Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:03, контрольная работа
В рамках данной работы проведен анализ научной литературы по проблеме стресса и его влияния на человека. В качестве испытуемых выступили 5 человек женского пола, работающих в ГУ «Хакасский ЦГМС».
С испытуемыми были выполнены экспериментальные исследования по методикам «Тревожность и депрессия», «Методика определения силы воли».
Краткое изложение содержания эксперимента 3
Введение 4
Стресс и его влияние 5
Понятие стресса 5
Причины стресса 12
Методы и приемы борьбы со стрессом 17
Характеристика испытуемых 21
Описание метода исследования, оборудования 22
Самоотчет 23
Результаты 24
Заключение 27
Список использованной в работе литературы 28
Государственное образовательное учреждения высшего
профессионального образования
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова.
Медико – психолого – социальный институт
Контрольная работа по дисциплине «Общая психология»
на тему «Стресс и его влияние»
Выполнила:
студентка 2 курса МПСИ
группы ПЗ – 23
Вышарь А.В.
Проверила:
Гриценко С.В.
Абакан
2010
Содержание
3.1. Понятие стресса
3.2. Причины стресса
3.3.Методы и приемы борьбы
со стрессом
В рамках данной работы проведен анализ научной литературы по проблеме стресса и его влияния на человека. В качестве испытуемых выступили 5 человек женского пола, работающих в ГУ «Хакасский ЦГМС».
С испытуемыми были выполнены экспериментальные исследования по методикам «Тревожность и депрессия», «Методика определения силы воли».
2. Введение
Слово "стресс" прочно вошло в сознание современного жителя. Стресс подстерегает нас повсюду: на работе, на дорогах, в общественных местах, даже дома в окружении близких людей. Он - везде, спрятаться - невозможно, полностью обезопасить себя от встречи с ним - нереально. Есть только один выход - познакомиться с ним поближе, узнать природу стресса, механизм его функционирования, чтобы, в конечном итоге, приручить свой стресс и использовать его для собственной выгоды.
Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый биолог Г. Селье в 1936г. В переводе с английского оно означает "напряжение". Селье также ввел понятие о фазах стресса, выделив стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса).
Исходя из актуальности исследуемой темы мы определяем цель работы - изучение проблемы стресса и стрессогенных факторов.
Перед нами стоят такие задачи как:
1. Определение понятия стресса;
2. Выявление причин стресса;
3. Исследование методов и приемов борьбы со стрессом.
4. Проведение тестирования испытуемых.
5. Заключение по результатам тестирования.
При написании контрольной работы были использованы материалы авторов, таких как Пономаренко А.С., Г. Селье и др.
3. Стресс и его влияние
3.1. Понятие стресса
Стресс, несмотря на весь ужас этого слова, весьма полезное свойство организма. Посредством стресса организм быстро перестраивается на "турбо-режим", при котором ненужные в данный момент функции переводятся на фоновый режим работы, а жизненно необходимые — на работу в полную мощность.
Так, если проследить физиологические изменения при стрессе, то можно увидеть увеличение темпа работы сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной систем организма и уменьшение темпа работы пищеварительной и половой систем.
Последствия стресса это нервные срывы, депрессия и т.п. Схема возникновения стресса включает стрессогенные факторы, которые запускают вышеупомянутый "турбо-режим", который, в свою очередь, приводит к негативным последствиям.
Стресс бывает только в результате негативного воздействия внешних обстоятельств. Стресс — реакция на быстро меняющиеся условия среды, на работу в постоянном напряжении, на нарушение режима труда и отдыха (то есть стрессом может стать продолжительная вечеринка в приятной компании). Кстати, такие позитивные события в жизни, как свадьба и рождение детей, также являются стрессогенными факторами. То есть причины стресса могут быть и позитивными, и негативными, а вот последствия— всегда негативные.
Выпускные экзамены и подготовка к ним также являются стрессогенными факторами — организм подростка, изнуренный, помимо контрольных и подготовительных курсов, физиологическими перестройками в организме, а также переоценкой ценностей и построением системы мировоззрения, оказывается в перманентном напряжении и концентрации всех сил.
Очень важно, для того чтобы понять природу стресса, различать значение следующих терминов: "стресс", "дистресс" и "стрессор" (или стрессогенный фактор). Стрессор - это специфический фактор, воздействующий на организм человека (может быть как внешним, так и внутренним), который помимо своего специфического, характерного именно для него воздействия, вызывает также и неспецифическую (т.е. одинаковую для всех стрессоров) потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.
Из вышесказанного следует, что стресс - это неспецифическая (т.е. независящая от характера стрессора) приспособительная реакция организма к изменившимся условиям. Ганс Селье в своей работе "Стресс жизни" пишет: "С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым. Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так". Становится понятно, что основная функция стресса - это приспособление, адаптация к изменившимся условиям, как во внешней среде, так и внутри организма. Эти изменения могут быть как благоприятные для организма, так и вредоносные. Но для реакции стресса не имеет значение качественная характеристика стрессора, важна только его интенсивность. Чем интенсивнее воздействие, тем сильнее будет приспособительная реакция стресса. В обыденной жизни большинство людей путают понятие "стресса" с "дистрессом". Чрезмерно сильный и вредоносный по своему характеру стресс называют "дистрессом". Именно он оказывает разрушительное воздействие на организм и может приводить к неприятным последствиям. Это различные психосоматические заболевания (гастрит и язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты, гормональные нарушения, нарушения дыхания и т.д.). Постоянный дистресс поражает также иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям, раку и аутоиммунным болезням (ревматоидный артрит, системная красная волчанка, аутоиммунный тиреоидит, многие типы анемий и мужского бесплодия). Многие вредные привычки тоже зачастую обусловлены дистрессом. Напротив, стрессовая реакция просто необходима организму для того, чтобы приспособиться к сложным и меняющимся условиям окружающей среды.
