Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть физиологические механизмы стресса. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
проанализировать специальную литературу по данной проблеме;
дать понятие о стрессе и его основных особенностях;
определить причины возникновения стресса;
проанализировать физиологические механизмы стресса;
дать характеристику основным методам профилактики и борьбы со стрессом.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Сущность стресса 4
1.1 Понятие стресса и его особенности 4
1.2 Причины возникновения стресса 7
2. Физиологические механизмы стресса 10
2.1 Процесс развития стресса 10
2.2 Последствия стресса 12
3. Методы профилактики и борьбы со стрессом 17
3.1 Профилактика стресса 17
3.2 Методы борьбы со стрессом 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Приложение 1 26
Приложение 2 28
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Сущность стресса 4
1.1 Понятие стресса и его особенности 4
1.2 Причины возникновения стресса 7
2. Физиологические механизмы стресса 10
2.1 Процесс развития стресса 10
2.2 Последствия стресса 12
3. Методы профилактики и борьбы со стрессом 17
3.1 Профилактика стресса 17
3.2 Методы борьбы со стрессом 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Приложение 1 26
Приложение 2 28
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: плохая экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д.
Сам этот термин – «стресс» - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии, медицины, физиологии, психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде и касающееся организма.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.
Актуальность темы вызвана большой ролью стресса в жизни современного общества и его негативным влиянием на организм человека.
Объект исследования – стресс.
Предмет исследования – физиологические механизмы стресса.
Цель исследования – раскрыть физиологические механизмы стресса. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Гипотеза: Если дать характеристику стресса, его особенностей и проследить его физиологические механизмы, то можно не только предупредить возникновение стресса, но и эффективно бороться с ним.
В качестве основных источников и литературы по выбранной теме были использованы работы следующих авторов: Г. Селье, Т. Холмса, Б. Голдстоуна.
Все знают, что «современная жизнь полна стрессов», что «все болезни от стрессов» и что их нужно снимать. А вот что такое собственно стресс и чем он опасен, известно немногим.
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции для обозначения «нервно-психического» напряжения. Он назвал его синдромом «бороться или бежать».
Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».
Ученые Ю. Б. Абрамов и М. А, Уколова считают, что стресс – это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и человек не имеют возможности удовлетворять свои потребности.
Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения. Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.
В своей книге «Стресс жизни» Г. Селье дал следующее определение стрессу: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса».
Еще в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом, в общем-то, известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.
При стрессе, наряду с элементами
адаптации к сильным
Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:
Для каждой стадии описаны
характерные изменения в
Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации».
Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.
В зависимости от стрессоров различают физиологические и психологические стрессы. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. Эта классификация представлена на таблице 1.
Стресс | ||
Физиологический |
Психологический | |
возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.) |
Информационный |
Эмоциональный |
возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения |
имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.) |
Таблица 1. Классификация стресса.
Для того чтобы разобраться, как же стресс может повлиять на здоровье, необходимо сначала выяснить причины, которые способны его вызвать. Известно, что стресс может быть реакцией, как на психический, так и на физический раздражитель. Исходя из этого, стрессоры можно разделить на две категории: психические и физические.
К физическим раздражителям можно отнести:
Психическими раздражителями являются: