Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:03, контрольная работа
В рамках данной работы проведен анализ научной литературы по проблеме стресса и его влияния на человека. В качестве испытуемых выступили 5 человек женского пола, работающих в ГУ «Хакасский ЦГМС».
С испытуемыми были выполнены экспериментальные исследования по методикам «Тревожность и депрессия», «Методика определения силы воли».
Краткое изложение содержания эксперимента 3
Введение 4
Стресс и его влияние 5
Понятие стресса 5
Причины стресса 12
Методы и приемы борьбы со стрессом 17
Характеристика испытуемых 21
Описание метода исследования, оборудования 22
Самоотчет 23
Результаты 24
Заключение 27
Список использованной в работе литературы 28
13. Ароматерапия. Используйте для массажа расслабляющие эфирные масла, добавляйте их в ванну, вдыхайте. Хорошее массажное масло получается из лавандового, неролиевого и/или иланг-илангового масла - всего восемь капель одного из них или их смеси в столовой ложке виноградного или миндального масла.
4. Характеристика испытуемых
Для проведения эксперимента были привлечены 5 женщин, работающих в женском коллективе управления аппарата ГУ «ЦГМС», возрастом от 30 до 35 лет.
Все испытуемые имеют высшее образование, в организации проработали от 5 до 7 лет. 1 женщина имеет 2-х детей, 3 женщины – 1 ребенка, 1 женщина – без ребенка. Из них 4 женщины состоят в браке, 1 женщина – разведена.
Все испытуемые имеют устойчивую материальную базу, высокую работоспособность, уравновешенные, общительные, у всех имеется хобби (фитнес, рукоделие, чтение, приготовление экзотической пищи).
5. Описание методов исследования, оборудования.
При проведении исследования испытуемым было предоставлено 2 бланка опросника (2 методики) и ручка для их заполнения.
Предлагалась следующая инструкция: «Коллеги! Вам предстоит принять участие в тестировании. Для этого ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. В этих тестах нет правильных или неправильных ответов, поэтому важно ответить честно, так как вы на самом деле думаете. Над вопросами долго не задумывайтесь»
В 1-м тесте «Методика тревожность и депрессия» для ответа предлагалось 20 вопросов, на которые следовало ответить по 5-ти бальной системе: если состояний, указанных в вопросе, у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов; если встречаются очень редко – 4 балла; если бывают временами – 3 балла; если они бывают часто – 2 балла; если почти постоянно или всегда – 1 балл, если вопрос Вам не понятен – обратитесь за разъяснением
Во 2- м тесте «Сила воли» для ответа предложено 15 вопросов, на каждый из которых требовалось ответить «да» или «нет». Нужно выбрать ответ, наиболее соответствующему Вашему обычному поведению. В случае сомнения можно ответить «не знаю»
Обработка результатов заключалась в подсчете набранного количества баллов по каждой шкале, соответствующей определенным тестам по ключу.
Показатели были обработаны и проинтерпретированы, в результате чего получены данные об индивидуальных особенностях испытуемых относительно стрессовых ситуаций.
Учет всех полученных данных позволил сформировать более целостное представление о личности, его эмоциональном состоянии и силе воли испытуемого.
6. Самоотчет
При проведении эксперимента испытуемые заполняли бланки опросников во время обеденного перерыва. Определение тех, кто будет принимать участие в исследование проходило в присутствие всего коллектива.
В самом исследовании трудность возникла в рассмотрении вопросов о том «Способны ли Вы не изменять своего намерения под влиянием страха?», «Порицаете ли Вы всякого рода задолженности?»
При этом пришлось объяснить, что вопросы составлялись учеными, а не экспериментатором и что необходимо отвечать на них так, как считают нужным, опираясь на инструкцию, помещенную перед опросником и приведением определенных примеров для разъяснения возникших вопросов. Испытуемыми было заявлено, что некоторые вопросы неоднозначны и зависят от определенной ситуации.
В процессе опроса экспериментатор сделал для себя вывод, что испытуемые к тестированию отнеслись очень положительно и были удовлетворены (не удовлетворены) результатами обработки опросников и выразили свои пожелания к более частому тестированию на подобные темы.
