Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:35, курсовая работа
Цель исследования: проследить взаимосвязь тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста и определить коррекционную программу для снижения страхов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме страхов и тревожности у детей.
2. определить диагностирующие методики, при помощи которых можно выявить страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..
1.1 Психологическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Тревожность и её проявление в старшем
дошкольном возрасте……………………………………………….16
1.3. Особенности страхов детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………
2.1. Организация и методика исследования………………………………28
2.2. Диагностика страхов детей
дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)…………..30
2.3. Коррекция страхов (формирующий эксперимент) ………………...33
2.4. Эффективности коррекционной работы
(контрольный эксперимент)………………………………………….35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……....40
Анализ литературы позволяет предположить, что тревожность и страхи детей дошкольного возраста взаимосвязаны, и преодолеть их можно преодолеть с помощью коррекционной работы. Изучению данного предположения посвящена следующая глава настоящего исследования.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация, задачи и методы исследования
Теоретический анализ подходов к изучению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста позволил предположить, что эффективным средством преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста является коррекционная работа.
С целью проверки настоящей
гипотезы разработана программа эмпириче
Экспериментальная работа проводилась на базе ясли-сада №101 г. Могилёва.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 9 мальчиков и 9 девочек (список испытуемых в приложении 1).
При организации экспериментальной
работы учитывалось, что диагностическая
работа с детьми старшего дошкольного
возраста в целях планирования и
определения задач для
В каждом возрасте наблюдается нормативные страхи, которые появляются постепенно. При благоприятных обстоятельствах жизни ребёнка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы.
Для диагностики наличия страхов использовалась методика «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой на основе методики А.И. Захарова) (см. приложение 2).
Методика «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. Испытуемым предлагается инструкция. «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В красном доме будут жить нестрашные страхи, а в черном доме будут жить страшные. Я буду перечислять тебе страхи, а ты их будешь расселять в красный и черный дом».
После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами, изученными А.И. Захаровым (табл. 2).
Таблица 2
Возрастные нормы (по А.И. Захарову)
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст |
Число страхов | |
мальчики |
девочки | |
3 года |
9 |
7 |
4 года |
7 |
9 |
5 лет |
8 |
11 |
6 лет |
9 |
11 |
7 лет |
9 |
12 |
К возрастным особенностям проявления страхов детей старшего дошкольного возраста относятся: страх смерти, страх смерти родителей, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, сказочных персонажей.
Второй методикой, применяемой в исследовании, была, методика «Дом. Дерево. Человек». Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948г. Суть методики заключается в следующем. Ребёнку предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Проективный рисуночный тест ДДЧ позволяет обнаружить проявление тревожности, определить состояние ребёнка как отклик на взаимодействие с взрослым (см. приложение 2).
Результаты исследований по тесту ДДЧ описываются шкалами. Симптомокомплекс тревожность состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится - 0 во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла. Выраженность симптомокомплекса показывает сумму баллов показателей симптомокомплекса. При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков.
Описание хода исследовательской работы приводится в следующих параграфах.
2.2. Диагностика страхов и тревожности детей (констатирующий эксперимент)
Проверка гипотезы о том, что эффективным средством преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста является коррекционная работа проводилась в несколько этапов.
На первом этапе с помощью методики «Страхи в домиках» (приложение 2) было выявлено количество детских страхов (см. приложение 3). Результаты методики в табл. 3
Таблица 3
Результаты диагностики страхов у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа)
Испытуемые |
К-во страхов |
Испытуемые |
К-во страхов |
Испытуемые |
К-во страхов |
А1 |
1 |
А7 |
6 |
А13 |
11 |
А2 |
1 |
А8 |
6 |
А14 |
17 |
А3 |
1 |
А9 |
7 |
А15 |
11 |
А4 |
2 |
А10 |
9 |
А16 |
6 |
А5 |
2 |
А11 |
10 |
А17 |
1 |
А6 |
3 |
А12 |
11 |
А18 |
16 |
Анализ результатов, представленных в таблице, показал, что 60% детей имеют норму в показателях страхов, 40% детей старшего дошкольного возраста имеют показатель страхов выше нормы как представлено в рис 1. По-настоящему бесстрашного ребёнка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И вот тогда возникает патология в проявлении страхов у ребёнка. В нашей исследовательской группе показатели страхов выше нормы у мальчиков составляют 5 человек, у девочек выше нормы составляют – 7 человек.
