Страхи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проследить взаимосвязь тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста и определить коррекционную программу для снижения страхов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме страхов и тревожности у детей.
2. определить диагностирующие методики, при помощи которых можно выявить страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..
1.1 Психологическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Тревожность и её проявление в старшем
дошкольном возрасте……………………………………………….16
1.3. Особенности страхов детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………
2.1. Организация и методика исследования………………………………28
2.2. Диагностика страхов детей
дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)…………..30
2.3. Коррекция страхов (формирующий эксперимент) ………………...33
2.4. Эффективности коррекционной работы
(контрольный эксперимент)………………………………………….35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……....40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Страхи.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

 

Проведя констатирующий эксперимент, мы выявили страхи и  тревожность детей старшего дошкольного  возраста. В каждой группе (экспериментальной  и контрольной) выявились дети с разным уровнем тревожности. У большинства детей уровень тревожности и страхов соответствует возрасту, однако выявились дети и с высоким уровнем тревожности. Для детей экспериментальной группы мы разработали коррекционно-развивающую программу по преодолению страхов, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Это поможет определить способствует ли коррекция снижению тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста.

 

2.3. Коррекция страхов детей в старшем дошкольном возрасте (формирующий эксперимент)

Согласно гипотезы настоящего исследования, эффективным средством  преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста является коррекционная  работа. Для ее проверки была использована коррекционная программа, цель которой – преодоление страхов детей дошкольного возраста, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Для этой части работы отбирались дети на основании констатирующего  эксперимента.

Содержание программы включает четыре взаимосвязанных блока.

На каждый блок задач  отводится 4 занятия. Первое занятие  каждого последующего блока —  повторение пройденного — служит плавным переходом к новой  теме. Структура группового занятия  включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2—4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания. Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

При проведении коррекционных занятий  учитывались следующие теоретические положения.

Возраст 6-7 лет по своей психологической  характеристике является первым сенситивным  периодом для восприятия этических  норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций. На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Деятельное сопереживание обогащает  личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной  культуры. Холодное сердце, отмечал  он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов. Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности. Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности — со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что «основная... психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что... образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием».

Тематическое планирование психокоррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста для преодоления страхов и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников осуществлялось на основе коррекционных программ Спиваковской А.В., Самоукиной Н.В., Княжевой Н.Л., Чистяковой М.И. [20], [31], [34] (подробное описание коррекционной программы в приложении 4).

 

2.4. Эффективность  коррекционной работы 

(контрольный эксперимент)

 

Для подтверждения эффективности  коррекционной работы по снижению страхов  и содействию положительного  общения со сверстниками был проведён контрольный эксперимент.

Контрольный эксперимент, который включал в себя опрос – беседу содержащий 29 вопросов (содержание вопросов в приложении 2). Данный эксперимент позволил  определить эффективности коррекционной программы. Сравнительные данные приводятся в таблице 7

Таблица 7

Сводная таблица количества страхов у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий и контрольный эксперимент)

Испытуемые

К-во страхов

Испытуемые

К-во страхов

Констатир. эксперимент

Контрольн.

эксперимент

Констатир.

эксперимент

Контрольн.

эксперимент

А1

1

1

А10

9

9

А2

1

1

А11

10

6

А3

1

1

А12

11

7

А4

2

2

А13

11

9

А5

2

2

А14

17

12

А6

3

3

А15

11

9

А7

6

6

  А16

6

6

А8

6

6

А17

1

1

А9

7

7

  А18

16

11


Анализ результатов  контрольного эксперимента показал, что у детей, с которыми проводилась коррекционная работа, снизилось количество страхов. По всем показателям количество страхов соответствует норме. Следовательно, коррекционная программа способствовала снижению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Графическое изображение  результатов (рис 2)

 

 

Рис.2 примечание: ряд1 констат. эксп. ряд 2- контр. эксп.

 

Рассмотрев распределение  страхов детей, рисунок 2 видно, что дети старшего дошкольного возраста  после проводимой коррекционной программы смогли преодолеть в себе такие страхи как: перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, волка, медведя; врачей, войны. Успешность избавления от страхов зависела от внутренней готовности ребёнка к преодолению своих проблем. Применение данной коррекционной программы стимулирует смелость, уверенность в себе и своих возможностях. Присутствие определенных страхов у детей старшего дошкольного возраста по результатам контрольного эксперимента соответствует возрастной норме.

 

Таким образом, проведенное  повторное исследовании свидетельствует  об эффективности коррекционной  работы. Проведённая коррекционная работа способствовала снижению страхов. Обработка полученных результатов позволяет подтвердить гипотезу о том, что эффективным средством преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста является коррекционная работа.

ВЫВОДЫ

 

Экспериментальное исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста дает возможность сделать следующие выводы:

Эмоциональное неблагополучие ребёнка в зависимости от психологической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями испытывают как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, беспокойства порождает тревогу, боязнь определённых объектов или мыслей, чувство страха. Как видно из проводимого теста ДДЧ, тревожные дети использовали в своих работах штриховку, много лишних изображений, такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологической функции организма. Социальная позиция старшего дошкольника, налагает на него чувство ответственности, неполноценности в социальном месте, что может спровоцировать появление страха «быть не тем». Страх за своих близких, родных, страх перед сказочными героями, что вызывает конфликт со сверстниками.

Опираясь на результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно утверждать, что коррекционная программа позволяет создать реальную ситуацию психологической комфортности, что автоматически снижает, ряд детских страхов, свойственных детям старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З а к л  ю ч е н и е

Значение психического здоровья детей трудно переоценить. Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации.