Ниже приводится таблица наиболее значимых жизненных событий, где каждому из них приписано определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. Естественно, эти значения носят приблизительный характер и не могут быть отнесены ко всем людям без исключения. Так как, во-первых, количество врожденной адаптационной энергии у разных людей неодинаково, и разные люди по-разному реагируют на действие всевозможных стрессоров. А во-вторых, реакция стресса на то или иное событие у человека зависит от того, на каком месте в его иерархии жизненных ценностей оно находится. Например, для одних на первом месте может быть семья, дети; у других - работа, карьера, научная деятельность. Ясно, что такое событие как развод, сильнее повлияет на первую категорию лиц, чем на вторую. Но зато они, возможно, легче перенесут потерю работы или развал собственного бизнеса.
Таблица 1.
Жизненные события |
Значение события в баллах | |
1 |
Смерть супруга |
100 |
2 |
Развод |
73 |
3 |
Разъезд супругов (без оформления развода) |
65 |
4 |
Тюремное заключение |
63 |
5 |
Смерть близкого члена семьи |
63 |
6 |
Травма или болезнь |
53 |
7 |
Женитьба |
50 |
8 |
Увольнение с работы |
47 |
9 |
Примирение супругов |
45 |
0 |
Уход на пенсию |
45 |
1 |
Изменение в состоянии здоровья члена семьи |
44 |
2 |
Беременность |
40 |
13 |
Сексуальные проблемы |
39 |
4 |
Появление нового члена семьи |
39 |
5 |
Реорганизация на работе |
39 |
6 |
Изменение финансового положения |
38 |
7 |
Смерть близкого друга |
37 |
8 |
Изменение профессиональной ориентации |
36 |
9 |
Усиление конфликтности отношений с супругом |
35 |
20 |
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) |
31 |
21 |
Окончание срока выплаты ссуды или займа |
30 |
22 |
Изменение должности |
29 |
23 |
Сын или дочь покидают дом |
29 |
24 |
Проблемы с родственниками мужа (жены) |
29 |
25 |
Выдающееся личное достижение |
28 |
26 |
Супруг бросает работу (или приступает к работе) |
26 |
27 |
Начало или окончание обучения в учебном заведении |
26 |
28 |
Изменение условий жизни |
25 |
29 |
Отказ от каких-то индивидуальных привычек |
24 |
30 |
Проблемы с начальством |
23 |
31 |
Изменение условий или часов работы |
20 |
32 |
Перемена места жительства |
20 |
33 |
Смена места обучения |
20 |
34 |
Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска |
19 |
35 |
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием |
19 |
36 |
Изменение социальной активности |
18 |
37 |
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора и т.д.) |
17 |
38 |
Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном |
16 |
39 |
Изменение числа живущих вместе членов семьи |
15 |
40 |
Изменение привычек, связанных с питанием |
15 |
41 |
Отпуск |
13 |
42 |
Рождество |
12 |
43 |
Незначительное нарушение правопорядка |
11 |
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами в течение последнего года. Чем больше баллов вы наберете, тем выше вероятность возникновения у вас состояния "хронического стрессового напряжения''. Еще раз повторю, что все эти баллы относительны, и все зависит от конкретного случая и конкретного человека. Например, такое событие как беременность по данной таблице тянет на 40 баллов. Но ведь ситуации бывают разные. Одно дело, если женщина беременна, находясь замужем, у нее имеется любящий и любимый муж, ребенок является желанным с обеих сторон, жизненные условия и материальный достаток хорошие. И совсем другое дело, если молоденькая девочка-подросток в свои пятнадцать лет по пьяни оказывается беременна от, например, своего одноклассника, а тут еще строгие родители, с которыми и без того взаимопонимания нет… Думаю, здесь будет не 40, а все 100 баллов. Гораздо более важным для определения уровня собственного стрессового напряжения будут учитываться следующие, наиболее характерные признаки этого самого напряжения:
1. Невозможность сосредоточиться на чем-то
2. Слишком частые ошибки в работе
3. Ухудшается память
4. Слишком часто возникает чувство усталости
5. Очень быстрая речь
6. Мысли часто "улетучиваются"
7. Повышенная возбудимость, раздражительность
8. Работа не доставляет прежней радости
9. Потеря чувства юмора
10. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
11. Пристрастие к алкогольным напиткам, легким наркотикам
12. Постоянное ощущение недоедания
13. Человек начинает
слишком много есть или,
14. Невозможность вовремя закончить работу
15. Плохой, тревожный сон; частые кошмары по ночам
16. Изменение восприятия времени (все тянется слишком долго или ни на что не хватает времени)
17. Человек становиться циничным
18. Теряется интерес к сексу и противоположному полу
19. Человек замыкается в себе, становиться замкнутым, молчаливым
20. Появление ревности и подозрительности
21. Нарушения речи: заикание, путаница слов, частое повторение одного и того же
22. Появление придирчивости
23. Сами собой сжимаются челюсти, кулаки, напрягаются мышцы
24. Довольно часто появляются боли (голова, спина - особенно шея и плечевой пояс, область желудка, изжога, тошнота). Могут повышаться давление, потливость; дыхание - прерывистое и неглубокое. Возможны сухость во рту, резь в глазах, дрожь и озноб.