Структурная модель памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:50, реферат

Краткое описание

. В этом реферате рассматривается, что такое память, какова ее структура и как она работает. Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Кроме того, я думаю, что каждому интересно узнать, как запоминается, сохраняется и воспроизводится информация, как работает память, как память оперирует с помощью наших пяти чувств.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ. 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ. 4
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ 9
2.1 ОБЪЕМ 10
2.2 БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ. 11
2.3 ТОЧНОСТЬ. 12
2.4 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. 14
2.5 ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ. 14
3. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ. 15
3.1 СХЕМА СТРУКТУР ПАМЯТИ 15
3.2. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. 18
3.3 СИСТЕМНЫЕ БЛОКИ СТРУКТУР ПАМЯТИ. 26
4.РАБОТА СТРУКТУР ПАМЯТИ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Реф память 1.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работу, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис.2

 

 

 

 

         Повторение


 

 

 



 

 

 



 


 

 

 

Рис. 2. Взаимосвязанная работа КП и ДП.

В соответствии с этой теорией ДП представляется практически неограниченной по объему, но ограниченной по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище ДП необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда на находится в КП.

Во многих жизненных ситуациях процессы КП и ДП работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его КП, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема КП.

 

  • Оперативная память

Это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. 
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

 

    • Промежуточная память

Промежуточная память -— обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Системные  блоки  структур памяти.

 

Системные блоки памяти это способы восприятия, переработки, усвоения, удержания и воспроизводства информации. Каждый из уровней памяти обладает семью системными блоками.

 

Системные блоки:

- Блок образной памяти  обусловлен наличием рецепторов  восприятия информации (глаза, уши  и т.п.). Воспринимает всю информацию  в виде образов: звука, цвета, запаха  и т.п.

- Блок энергетической  памяти обусловлен наличием центров энергии и постоянством энергообмена индивида окружающим миром. Воспринимает информацию в виде энергетических воздействий.

- Блок чувственно-эмоциональной  памяти обусловлен наличие чувств  и созданием эмоциональных отношений  к кому (чему) либо. Воспринимает информацию в виде чувств и эмоций направленных как на себя, так и от себя.

- Блок двигательной памяти  обусловлен наличием движений. Воспринимает  информацию в виде физических  движений и их совокупностей, совершаемых индивидом.

- Блок словесно-логической  памяти обусловлен наличием мыслительного  аппарата. Воспринимает информацию  в виде собственных мыслей (слова  и фразы) и получаемых извне  в результате общения с опорой  на логику, как свою, так и принимаемую  как своя.

- Блок ассоциативно-аналоговой памяти воспринимает информацию в виде аналогов при отсутствии идентификации кого (чего) либо, или как ассоциирующуюся с кем (чем) либо.

  • Блок совокупностей обусловлен наличием неразрывных связей между двумя и более видами восприятия информационной картины. Является наиболее объёмным, воспринимает только совокупную информацию восприятия кого (чего) либо.

 

 

 

4. РАБОТА СТРУКТУР ПАМЯТИ

 

Поступление информации:

1. Вся информация от  внешних, внутренних рецепторов  и частных источников организма  поступает в информационо-аналитический фильтр (ИАФ). В ИАФе информация обрабатывается и происходит процесс её опознания. Результат опознания поступает к потребностям и распределяется по уровням памяти. Иаф направляет информацию одновременно в несколько уровней памяти. Как правило, в уровень кратковременной, трансформируемой и архивно-идеальной памяти. В некоторых случаях, когда информация содержит в себе негативное воздействие, она может поступать сразу в защитно-блокирующую память, минуя трансформируемую память.

2. Для того чтобы информация  поступила в рефлексорно-стереотипный  уровень, она должна быть опознана  ИАФом как периодично используемая  на типовые раздражители. После  определения частоты и устойчивости  потребления, какой либо информации, она признаётся стереотипной. Осуществляется её перевод из трансформируемой в рефлексорно-стереотипный уровень памяти. Где информация приобретает степень оперативного использования. Эта степень зависит от ряда факторов, одним из которых является значимость для обеспечения безопасного функционирования организма. В процессе дальнейшего использования информация может, превратится в рефлекс или остаться привычкой (стереотипом), что повышает или снижает степень её оперативного использования.

