Структурная модель памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:50, реферат

Краткое описание

. В этом реферате рассматривается, что такое память, какова ее структура и как она работает. Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Кроме того, я думаю, что каждому интересно узнать, как запоминается, сохраняется и воспроизводится информация, как работает память, как память оперирует с помощью наших пяти чувств.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ. 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ. 4
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ 9
2.1 ОБЪЕМ 10
2.2 БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ. 11
2.3 ТОЧНОСТЬ. 12
2.4 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. 14
2.5 ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ. 14
3. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ. 15
3.1 СХЕМА СТРУКТУР ПАМЯТИ 15
3.2. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. 18
3.3 СИСТЕМНЫЕ БЛОКИ СТРУКТУР ПАМЯТИ. 26
4.РАБОТА СТРУКТУР ПАМЯТИ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Реф память 1.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра “Социологии и психологии управления”

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

“Психология и педагогика”

 

По теме

''Структурная  модель памяти''

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

 

Студенческий билет:

  

Группа:

 

Проверил (а):  

 

 

 

 

 

Москва 2004 г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

«Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом»

C.Л. Рубинштейн 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

 

Мы способны овладевать множеством различных действий: завязывать ботинки, ездить на велосипеде, плавать, играть на пианино, обращаться с видеокамерой, запоминать номера телефонов, имена, иностранные языки и так далее. Список этот бесконечен. Однако ничто из этого не будет полезным, если мы не можем вспомнить то, чему научились. Без памяти нам бы пришлось ежедневно заново овладевать каждым навыком или фактом, как если бы мы сталкивались с ним впервые. Наш килограммовый мозг способен вмещать больше, чем средний компьютер. Но люди в отличие от компьютеров так же и забывают. Мы забываем дни рождения, телефонные номера, имена и многое другое. В этом реферате рассматривается, что такое память, какова ее структура и как она работает. Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Кроме того, я думаю, что каждому интересно  узнать, как запоминается, сохраняется и воспроизводится информация, как работает память, как память оперирует с помощью наших пяти чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ

 

ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации.1 Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.2 Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.3

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта:  интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти4, которые мы и рассмотрим. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  ПАМЯТИ5

 

Для того, чтобы разобраться в структуре памяти, сначала нужно рассмотреть наиболее важные ее характеристики.

 

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти,  это: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека.

 




 

 

 

  1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти  - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
  3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении
  4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

 

3. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ  

 

3.1 Схема структур памяти


 

 

 

Структура Памяти состоит из следующих уровней: кратковременная, рефлексорно-стереотипная, трансформируемая, консервативная, защитно-блокирующая, инстинктивно-генетическая и архивно-идеальная.

 

Информационно-аналитический фильтр (ИАФ) это структура, выполняющая специфические функции архивариуса. Он распределяет всю поступающую информацию по уровням памяти и системным блокам. При получении запроса на информацию от различных структур тела, он выдаёт хранимую информацию потребителю. Он обеспечивает режим информационной безопасности не допускающий использование некоторых видов информации и уровней памяти, но при некоторых условиях может снять все ограничения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Классификации видов человеческой  памяти

Рассмотрим  теперь более подробно виды памяти, которые составляют её структуру.

 

  • Рефлексорно-стереотипная память

Рефлексорно–стереотипная память характеризуется устойчивостью и относительной неизменностью информации, а также периодичностью её использования. Содержит в себе модели поведения (рефлексы, стереотипы, привычки) на однотипные раздражители. В основном обеспечивает бессознательные процессы жизнедеятельности.

 

  • Трансформируемая память

Трансформируемая память характеризуется постоянным видоизменением структуры хранимой информации. Является наиболее мобильной, активно взаимодействует с ИАФ, получает и изменяет имеющуюся информацию за счет различных поправок и дополнений. Служит основой для мышления и интеллекта. Содержит совокупность знаний получаемых в ходе обучения и изменяемых в результате приобретения личного опыта. Объем этого уровня памяти равен объему всех знаний используемых в жизнедеятельности. Она обеспечивает информацией уровни рефлексорно-стереотипной и консервативной памяти. Эта память работает с рождения до смерти, но к старости её гибкость и оперативность обработки информации снижается. Это происходит под воздействием физико-химических причин, к которым, относятся снижение необходимого количества минералов и витаминов в организме человека. В результате появляется эффект «стариковского консерватизма». Человек в своей деятельности привержен старым способам и приёмам при явном преимуществе новых. В данных случаях восприятие изменений и поправок происходит много медленнее, чем в зрелом возрасте. Замедление в каждом случае имеет свою собственную степень и зависит от состояния конкретного организма.

 

 

  • Консервативная память

Консервативная память характеризуется длительностью хранения информации без изменения. Содержит в себе два подуровня. В верхнем содержится информация догматов, которая используется, но не изменяется. Все изменения, которые могут производится сознанием с догматами, попадают в уровень кратковременной памяти и исчезают. В следующий раз догмат остаётся неизменным, поэтому все заблуждения человека очень устойчивы к переменам. В нижнем подуровне хранится невостребованная информация, что создаёт эффект «забывания». На самом деле информация никуда не исчезает, но возникают трудности с её «доставанием» в уровень оперативной памяти.

 

  • Защитно-блокирующая память

Защитно-блокирующая память характеризуется хранением специфической информации и защитой структур организма от негативного информационного воздействия. Должна обеспечивать разгрузку структур сознания и уровней памяти от негативной информации. Все страхи, обиды, комплексы и т.п. содержатся в этом уровне памяти. При снижении функций защиты они выходят в оперативную память и угнетают психику человека. В определённых условиях могут приводить к различным фобиям и маниакальным состояниям. Снижение функций защиты возможно в результате гипноза, самогипноза, медитативных состояниях, при химическом воздействии на организм (алкоголь, наркотики, токсины) и некоторых других случаях, к которым можно отнести болезненное состояние, физическое истощение и другие воздействие на организм внешней среды. Этот уровень памяти способен оказывать скрытое воздействие на весь организм через бессознательные процессы.

 

 

 

 

 

  • Инстинктивно-генетическая память

Инстинктивно-генетическая память характеризуется закреплением информации в генетической структуре и передаче её по наследству. Обладает очень большой устойчивостью к изменениям внешних условий и большой силою воздействия на бессознательные процессы.

 

  • Архивно-идеальная память

Архивно-идеальная память характеризуется абсолютной полнотой информации, получаемой с рождения генетически и приобретаемой в ходе жизни индивида. Это полноценная архивная база данных с четкой структурой хранения по времени получения информации. Фиксирует абсолютно всё без исключения. Получение из неё информации практически не возможно. Вероятно, что в момент смерти человек получает доступ в неё и в результате этого «видит» всё то, что с ним происходило в жизни.

 

По характеру участия воли.

По характеру участия воли в процессе запоминания память делят на непроизвольную (бессознательную) и произвольную (сознательную).

  • Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  • Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.  

Эффективность произвольной памяти зависит:

  1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. рис. 1); в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная; г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

 


 











 

 

Рис. 1. Этапы логического запоминания

 

 

3.2.2  По  характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает  информацию, память делят на двигательную (кинетическая), эмоциональную (аффективная), образную и словесно-логическую.

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. 6.

  • Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение сложных многообразных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти.  
    Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
  • Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.7
  • Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.  
    В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал.  Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы.8 Этим типом памяти, в сочетании со слуховой,  обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д.  Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание.9 Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.10
  • Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

Информация о работе Структурная модель памяти