В данном исследовании была изучена наиболее актуальная проблема нарушения эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В теоретической главе  была изучена психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, особенности проявления тревожности  и страхов детей старшего дошкольного  возраста. Содержание детских страхов разнообразно и зависит от жизненного опыта ребёнка, от его эмоциональной чувствительности, степени тревожности. Особое место в многочисленных состояниях личностях занимает тревожность, как психологическое состояние, способное оказывать влияние на формирование его поведения. Конечно, тревожность не является единственной причиной психоневротических нарушений у детей, однако большинство проблем, вызывающих беспокойство родителей и препятствующих нормальному развитию ребёнка, а также большая часть проявлений негативных форм поведения дошкольников связаны с их эмоциональной нестабильностью а, в конечном счете, с тревожностью. Педагогам и психологам важно знать причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, способы компенсации тревожности.

В настоящее время психология располагает значительным числом  исследований, посвященных проблеме тревожности и появления страхов у детей (Я.С. Славина, Т.В. Драгунова, В.Г. Кисловская, Б.И. Кочубеё, Е.В. Новикова, А.И. Захаров, Е.И. Рогов, М. Панфилова). Разработан ряд программ и способов преодоления тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Деятельность педагогов и психологов должна быть направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего, нужно расширять их сферу общения, наполнить жизнь детей жизнерадостными, позитивными переживаниями. Больше активности, движений, эмоций, разнообразия в жизни, постепенное приучения к преодолению препятствий, равно как и похвал, одобрений, собственного примера.

 

В ходе нашего исследования были выявлены, следующие страхи: умереть, потеря мамы и папы, боязнь сказочных героев, боязнь темноты, замкнутого пространства, страх животных, глубины, страшных снов, огня.

Во второй главе эмпирического  исследования мы подтвердили поставленные перед нами гипотезы: существует связь между уровнем тревожности и количеством страхов детей старшего дошкольного возраста; у детей старшего дошкольного возраста существуют гендерные различия страхов; эффективным средством преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста является коррекционная работа. Возраст 6-7 лет по своей психологической характеристике является первым сенситивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Наиболее успешно коррекционно-развивающая работа тогда, когда она осуществляется комплексно, как с помощью игры, так и посредством разнообразных видов снятия напряжения и страхов, когда в неё включены педагоги, специалисты, осуществляющие учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, цель курсовой работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 - 120с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 209с.
  3. Бондаренко Е.А. О психологическом развитии дошкольника. Мн.: Университет, 1987. - 249с.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования  личности в детстве. М.:  Академия, 1990. - 290с
  5. Валитова И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста. Мн.: Университет, 1999. - 340с.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Петербург: Союз, 1999.- 420с.
  7. Выгодский Л.С.  Учение об эмоциях//Соб. соч. в 6 т./ Под ред.В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. т. 4 – 526 с.
  8. Гаспарова Е.М. Страхи у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1991, №4.- С. 27-33
  9.   Гормоза Т.В. Детская тревожность в контексте проблемы развития личности // Пачатковае навучанне: сям,я, дзiцячы сад, школа. 1997г. Вып.  №1.-  С. 44-57
  10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. // Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, Мн.: Университет, 1997. – 304с.
  11. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии.1994. №6 – С. 13-15
  12. Захаров А.И.  Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Просвещение, 1986. - 254с.
  13. Захаров А.И.  Как преодолеть страхи у детей. М.: Просвещение, 1986. - 156с.
  14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М: Просвещение, 1986 – 129с.
  15. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. С.-Петербург: Гиппократ, 1998. - 203с.
  16. Изард К.Э. Психология эмоций. М.: Новая школа, 1986. - 123с.
  17. Каптерев П.Ф. О детском страхе  // Народное образование. 2000, №3.- С. 63-54
  18. Колодич Е.Н.  Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. Мн.: ФУ Аинформ, 2002. - 208с.
  19. Корнеева Е.Н.    Эти загадочные малыши. Ярославль: Академия развития, 1999. - 207с.
  20. Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,  1997. - 204с.
  21. Кравцова М. Тревожные дети. // Школьный психолог. 2003г. №19–С.32-39
  22. Краткий психологический словарь/ Сост. А.В. Карпенко, под.  общ.   ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1985. С.56-57
  23. Кричевиц А.Н. Е.В. Шикин. Математика для психологов. М.: Флинт, 2003. - 370с.
  24. Кузьмена М. Детский невроз страха.// Школьный психолог.2000г.№25 – С.4-6
  25. Лебедева Л.А.  Страх – дело серьёзное. Коррекция страхов средствами   арттерапии. // Школьный психолог. 2000, № 21.- С 5-7
  26. Психология развития. / Под редакцией Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001. - 288с.
  27. Психология эмоций / под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Марцинковской. М.: Академия, 2001. - 342с.
  28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1998. - 578с.
  29. Руцкий В.К. Психологическая коррекция // Пралеска. 1997, № 3.,- С.17-21
  30. Самоукина И.Г. Игры, в которые играю в школе и дома. М.: Новая школа, 1993. -189с.
  31. Чистякова М.И.   Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. - 144с
  32. Эберлейн Г.   Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1981 - 234с.
  33. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция // В.В.Лебединский, О.С.Никольская. М.: АСТ-ПРЕСС,  1990. – 243 с.
  34. Эмоциональное развитие дошкольника. //  Под ред. А.Д.Кошелевой, М.: Просвещение, 1985. – 459 с.
  35. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1988. – 378

Информация о работе Страхи дошкольника