Сущность стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть физиологические механизмы стресса. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
проанализировать специальную литературу по данной проблеме;
дать понятие о стрессе и его основных особенностях;
определить причины возникновения стресса;
проанализировать физиологические механизмы стресса;
дать характеристику основным методам профилактики и борьбы со стрессом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Сущность стресса 4
1.1 Понятие стресса и его особенности 4
1.2 Причины возникновения стресса 7
2. Физиологические механизмы стресса 10
2.1 Процесс развития стресса 10
2.2 Последствия стресса 12
3. Методы профилактики и борьбы со стрессом 17
3.1 Профилактика стресса 17
3.2 Методы борьбы со стрессом 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Приложение 1 26
Приложение 2 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по валеологии.docx

— 67.12 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Сущность стресса 4

1.1 Понятие стресса и его особенности 4

1.2 Причины возникновения стресса 7

2. Физиологические механизмы стресса 10

2.1 Процесс развития стресса 10

2.2 Последствия стресса 12

3. Методы профилактики и борьбы со стрессом 17

3.1 Профилактика стресса 17

3.2 Методы борьбы со стрессом 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Приложение 1 26

Приложение 2 28

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек постоянно  живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: плохая экология, жесткий  ритм городской жизни, агрессивная  социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д.

Сам этот термин – «стресс» - стал для людей уже обыденным  словом, в которое вкладывается представление  об изменениях поведения и целая  гамма чувств и переживаний, возникающих  в сложных ситуациях или при  повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии, медицины, физиологии, психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде и касающееся организма.

Стресс многолик в своих  проявлениях. Он играет важную роль в  возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.

Актуальность темы вызвана большой ролью стресса в жизни современного общества и его негативным влиянием на организм человека.

Объект исследования – стресс.

Предмет исследования – физиологические механизмы стресса.

Цель исследования – раскрыть физиологические механизмы стресса. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать специальную литературу по данной проблеме;
  2. дать понятие о стрессе и его основных особенностях;
  3. определить причины возникновения стресса;
  4. проанализировать физиологические механизмы стресса;
  5. дать характеристику основным методам профилактики и борьбы со стрессом.

Гипотеза: Если дать характеристику стресса, его особенностей и проследить его физиологические механизмы, то можно не только предупредить возникновение стресса, но и эффективно бороться с ним.

В качестве основных источников и литературы по выбранной теме были использованы работы следующих авторов: Г. Селье, Т. Холмса, Б. Голдстоуна.

 

Глава 1. Сущность стресса

    1. Понятие стресса и его особенности

Все знают, что «современная жизнь полна стрессов», что «все болезни от стрессов» и что  их нужно снимать. А вот что  такое собственно стресс и чем  он опасен, известно немногим.

В переводе с английского  языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.

Впервые термин «стресс» в  физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции для обозначения «нервно-психического» напряжения. Он назвал его синдромом «бороться или бежать».

Энциклопедический словарь  дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».

Ученые Ю. Б. Абрамов и М. А, Уколова считают, что стресс – это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и человек не имеют возможности удовлетворять свои потребности.

Знаменитый исследователь  стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения. Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Впервые физиологический  стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

В своей книге «Стресс  жизни» Г. Селье дал следующее определение стрессу: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса».

Еще в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом, в общем-то, известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены);
  2. стадия сопротивляемости;
  3. стадия истощения.

Для каждой стадии описаны  характерные изменения в нервно-эндокринном  функционировании. Реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. На стадии сопротивления организму удается, за счет предшествующей мобилизации, успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации».

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

В зависимости от стрессоров различают физиологические и психологические стрессы. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды  и т.д., когда человек в течение  длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При  этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. Эта классификация представлена на таблице 1.

 

Стресс

Физиологический

Психологический

возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Информационный 

Эмоциональный

возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения

имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.)


Таблица 1. Классификация стресса.