3. В процессе развития  индивида часть его рефлексов и стереотипов начинает приобретать большую устойчивость. И при достижении определённого порога ИАФ переводит эту информацию в уровень инстинктивно-генетической памяти и закрепляет её на определённом месте. Таким образом, подготавливаются блоки информации для передачи потомству.

4. В случаях когда некоторая  информация активно не используется  то она может быть переведена  ИАФом в нижний подуровень  консервативной памяти, что создаёт  эффект забывания информации. В  реальности никакая информация  не забывается и не исчезает из памяти, она переходит в иные труднодоступные для сознания уровни. Если информация изначально имеет степень догмата или длительное время остаётся неизменной, то она помещается в верхний подуровень консервативной памяти. Этот подуровень позволяет использовать информацию, но не даёт ей изменятся, что обеспечивает заблуждениям и догмам очень большую живучесть.

  1. Вся совокупная информация, поступающая из различных источников, распределяется по времени поступления в структуре архивно-идеальной памяти с момента рождения до смерти индивида.

 

Потребление информации:

1. Бессознательное потребление  информации осуществляется через  ИАФ, который, получив запрос, начинает  поиск информации в уровнях  памяти связанных с бессознательными  процессами. Обнаруженная информация отправляется к источнику запроса и начинает своё воздействие, на бессознательные процессы организма, обеспечивая его жизнедеятельность. Дубликат информации посылается Предсознанию, а если запрос посылался самим Предсознанием, то информация отправляется в одном экземпляре.

Бессознательное потребление использует блоки информации в виде инстинктов, рефлексов, стереотипов, привычек, а так же всю имеющуюся информацию для обеспечения работы Сверхсознания и Начального мыслительного аппарата из ресурсов Структур памяти.

    1. Сознательное потребление осуществляется через механизм сознательной памяти, который сопровождает все запросы сознания сначала к ИАФ, затем дальше по уровням памяти в пределах допуска. Обнаруженная информация сопровождается в оперативную память сознания и удерживается там до полного выполнения всех действий структурами Сознания. Сознательная память позволяет использовать больший объём памяти, что расширяет возможности человека. Возвращение обработанной структурами сознания информации может осуществляться двумя способами. Из оперативной памяти сознания ИАФ забирает обработанную информацию, и это носит характер условно «внесознательного» запоминания. И непосредственно через сознательную память при активном участии волевого фактора осуществляется целенаправленное запоминание. Сознательная память сопровождает информацию через ИАФ к «своим» ячейкам хранения. Это мнемоническое запоминание облегчает воспроизводство информации в дальнейшей, сознательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающи клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

В данном реферате была кратко рассмотрена память: ее определения, структурная модель, основные черты и характеристики. Тем не менее,  очень важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Немов, Р.С., Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994, стр. 184
  2. Ясперс Карл, Общая психопатология, «Практика», Москва 1997, стр. 218
  3. Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии,  "Питер", Санкт-Петербург, 2000, стр. 89
  4. Статья  «Психологический парадокс человека», Дмитрий Русак
  5. Материалы сайта http://psychology.net.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра “Социологии и психологии управления”

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

“Психология и педагогика”

 

По теме

''Структурная  модель памяти''

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Вожегова Е.Д.

 

Студенческий билет: № 03-099

  

Группа: ГТБ 6 – 03/2-3

 

Проверил (а):  

 

 

 

 

 

Москва 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Р.С.Немов, стр. 185

2 Юзеф Макселон, стр. 124

3 Р.С.Немов, стр.184

4 Карл Ясперс, Общая психопатология, «Практика», Москва 1997, стр. 218

5 М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, стр.161

 

6 А.А.Крылов, С.А. Маничева, Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии,  "Питер", Санкт-Петербург, 2000, стр. 89

7 Юзеф Макселон, стр. 126

8 М.В. Гамезо, И.А.Домашенко, стр. 162

9 Юзеф Макселон, стр. 126

10 Р.С.Немов, стр. 207

11 А.А.Крылов, стр.89

12 Юзеф Макселон, стр. 125,  а также   Р.С. Немов, стр. 186

 


 



Информация о работе Структурная модель памяти