7. Результаты
Инструкции по заполнению тестов были поняты и приняты испытуемыми достаточно хорошо. При заполнении бланка ответов они следовали ей точно, были внимательны и проявили заинтересованность в процессе тестирования.
Полученные
данные подверглись первичной
Сводная таблица результатов тестирования по методикам
«Тревожность и депрессия», «Сила воли»
Данные Испытуемые |
Коэффициент тревожности |
Коэффициент депрессии |
Сила воли |
1. Микова С.В. |
8,79 |
4,15 |
24 |
2. Фролова С.С. |
-2,53 |
-6,74 |
22 |
3. Сафонова Г.М. |
-2,17 |
0,32 |
17 |
4. Сарайкина О.Н. |
-0,39 |
3,4 |
25 |
5. Верхотурова В.С. |
4,2 |
1,1 |
18 |
Сумма: |
12,24 |
2,23 |
106 |
Средний балл |
2,45 |
0,45 |
21,2 |
Итак, чтобы сделать окончательный вывод, сделаем математические расчеты и рассчитаем коэффициенты корреляции.
Используем формулу:
r = 1 –6 ∙ ∑d где, n – количество испытуемых (в нашем случае 5)
Составляем таблицы по методикам и вычисляем общую сумму, затем значение коэффициента корреляции проверяем на статистическую значимость.
Величина коэффициента должна колеблется в пределах от - 1 до + 1.
Сила воли |
Коэффициент депрессии |
d |
d2 |
4 |
5 |
- 1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
- 1 |
1 |
5 |
4 |
1 |
1 |
2 |
3 |
- 1 |
1 |
|
r = 6 • 8 = 1 – 0,4 = 0,6
Корреляция между «силой воли» и «коэффициентом депрессии» не является статистически значимой.
Сила воли |
Коэффициент тревожности |
d |
d2 |
4 |
5 |
- 1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
- 1 |
1 |
5 |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
- 2 |
4 |
|
r = 6 • 14 = 1 – 0,7 = 0,3
Корреляция между «силой воли» и «коэффициентом тревожности» не является статистически значимой.
Исходя, из полученных результатов можно сделать следующие выводы.
Корреляция между методиками незначительная, то есть коэффициент корреляции колеблется в пределах от - 1 до + 1, крайних значений коэффициента не наблюдается.
Однако небольшой разрыв наблюдается, что может говорить о несоответствии внутреннего мира испытуемых и внешними проявлениями качеств. хорошем психическом состоянии всей группы испытуемых.
Также следует отметить у испытуемого № 1 самый высокий уровень психического состояния. У испытуемого № 4 – выраженная психическая напряженность, тревожность и депрессия при этом самый большой коэффициент силы воли.
По методике «Сила воли» по всей группе испытуемых - средняя сила воли.
Выбирая вышеуказанные методики исследования, была преследована цель выявить взаимосвязь между психическим состоянием испытуемых, вызванным жизненными стрессами и как влияет сила воли на их преодоление, и преодоление депрессии и тревожности, связанные с ними и их последствиями.
Заключение
Таким образом, в данной работе была раскрыта проблема стресса и стрессогенных факторов. Следует отметить, что стресс - это неспецифическая (т.е. независящая от характера стрессора) приспособительная реакция организма к изменившимся условиям.
Стресс — реакция на быстро меняющиеся условия среды, на работу в постоянном напряжении, на нарушение режима труда и отдыха. Такие позитивные события в жизни, как свадьба и рождение детей, также являются стрессогенными факторами. То есть причины стресса могут быть и позитивными, и негативными, а вот последствия — всегда негативные.
Заключение работы:
1. Стресс - это не просто нервное напряжение. Подтверждением этого факта служит то, что стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.
2. Стресса не следует избегать. Впрочем, как отмечалось во вступлении, это и невозможно. Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Полная свобода от стресса означает смерть! Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Также, следует помнить, что последствие стресса может быть длительным, даже когда стрессор прекратил свое действие.
В целом, по результатам опроса, можно сделать вывод о благоприятной, доброжелательной обстановке в коллективе.
Список литературы
Приложения:
Бланки с ответами испытуемых по указанным в работе методикам – 10 листов.