Графическое изображение
распределения страхов
Рис. 1. Примечание. 1 – норма страхов; 2 – выше нормы.
Делая качественный анализ результатов исследования, хотелось бы отметить, что больше выборов получил страхи потерять маму, папу, что умрут твои родители (11). Затем идет страх сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея – 13). Наименьшее количество детей боятся уколов (5). Педагогам так же следует отметить, что к шести годам происходит кризис семи лет, в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения. В целом по исследуемой группе количество страхов соответствуют возрасту детей.
На втором этапе констатирующего эксперимента изучалась тревожность детей старшего дошкольного возраста. Проективный рисуночный тест ДДЧ (приложение 2) позволяет обнаружить проявление эмоциональных реакций, определить состояние ребёнка как отклик на взаимодействие с взрослым, на общую эмоциональную атмосферу социально-психологической среды (см. приложение 3). Результаты диагностики тревожности испытуемых представлены в табл. 4
Таблица 4
Результаты диагностики тревожности дошкольников
(экспериментальная группа)
Испытуемый. |
Уровень тревожности |
Испытуемый |
Уровень тревожности |
Испытуемый |
Уровень тревожности |
А1 |
Низкий |
А7 |
Низкий |
А13 |
Высокий |
А2 |
Низкий |
А8 |
Средний |
А14 |
Высокий |
А3 |
Высокий |
А9 |
Низкий |
А15 |
Средний |
А4 |
Низкий |
А10 |
Низкий |
А16 |
Средний |
А5 |
Низкий |
А11 |
Высокий |
А17 |
Низкий |
А6 |
Средний |
А12 |
Высокий |
А18 |
Средний |
Количественная обработка рисунков свидетельствует о том, что у 5 (25%) детей группы высокие показатели тревожности, 5 (25%) детей средний уровень тревожности 8 (50%) детей низкий уровень тревожности. Исследуя рисунки детей, можно увидеть, наиболее яркие проявления тревожности на рисунках видна сильная линия нажима карандаша на бумагу, многочисленная штриховка предметов. В рисунках человека, сильно выделено туловище: слишком крупное, что говорит о наличии неудовлетворённости потребностей детей. На многих рисунках показана тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта это видно в изображении больших рук, отсутствие кистей. Рисунок дерева: ветки некрасивые, нарисованы вверх, одной линией, т.е. дети стремятся избегать неприятностей в реальности.
Контрольная группа детей отбиралась на базе того же ясли - сада и изучался страхи и тревожность по той же диагностической программе. Полученные результаты приведены в таблице 5
Таблица 5
Результаты диагностики страхов у детей старшего дошкольного возраста (контрольная группа)
Испытуемые |
К-во страхов |
Испытуемые |
К-во страхов |
Испытуемые |
К-во страхов |
В1 |
2 |
В7 |
14 |
В13 |
19 |
В2 |
5 |
В8 |
16 |
В14 |
7 |
В3 |
6 |
В9 |
16 |
В15 |
2 |
В4 |
8 |
В10 |
17 |
В16 |
8 |
В5 |
10 |
В11 |
17 |
В17 |
9 |
В6 |
10 |
В12 |
18 |
В18 |
19 |
Таблица 6
Результаты диагностики тревожности дошкольников
(контрольная группа)
Испытуемый. |
Уровень тревожности |
Испытуемый |
Уровень тревожности |
Испытуемый |
Уровень тревожности |
В1 |
Низкий |
В7 |
Высокий |
В13 |
Низкий |
В2 |
Высокий |
В8 |
Высокий |
В14 |
Низкий |
В3 |
Высокий |
В9 |
Средний |
В15 |
Низкий |
В4 |
Низкий |
В10 |
Высокий |
В16 |
Низкий |
В5 |
Низкий |
В11 |
Высокий |
В17 |
Высокий |
В6 |
Низкий |
В12 |
Средний |
В18 |
Высокий |