    1. Причины возникновения  стресса

Для того чтобы разобраться, как же стресс может повлиять на здоровье, необходимо сначала выяснить причины, которые способны его вызвать. Известно, что стресс может быть реакцией, как на психический, так и на физический раздражитель. Исходя из этого, стрессоры можно разделить на две категории: психические и физические.

    К физическим  раздражителям можно отнести:

  • Резкие изменения климатических условий во время переездов. Такая ситуация может возникнуть когда вы живя на равнине отправляетесь в отпуск, в горы. Изменение давления, состава воздуха, количества ультрафиолетового освещения, все эти факторы влияют на ваш организм, а их резкие изменения порой могут на нем негативно сказаться.
  • Травма. Тут в принципе всё понятно, это всегда неприятно, и, как правило, стресс обеспечен.
  • Проблемы со здоровьем. Если человек плохо себя чувствует он несомненно испытывает стресс.
  • Дискомфорт. Это может проявляться по разному, но физические неудобства могут привести к стрессу. К примеру, туфли, которые жмут, или неудобное кресло в автобусе, слишком шумная обстановка, всё это и многое другое может вызывать стресс.

Психическими раздражителями являются:

  • Мелкие ежедневные проблемы. Это одна из самых распространённых причин стресса. По статистике наиболее частыми стрессором являются пробки на дорогах. К мелким ежедневным проблемам также можно отнести, грубость пассажиров общественного транспорта, попадание по дождь, плохой вид из окна и т. д
  • Конфликты с людьми и ссоры с родственниками. К сожалению человек, устроен так, что ссорится он с тем, кто рядом. Статистика говорит о том, что большинство ссор происходит между близкими людьми (родственниками, супругами, близкими друзьями). Естественно такие конфликты приносят его участникам намного большее огорчение, а, следовательно, и стресс, чем, если бы они не знали друг друга. Это крайне неприятный фактор, однако, как правило, в таких конфликтах виноваты сами участники ссоры. Поняв их вред, можно научиться их избегать. Существует целая наука, изучающая такие процессы – конфликтология.
  • Напряжённая или монотонная работа. Напряжённая, возможно даже связанная с риском работа может хорошенько подпортить нервы. С другой стороны скучная и монотонная деятельность, не приносящая радости тоже чрезвычайно вредна для психики. Людям свойственно уставать от работы, для этого и существуют отпуска. Но если работа в тягость и отпуск не приносит ожидаемого эффекта, скорее всего, стоит подумать о смене рабочего места или внести преобразования в рабочий процесс.
  • Финансовые трудности. Это классическая проблема, с ней сталкиваются многие. Статистика и опыт показывают, что чем сильнее человек дорожит деньгами, тем больше ему их не хватает, отсюда подавленность, стрессы и апогеем всего может стать депрессия.
  • Недостижимые мечты и завышенные требования к себе. В наш век больших возможностей и глобализации, когда скоростной обмен информацией перестал быть чем-то сверхтрудным. Со скоростью света начали летать и наши мечты и фантазии. Порой они могут достигать небывалых высот, но все мы люди и не всё нам под силу. Поэтому, если хотите избежать стресса, ставьте перед собой достижимые задачи.
  • Обвинение себя во всех проблемах, даже в тех, что произошли не по вашей вине. Как ни странно мир полон противоречий. Существуют люди, которые никогда себя ни в чём не винят, даже если и действительно виноваты. Они сделают всё, чтобы переложить бремя собственной ошибки на чужие плечи. Но есть и другой тип людей, которые согласны винить себя во всём, что только подвернётся, они же охотно принимают тяжёлую ношу вины тех, кто им возлагает её на плечи. Обвиняя себя в чём-то особенно в том, что произошло не по их вине, люди сами создают себе стресс, очень сильный стресс, который, как и совесть, не будет давать покоя. Если человек сам не может справиться с данной проблемой, стоит обратиться за консультацией к психологу.

Информация о работе Сущность стресса