенно  детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими  людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Однако если исходить из того, что стиль общения — это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — деловыми, а гуманистический — межличностными.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения —  это скорее предрасположенность  к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.

 

 

 

 

 

 

 

Ритуальное общение.

Здесь главной задачей  партнеров является поддержание  связи с социумом, подкрепление представления  о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в  таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая "маска" с заранее заданными свойствами Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры.

В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

В ритуальном общении для  нас существенно следование роли — социальной, профессиональной или  межличностной

Для ритуального общения  очень важно, с одной стороны, правильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести — с другой.

Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, стоит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит — десять минут, полчаса. Человек не распознает ситуацию, в которой должен происходить ритуал прощания, а продолжает существовать в ситуации "застольной беседы ". Гость не выполняет ролевые ожидания и его начинают воспринимать  как  надоедливого,   назойливого  человека.

Во многих случаях мы с  удовольствием принимаем участие  в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем.

Но ритуальное общение  редко преобладает в жизни. Оно  бывает лишь прологом к другому общению  — манипулятивному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативный стиль 

Коммуникативный стиль, под которым можно понимать устойчивые индивидуально-своеобразные приемы и способы передачи и приема информации в процессе общения, тоже исследуется социальной психологией  и психолингвистикой. Одним из компонентов коммуникативного стиля является стиль языка, который определяется как “разновидность языка, используемая в какой-либо типичной социальной ситуации” (в быту, в профессиональной сфере и т.д., манера говорить (стиль речи), предпочтения в выборе средств для определенной цели (информативной, оценочной, предписывающей и т.д.)

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипулятивном общении мы "подсовываем" партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция — это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте — отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше — один тон, если ниже — другой. Это типичный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что "так и надо, иначе ничего не сделаешь".   Однако многим это  неприятно.

И наконец существует обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует. Существует манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межличностное общение

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Межличностное общение —  это  процесс  взаимодействия  по

крайней мере двух лиц, направленный на  взаимное  познание,  установление  и развитие  взаимоотношений  и  предполагающий  взаимовлияние  на   состояния, взгляды, поведение и  регуляцию  совместной  деятельности  участников  этого процесса.

      Общение  —  реальность  человеческих  отношений,  предполагающая  любые формы совместной деятельности людей.

      Общение  не является предметом  только  психологического  исследования, поэтому   с   необходимостью   встает    задача    выявления    специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи  общения  с деятельностью   является   основополагающим;   одним   из   методологических принципов раскрытия  этой  взаимосвязи  является  идея  единства  общения  и деятельности. Исходя из этого принципа под  общением  понимается  реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы  совместной  деятельности

людей.

Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые  он использует при установлении отношений  и взаимодействии с другими людьми.

Приведем несколько примеров. Если человек бывает искренним лишь с несколькими близкими друзьями и этот вид самораскрытия важен для него, то можно сказать, что глубокое самораскрытие с близкими — часть его межличностного стиля и одна из ценностей его системы межличностного общения. Или, предположим, кто-то никогда не сплетничает, не говорит о людях за их спиной, так как не желает порочить чью-либо репутацию или создавать кому-либо проблемы. В этом случае отказ от сплетен о людях — часть его стиля и одна из межличностных ценностей. А может быть,

размышляя о своих отношениях с  другими людьми, вы заметили, что  всегда стараетесь добиться своего. Скажем, вы идете с приятелями только на тот фильм или концерт, который  интересует лично вас; именно вы всегда устанавливаете время встречи (поездки, развлечения и т.п.); в беседе с  людьми, как правило, вы задаете тему разговора и говорите большую  часть времени. Это может означать, что управление, манипулирование  людьми, доминирование над ними является частью вашего межличностного стиля  и входит в систему ваших межличностных  ценностей.

Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль  партнера по коммуникации — важные характеристики коммуникативной компетентности.

Большинство исследователей стилей деятельности и общения разделяют следующие  методологические установки:

стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности;

стиль связан с определенной направленностью  и системой ценностей личности;

стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям  среды.

К анализу стилей межличностного взаимодействия обращались многие выдающиеся психологи. Рассмотрим идеи некоторых из них.

Известный австрийский психолог Альфред  Адлер ввел в психологию понятие  жизненного стиля, рассматривая его  как уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида.

По мнению Адлера, жизненный стиль  формируется у ребенка уже  в возрасте 4 или 5 лет и настолько  прочно закрепляется, что впоследствии почти не поддается серьезным изменениям и становится главным стержнем поведения человека.

Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуации гуманистического общения всем известны — это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение.

Но здесь следует указать  на ситуации, когда данное общение  и даже его отдельные элементы неуместны.

Например, телефонисты  справочных служб раздражаются на тех клиентов, которые, вместо того чтобы быстро задать вопрос, пытаются сначала вступить с ними в доверительное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т.д.

Гуманистическое общение  детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отношениями людей в обществе). Однако в данном общении (больше, чем в других видах) прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

 

Тест "Общительный ли вы человек?"

Этот тест позволит вам  определить уровень вашей коммуникабельности, разобраться в особенностях своего стиля общения.

1.  Если вас пригласил  в гости человек, которому выг не симпатизируете, то примете ли вы это приглашение?

а.  Да.

б.  Только в исключительных случаях.

в.  Нет.

2.  Представьте  себе,  что в гостях вы  вынуждены  сидеть около человека, которого  вы считаете своим врагом. Как  вы себя поведете?

а. Не буду обращать на него внимания. -  

б. Буду отвечать только на его вопросы.

в. Попытаюсь завязать с ним непринужденный разговор.

3.  Вы только что  собрались зайти в одну квартиру, но внезапно слышите, что там  возник семейный спор. Что вы  сделаете?

а.  Все-таки позвоню.

б.  Подожду, пока спор прекратится.

в.  Уйду.

4.  Что вы сделаете, если в гостях вам предложат  блюдо, которое| вы не любите?

а.  Несмотря на отвращение, съем его.

б.  Скажу хозяевам, что не могу его есть.

в.  Пожалуюсь на отсутствие аппетита.

5.  Какой бутерброд  вы обычно выбираете?

а.  Самый лучший.

б.  Самый маленький.

в.  Ближайший ко мне.

Информация о работе Стили общения