Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:35, курсовая работа
Цель исследования: проследить взаимосвязь тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста и определить коррекционную программу для снижения страхов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме страхов и тревожности у детей.
2. определить диагностирующие методики, при помощи которых можно выявить страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..
1.1 Психологическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Тревожность и её проявление в старшем
дошкольном возрасте……………………………………………….16
1.3. Особенности страхов детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………
2.1. Организация и методика исследования………………………………28
2.2. Диагностика страхов детей
дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)…………..30
2.3. Коррекция страхов (формирующий эксперимент) ………………...33
2.4. Эффективности коррекционной работы
(контрольный эксперимент)………………………………………….35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……....40
В «Кратком психологическом словаре» страх трактуется как «эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида, и направлено на источник действительной или мнимой опасности » [22, с. 56-57].
Страх принадлежит к
категории фундаментальных
Страх классифицируются как ситуативный и личностно обусловленный. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство. Личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Несмотря на свою отрицательную
окраску, страх выполняет разнообразные
функции в психологической
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоционально неотъемлемые проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича».
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек и дедушек и других родственников, нянь и недостаточно учитывают их духовные запросы.
Очень чувствительны дети к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число их страхов выше, чем когда отношения хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают нарушения в семье.
На частоту появления
страхов оказывает влияние
В неполных семьях страхи чаще всего встречаются у тех детей, которые имеют брата или сестру, чем когда они единственные дети в семье или имеют брата или сестру одного с ними пола. По-видимому, разведенной матери трудно эмоционально поровну «поделить» детей разного пола, что и отражается на эмоциональной сфере детей в семье.
Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Увеличение числа детей в семье обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению чувства [23].
Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети мене склоны к проявлениям беспокойства и тревоги. У пожилых родителей дети более беспокойны, что отражает тревожность самих родителей, преимущественно матери, поздно вышедшей замуж и к тому же долго не и детей.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка. Неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.
Для старшего дошкольного возраста характерны следующие виды страхов: страх смерти, страх смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, огня, страшных снов, пожара, нападения, страх войны.
В этом возрасте формируется опыт межличностного общения, основанный на умении ребенка принимать различные роли и играть эти роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения становятся более гибкими. Формируется система ценностей.
Старший дошкольный
возраст наиболее насыщен
Боязнь быть украденным
может быть символизацией того, что
ребенок утратил
Страх опоздать – тревожное ожидание несчастья, характерное для часто эмоционально «перегорающих» детей.
Существуют половые закономерности эмоциональных переживаний. По содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре
«Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери.
Заслуживающим внимание фактом является обнаружение у детей -дошкольников из конфликтных семей более частых страхов животных (у девочек), стихии, заболевания, заражения и смерти, о также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются эмоциональными своеобразными откликами на конфликтные ситуации в семье.
У девочек не только больше число страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, т.е. в большей степени влияют друг на друга. [18]. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с её эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшее в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют одно целое – психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее «скреплены» эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.
Как у девочек, так и у мальчиков дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно в 6 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, т.е. мальчики хотят быть похожими на авторитетного для них в эти годы отца как представителя мужского пола, а девочки хотят быть похожими на свою мать, что придаёт им уверенность в общении со сверстниками того же пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищённость им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов скорее будет зависеть от самого факта общения с беспокойной, лишённой опоры матерью.
Вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению. Если такой мальчик, вырастая, вступает в брак и становится отцом, то нередко он не испытывает отцовских чувств к сыну, не понимает его мальчишеских потребностей, не участвует активно в жизни семьи, подобно тому, как это было со стороны его отца в детстве, и нередко передают свои неизжитые опасения ребёнка [11].
При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся более тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью. Если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чём-то подчеркнуто, строга и принципиальна с ребёнком, что вызовет у него протестные реакции или невротические расстройства. К тому же развод родителей детей дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирования соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обречённости перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности [13].
Количество страхов у детей с неврозом, наоборот, будет более высоким. У девочек, в отличие от мальчиков страхов ещё больше, чем в норме, что подчёркивает преимущественно невротический характер их проявлений [13].
Некоторые дети боятся опоздать. Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы видеть их девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчёркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью. Обоим родителям свойственны обострённое чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу «всё или ничего». Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушённых завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего [18].
Наибольший удельный вес имеет фактор страха, в который входят страхи одиночества, нападение и сказочных персонажей, причём у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Таким образом, в дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощённым в лице страшных сказочных персонажей.
В исследованиях А.И.Захарова определены средние баллы страхов детей дошкольного возраста, которые представлены ниже в таблице 1
Таблица 1
Возраст |
3 года |
4 года |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
Мальчики |
9,1 |
7,3 |
7,6 |
9,1 |
9 |
Девочки |
7 |
8,7 |
10,6 |
11,3 |
11,6 |
Из таблицы следует, что менее всего подвержены страхам мальчики в 4, а девочки в 3 года. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и, особенно у девочек заметно больше.
Количество страхов у детей с неврозом, наоборот, будет более высоким. У девочек, в отличии от мальчиков, страхов еще больше, чем в норме, что подчеркивает преимущество невротический характер их проявления.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что страх является фундаментом эмоций человека, выполняя в его жизни различные функции. Таким образом, в отечественной психологии достоверно установлено, что страх дошкольника имеет возрастные и гендерные различия, разное количество страхов различают у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Знание возрастной динамики страхов позволяет правильно оценить их (своевременность) в положительном конкретном случае, кроме того, по содержанию и количеству страхи девочек отличаются от страхов мальчиков.
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, позволяет сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст является очень важным в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Основными нарушениями
эмоциональной сферы детей