Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:53, курсовая работа
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.
Введение. 3
Глава 1. Становление эго-психологии.. 4
1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа. 4
1.2. Эпигенетический принцип. 5
Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии.. 6
2.1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. 6
2.2. Раннее детство: автономия- стыд и сомнения. 9
2.3. Возраст игры: инициативность – вина. 10
2.4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. 12
2.5. Юность: эго- идентичность – ролевое смешение. 13
2.6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция. 17
2.7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность. 19
2.8. Поздняя зрелость: эго – интеграция – отчаяние. 21
Глава 3. Основные положения Эриксона относительно природы человека. 23
Заключение. 28
Библиографический список использованной литературы.. 29
Приложение 1. 30
Приложение 2. 31
Курсовая работа
по дисциплине «Общая психология»
Тема: «сущность и содержание эго-теории
личности Эрика
Эриксона»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Становление эго-психологии.. 4
1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа. 4
1.2. Эпигенетический принцип. 5
Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии.. 6
2.1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. 6
2.2. Раннее детство: автономия- стыд и сомнения. 9
2.3. Возраст игры: инициативность – вина. 10
2.4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. 12
2.5. Юность: эго- идентичность – ролевое смешение. 13
2.6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция. 17
2.7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность. 19
2.8. Поздняя зрелость: эго – интеграция – отчаяние. 21
Глава 3. Основные положения Эриксона относительно природы человека. 23
Заключение. 28
Библиографический список использованной литературы.. 29
Приложение 1. 30
Приложение 2. 31
Введение
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.
Эго-психология Эриксона
считается развитием психоанализа, но
он отошёл от психоанализа по нескольким
важным пунктам: сдвиг акцента от ид к
эго; подчёркивание исторических условий
формирования эго у ребёнка; его теория
охватывает всё жизненное пространство
индивидуума; наконец, его взгляды на природу
и разрешение психосексуальных конфликтов
отличались от таковых у Фрейда.
Центральным для эриксоновской теории
развития эго является эпигенетический
принцип. Согласно ему, человек в течение
жизни проходит через несколько универсальных
для всего человечества стадий. Личность
развивается ступенчато, переход от одной
ступени к другой предрешён готовностью
личности двигаться в направлении дальнейшего
пути. Общество устроено так, что развитие
социальных возможностей принимается
одобрительно, общество способствует
сохранению этой тенденции, поддержанию
её темпа и последовательности развития.
Эриксон описал восемь стадий психосоциального
развития личности: младенчество (базальное
доверие – базальное недоверие); раннее
детство (автономия – стыд и сомнение);
возраст игры (инициативность – вина);
школьный возраст (трудолюбие – неполноценность);
юность (эго-идентичность – ролевое смешение);
ранняя зрелость (интимность – изоляция);
средняя зрелость (продуктивность – инертность);
наконец, поздняя зрелость (эго-интеграция
– отчаяние).
Задавшись целью данной курсовой работы, изучить сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона, где объектом является личность, а предметом – этапы развития личности; мы ставим перед собой задачи: изучить литературу по данной теме, рассмотреть развитие эго-теории в психоанализе, рассмотреть общую характеристику этапов человеческого развития, рассмотреть положение Эрика Эриксона относительно природы человека.
Глава 1. Становление эго-психологии
1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа
Теоретические формулировки
Эриксона касаются исключительно развития
эго. Хотя он неизменно настаивал на том,
что его идеи не более, чем дальнейшее
систематическое развитие концепции Фрейда
о психосексуальном развитии в свете новых
открытий в социальных и биологических
науках,
Эриксон решительно отошел от классического
психоанализа по четырем важным пунктам.
Во-первых, в его работе отчетливо виден
решительный сдвиг акцента от ид к эго,
что сам Фрейд лишь частично признавал
в последние годы своей деятельности.
С позиции Эриксона, скорее именно эго
составляет основу поведения и функционирования
человека. Он рассматривал эго как автономную
структуру личности, основным направлением
развития которой является социальная
адаптация; параллельно идет развитие
ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу
человека, названный эго-психологией,
радикально отличается от раннего психодинамического
мышления тем, что эго-психология описывает
людей как более рациональных и поэтому
принимающих осознанные решения и сознательно
решающих жизненные проблемы. В то время
как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь
разрешить конфликт между инстинктивными
побуждениями и моральными ограничениями,
Эриксон доказывал, что эго – это автономная
система, взаимодействующая с реальностью
при помощи восприятия, мышления, внимания
и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным
функциям эго, Эриксон считал, что человек,
взаимодействуя с окружением в процессе
своего развития, становится все более
и более компетентным.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдении за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развития
эго охватывает все жизненное
пространство индивидуума (то
есть от младенчества до
И, наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том. чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.
Стоит отметить, что
существуют и вопросы, по
Эриксоном существует согласие. Например,
оба теоретика сходятся в том, что стадии
развития личности предопределены, и порядок
их прохождения является неизменным. Эриксон
также признает биологические и сексуальные
основы всех более поздних мотивационных
и личностных диспозиций, а также принимает
фрейдовскую структурную модель личности
(ид, эго, суперэго).
1.2. Эпигенетический принцип
Центральным для созданной
Эриком Эриксоном теории развития эго
является положение о том, что человек
в течение жизни проходит через несколько
универсальных для всего человечества
стадий. Процесс развертывания этих стадий
регулируется в соответствии с эпигенетическим
принципом созревания.
Под этим Эриксон понимает следующее:
1) в принципе, личность
развивается ступенчато, переход
от одной ступени к другой
предрешен готовностью
2) общество, в принципе, устроено
так, что развитие социальных
возможностей человека
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.
Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в табл. 1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства; приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.
Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии
2.1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольном камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самою характеристику «уверенностью». Младенец, имеющий базальное чувство «внутренний определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества.
Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.
Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявления родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научится доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее.
Вопрос о том, что является
причиной первого важного
Основная предпосылка
психосоциальной теории состоит
в том, что кризис «доверие – недоверие»
не всегда находит разрешение в течение
первого или второго года жизни.
В соответствии с эпигенетическим
принципом, дилемма доверие –
недоверие будет проявляться
снова и снова на каждой последующей
стадии развития, хотя она и является
центральной для периода
Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Эта способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для эффективного принятия решений; поэтому базальное доверие не стоит трактовать в контексте шкалы достижений. Эриксон заявлял, что животные обладают почти инстинктивной готовностью к приобретению психосоциальных навыков, а у людей психосоциальные способности приобретаются в процессе научения. Кроме того, он утверждал, что в различных культурах и социальных классах матери учат доверию и недоверию по-разному. Но путь приобретения базального доверия по самой сути своей универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она вот-вот вернется и накормит его подходящее время подходящей пищей.
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие-недоверие», Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество эго, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. Эриксон подчеркивает: когда институт религии утрачивает для индивидуума свое ощутимое значение, он становится неуместным, устаревает и, возможно, на смену ему даже приходят другие, более значимые источники веры и уверенности в будущем (например, достижения науки, искусства и общественной жизни).
2.2. Раннее детство: автономия- стыд и сомнения
Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегая чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой - как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свободы типа «пусть попробует» и, напротив, попустительство как деструктивную форму избавления от хлопот. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду.
Информация о работе Сущность и содержание эго-теории личности Э.Эриксона